Образец фонетической транскрипции




ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

(Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Лексикология. Фразеология)

Задание 1. Затранскрибируйте текст (18 - 20 слов). Укажите автора. Выделите фразы (//), речевые такты (/), фонетические слова. Разбейте слова на слоги

(| - значок слогораздела).

Если согласный звук мягкий, отметьте значком (звуки [j], [ч] – всегда мягкие, поэтому можно не обозначать их мягкость).

 

Образец фонетической транскрипции

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)

 

[н’ иэ|в ’ |т’ ьр / б |ш ý|j ь т н a|д б ό|р ъ м // н’ иэ|з г ό р /

п ъ|б’иэ |л’ р |ч j ú // м a|р ό с в ъ|j иэ|в ό|д ъ / д a|з |р ъ м /

a|п х ό|д’ т в л a|д’ |н’ j ь с в a|ú //].

 

1) При выполнении фонетической транскрипции смотрите темы: «Фонетическое членение речи», «Слог», «Ударение», «Фонетическая транскрипция», «Позиционные чередования звуков»;

2) буквы для обозначения звуков в транскрипции не соединяйте.

 

Задание 2. Из затранскрибированного Вами текста выпишите согласные по участию тона и шума в их образовании.

Образец:

1)Сонорные согласные: [н’], [р], [j], [н], [м], [л’], [л];

2) Шумные звонкие согласные: [в’], [б], [д], [з], [г], [б’], [ж], [в], [д’];

3) Шумные глухие согласные: [т’], [ш], [т], [п], [ч], [с], [х].

Примечания: 1) если согласные звуки повторяются, выписывайте их один раз;

2) При выполнении задания смотрите тему «Классификация согласных звуков».

 

Задание 3. Определите, каким артикуляционным признаком различаются данные звуки:

[и] - [ы], [а] - [ы], [у] - [о], [э] - [о], [э] - [и]; [д] - [т], [т] - [с], [н] - [д], [ш] - [j], [ц] - [с], [в]- [з], [н] - [м], [б] - [м].

Образец: [и] - [ы]: звук [и] – переднего ряда, звук [ы] – среднего ряда,

[б] - [м]: звук [б] – шумный звонкий, звук [м] – сонорный.

Примечание: При выполнении задания смотрите тему «Классификация звуков речи».

Задание 4. Сделайте фонетический анализ 1 слова (из Вашего текста), состоящего из 5-6 звуков.

Сущность фонетического анализа заключается в физиолого-акустической характеристике звуков.

Этапы выполнения фонетического анализа:

1. Затранскрибировать слово, поставить словесное ударение.

2. Указать, сколько в слове букв, звуков, слогов.

3. Дать характеристику слогам (по конечному и начальному звукам).

4. Дать характеристику каждому звуку.

При анализе гласных звуков следует:

1.охарактеризовать гласный звук по месту подъёма языка (по ряду),

2.охарактеризовать гласный звук по степени подъёма языка (по подъёму),

3.охарактеризовать гласный звук по участию губ (огубленный или неогубленный),

4.назвать гласный звук по его положению к ударению (ударный или безударный).

При анализе согласных звуков следует:

1.охарактеризовать согласный звук по участию голоса и шума (сонорный или шумный: звонкий или глухой), отметить наличие или отсутствие соответствующего парного звука,

2.охарактеризовать звук по месту образования шума (язычный или губной: губно-зубной, губно-губной),

3.охарактеризовать звук по способу образования шума (щелевой или смычный),

4.охарактеризовать согласный звук по признаку твёрдости-мягкости (твёрдый или мягкий), отметить наличие или отсутствие соответствующего парного звука.

Образцы фонетического анализа:

 

Не ветер – [н’иэ|в’ |т’ьр] - это фонетическое слово, так как имеет одно словесное ударение. Есть проклитика. В слове 7 букв, 7 звуков, 3 слога.

 

[н’иэ], [в’ ] – слоги открытые, т.к. заканчиваются гласными звуками; прикрытые, т.к. начинаются с согласных звуков;

[т’ьр] – слог закрытый, т.к. заканчивается согласным звуком; прикрытый, т.к. начинается с согласного звука.

 

[н’]- согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1.сонорный, т.к. состоит из тона и шума, но тон преобладает, непарный,

2.переднеязычный,

3.смычный,

4.мягкий, парный: [н]- [н’];

э] - гласный звук, т.к. состоит только из тона,

1.переднего ряда,

2.верхне-среднего подъема,

3.неогубленный,

4.безударный, краткий;

[в’] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1.шумный, звонкий, т.к. состоит из тона и шума, но шум преобладает, парный: [в’]- [ф’],

2.губной, губно-зубной,

3.щелевой,

4. мягкий, парный:[в]- [в’];

[ ] - гласный звук, т.к. состоит только из тона,

1.переднего ряда,

2.среднего подъема,

3.неогубленный,

4. ударный, долгий;

[т’] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1.шумный, глухой, т.к. состоит только из шума, парный: [д’]- [т’],

2.переднеязычный,

3.смычный,

4.мягкий, парный: [т]- [т’];

[ь] - гласный звук, т.к. состоит только из тона,

1.переднего ряда,

2.средне-верхнего подъема,

3.неогубленный,

4.безударный, сверхкраткий;

[р] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1.сонорный, т.к. состоит из тона и шума, но тон преобладает, непарный,

2.переднеязычный,

3.смычный,

4.твердый, парный: [р]- [р’].

 

Бушует - [б |ш ý|j ь т] - это фонетическое слово, так как имеет одно словесное ударение. В слове 6 букв, 7 звуков, 3 слога.

] - слог открытый, т.к. заканчивается гласным звуком; прикрытый, т.к. начинается с согласного звука;

[ ш ý ] – слог открытый, т.к. заканчивается гласным звуком; прикрытый, т.к. начинается с согласного звука, ударный;

[ j ь т ] – слог закрытый, т.к. заканчивается согласным звуком; прикрытый, т.к. начинается с согласного звука.

 

[ б ]- согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума;

1. шумный, звонкий, т.к. состоит из тона и шума, но шум преобладает, парный: [б]- [п];

2.губной, губно-губной;

3.смычный;

4. твёрдый, парный: [б]- [б’].

[ ] - гласный звук, т.к. состоит только из тона;

1. заднего ряда;

2.верхнего подъема;

3. огубленный;

4. безударный, краткий.

[ш ] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1.шумный, глухой, т.к. состоит только из шума, парный: [ж]- [ш];

2.язычный;

3. щелевой;

4.твердый, непарный.

[ý ] - гласный звук, т.к. состоит только из тона;

1. заднего ряда;

2. верхнего подъема;

3. огубленный;

4. ударный, долгий.

[ j ] -согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума;

1.сонорный, т.к. состоит из тона и шума, но тон преобладает, непарный;

2. язычный;

3. щелевой;

4.мягкий, непарный.

[ ь ] - гласный звук, т.к. состоит только из тона;

1. переднего ряда;

2. верхне-среднего подъема;

3. неогубленный;

4. безударный, сверхкраткий.

[т] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1.шумный, глухой, т.к. состоит только из шума, парный: [д]- [т];

2.язычный;

3.смычный;

4.твёрдый, парный: [т]- [т’].

Задание 5. Расположите в алфавитном порядке все слова из приведенного Вами текста (см. задание 1).

Образец: бором, бушует …

Задание 6. Приведите примеры 15 слов, в которых йотированные буквы «е», «ё», «ю, «я» обозначают по два звука и по две фонемы (по 5 примеров на каждую позицию).

Образец:

1)В абсолютном начале слова: е ль, е ловые, я ркий, ё ж, ю ла.

2) После букв «ь», «ъ»: руч ьи, владен ья, под ъе зд, с ъё мка, в ью га, обез ья на.

3) После гласных: буш уе т, в ое вода, пост оя нн ую, неч ая нно, незнаком ую.

Задание 7. Основным принципом русской орфографии является фонематический принцип. В чём его сущность? Приведите примеры 5 слов, буквы в которых пишутся по данному принципу. Обоснуйте свой выбор.

Образец:

Бушу - е т- буква «е» в окончании 3 лица, настоящего времени глагола пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение - по ет.

 

(Над) бор - о м - буква «о» в окончании существительного мужского рода, Творительного падежа пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение - (над) стол ом.

 

П о – б е ж – а – л – и - 1) буква «о» в приставке пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить фонему в сильную позицию, т.е. под ударение - по иск;

2) буква «е» в корне пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение - б е г;

3) буква «и» в окончании глагола прошедшего времени, множественного числа пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить фонему в сильную позицию, т.е. под ударение – пошл и.

Моро з - буква «з» в корне пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. перед гласным или сонорным: моро з ы, мороз