Задача о драгоценных камнях




МЫШЛЕНИЕ

Вписать недостающие буквы

 

         
П-ро Д-р-во П-л-а З-о-ок С-я-о-ть
Г-ра З-м-к О-р-ч К-и-а К-с-а-ник
П-ле К-м-нь К-р-он С-е-ло У-и-е-ь
К-са С-р-й З-р-о К-ы-а А-е-ь-ин
Т-ло Н-в-д В-с-ок Т-а-а С-а-ц-я
П-ля Х-л-д С-г-об К-у-ка Ч-р-и-а
В-ра П-с-к В-т-в С-а-ка К-п-с-а
С-жа К-з-л П-д-ак Т-у-а Т-у-о-ть
Д-уша З-л-нь К-р-а С-а-а С-е-о-а
Р-ка Т-л-га Б-л-он П-е-а К-н-о-а

 

Результат:___________________________________________________

 

 

Найти пропущенные слова

 

Это был теплый, сияющий майский.... Необычная ранняя... уже успела растопить..., прогнать по... бурные потоки талой..., покрыть свежей, ярко-зеленой... землю.... заставила выставить вторые рамы, распахнуть.... Город повеселел, встряхнулся после длинной, серой, мокрой.... Солнце украсило..., сделало наряднее, светлее и ярче.... было везде: и на крышах, только что покрытых оцинкованным..., и в витринах многочисленных..., и на дверных начищенных..., и на мутноватой серой глади..., и на трапе белого..., и на лицах.... Солнце... в глаза людям и как бы...: "Смотрите, какая... вокруг!"

Выбрать слова

Одно из четырех

В каждой строчке из четырех слов три обозначают однородные предметы, а четвертое - предмет другого рода. Укажите (подчеркните) это слово.

1) НАГРАДА. ТОКАРЬ. ПРИКАЗ. ПРЕМИЯ.

2) ЛАМПА. ФОНАРЬ. СОЛНЦЕ. СВЕЧА.

3) ФРАНЦУЗ. ИТАЛЬЯНЕЦ. ВЕГЕТАРИАНЕЦ. ИСПАНЕЦ.

4) САПОГИ. БОТИНКИ. ШНУРКИ. ВАЛЕНКИ.

5) СТОЛ. СТУЛ. ПОЛ. КРОВАТЬ.

6) СЛАДКИЙ. ГОРЬКИЙ. ГОРЯЧИЙ. КИСЛЫЙ.

7) ТЕЛЕГА. САНИ. ТРАКТОР. ТАРАНТАС.

8) ТОКАРЬ. ПИСАРЬ. БУКВАРЬ. ПЕКАРЬ.

9) ШУМ. ГРОМ. ГРАД. ГРОХОТ.

10) НОС. УШИ. ОЧКИ. ГЛАЗА.

 

Результат___________________________________________________:

Одно из пяти

В каждой строке таблицы слева приведена пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Справа дано слово, к которому надо подобрать одно из пяти помещенных ниже слов, чтобы получилась пара, в которой слова относились бы друг к другу так же, как и в левой паре.

 

  Электричество: проволока Пар:?
    лампочка, лошадь, ток, вода, труба, кипение
  Паровоз: вагоны Конь:?
    поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
  Алмаз: редкий Железо:?
    драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный
  Бежать: стоять Кричать:?
    молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
  Волк: пасть Птица:?
    воздух, клюв, соловей, яйцо, пение
  Растение: семя Птица:?
    зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
  Театр: зритель Библиотека:?
    актер, книга, читатель, библиотекарь, любитель
  Железо: кузнец Дерево:?
    пень, пила, столяр, кора, лесник
  Нога: костыль Глаза:?
    палка, очки, слезы, зрение, нос
  Утро: ночь Зима:?
    мороз, день, январь, осень, сани

Результат___________________________________________________

 

Ассоциативный эксперимент

 

Экспериментатор произносит слова (сначала первого столбца, затем второго и т.д.), а испытуемый должен отвечать на каждое слово первым пришедшим ему в голову словом - и как можно быстрее.

 

гора сад лес озеро пруд ручей река лощина долина море
стул стол шкаф диван табуретка тумбочка ящик полка комод сундук
огурец помидор тыква свекла редиска редька картофель капуста репа морковь
пальто шуба картуз шапка шаль платок пиджак платье костюм куртка
трава дерево овощи фрукты птица рыба куст цветок погода природа
перо портфель книга учебник ручка карандаш чернила бумага тетрадь газета
роза ромашка фиалка ландыш тюльпан василек мак подсолнух кувшинка лилия
кошка собака лошадь конь коза корова белка кролик слон медведь
ситец сатин бархат шелк марля вата шерсть сукно дерюга холст
груша яблоко малина клюква слива вишня клубника ягода дыня арбуз
пол потолок стена крыша дверь окно полено бревно ворота крыльцо
ястреб коршун ворона сорока сова воробей ласточка соловей голубь сокол
морс ситро квас чай компот кисель сметана молоко сахар соль
автобус трамвай поезд паровоз пароход корабль телега сани комбайн трактор
дуб клен осина сосна береза тополь ветла ива ель вяз
город деревня переулок улица поселок село тропа дорога сарай дом
кружка стакан чашка тарелка вилка ложка самовар чайник блюдце кастрюля
ветерок воздух солнце небо облако туча земля пашня дым туман
лампа свеча фонарь спичка камень кирпич фабрика завод машина часы
пшеница рожь просо пшено ячмень овес крупа лапша рис гречиха

Перевод с русского на суахили

 

Перед Вами - 4 фразы на языке суахили (в русской транскрипции) и их перевод на русский язык:

Акупенда = Он любит тебя.

Авапига = Он бьет их.

Никупига = Я бью тебя.

Авупенда = Он любит нас.

 

Как на суахили сказать: " Я люблю их "?

 

Ответ:_______________________________

 

Задачи мудрого Саида

Задача о ленточках

Слава великого мудреца Саида намного опережала его появление. И когда стало известно о его прибытии в город, к нему пришли три человека.

- О мудрейший из мудрейших! - обратились они к Саиду. - Нас считают самыми мудрыми в нашем городе. Но мы хотели бы выяснить, кто первый мудрец среди нас троих. Не можешь ли ты помочь нам разобраться в этом?

- Хорошо, - ответил Саид. - Если каждый из вас действительно обладает искусством мыслить, то я помогу вам установить, кто владеет этим искусством лучше других.

Саид вытащил из своей шкатулки несколько ленточек и сказал:

- Видите, тут три белых и две черных ленточки. Садитесь и закройте глаза. Я повяжу каждому голову одной из этих ленточек, а две оставшиеся опять спрячу в шкатулку. Когда вы откроете глаза, каждый из вас увидит, какого цвета ленточки у двух других, но не будет знать, какого цвета ленточка у него самого. Того, кто первым догадается об этом, вы и можете счесть мудрейшим из вас.

Некоторое время гости Саида в молчании сидели и смотрели друг на друга. И, наконец, один из них назвал цвет своей ленточки.

- Поздравляю тебя! - сказал великий Саид. - Ты первый мудрец среди вас!

Какие ленточки были на головах трех городских мудрецов? Как один из них смог определить цвет своей ленточки?

 

Ответ: ______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 


Задача о драгоценных камнях

Узнав, что знаменитый мудрец Саид намеревается посетить его владения, Великий Визирь пожелал встретиться с ним.

- О мудрейший из мудрейших! - произнес с почтением Великий Визирь. - Двенадцать самых выдающихся умов государства объединены в моем Совете Мудрых. Но я хотел бы убедиться, что все они действительно столь мудры, что по праву достойны занимать место в нем. Предложи им такое испытание, выполнить которое они смогли бы только в том случае, если каждый из них проявит истинную мудрость.

- Хорошо, - сказал Саид. - Созови свой Совет. И прикажи найти 12 драгоценных камней и 12 шкатулок.

Когда Совет Мудрых собрался, Саид приступил к делу:

- Досточтимые члены Совета Мудрых! Перед каждым из Вас слуги поставили по шкатулке. Я буду просить вас по очереди на минуту покинуть зал и в это время положу в его шкатулку один из драгоценных камней - либо рубин, либо изумруд. Все остальные, кроме вышедшего, будут видеть, что я кладу в его шкатулку.

Первому Саид положил рубин, второму и третьему - изумруды. Когда в зал возвратился последний мудрец, Саид сказал:

- Каждый из вас знает, кому какой камень я положил. Каждому из вас неизвестно, что находится в его шкатулке. Но если вы действительно мудры, а глаза и память не отказывают вам, то молчаливое размышление поможет вам выполнить мою просьбу: пусть все, кому положен изумруд, поставят свои шкатулки перед Великим Визирем.

Молча стояли мудрецы, и никто из них не двинулся с места. Великий Визирь рассвирепел:

- Да они недостойны быть в моем Совете Мудрых! Стража! Изгнать их из дворца!

- Не торопись, - остановил Великого Визиря Саид. - На их месте я вел себя точно также.

Спустя десять минут Саид повторил свое просьбу: "Все, у кого в шкатулках изумруды, поставьте шкатулки перед Великим Визирем!" И опять никто не сделал ни шагу. Через каждые десять минут Саид снова и снова произносил свою просьбу. Великий Визирь хмурился, лицо его выражало неудовольствие и разочарование. После того, как впервые прозвучала просьба Саида, прошел целый час. И тогда среди мудрецов вдруг началось движение. Часть их двинулась к Великому Визирю и с поклоном положила к его ногам свои шкатулки. Визирь открыл их - там лежали изумруды. А в шкатулках у тех, кто остался на своих местах, были только рубины.

- О Великий Визирь! Ты можешь гордиться: твой Совет состоит из людей, которые достойны звания мудрецов! - поздравил Визиря мудрейший из мудрейших и покинул дворец.

Сколько изумрудов положил в шкатулки Саид? Как мудрецы догадались, какой камень лежит у каждого из них?

 

Ответ: ______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 


Методика "Выделение существенных признаков"

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления,

способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от

несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно

судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или

абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из

пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах

подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою

способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться

от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при

котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные

признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые

составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в

скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два,

которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в

скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может

существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и

растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова -

"земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово,

стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова,

находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками.

Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед

скобками.

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Ответы (ключ).


1. Растения, земля.

2. Берег, вода.

3. Здания, улица.

4. Крыша, стены

5. Углы, сторона.

6. Делимое, делитель.

7. Диаметр, окружность.

8. Глаза, текст.

9. Бумага, редактор.

10. Игроки, правила.

11. Сражения, солдаты.

12. Бумага, текст.

13. Голос, мелодия.

14. Колебания почвы, шум.

15. Книги, читатели.

16. Почва, дерево.

17. Состязания, победа.

18. Врач, больные.

19. Чувства, человек.

20. Родина, человек.


 

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях

самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить,

задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает

дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого

записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального

обследования.

 

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании

конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если

испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать

как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по

таблице.

 

Оценка в баллах                  
Количество правильных ответов 20-19   16-17 14-15 12-13 10-11      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: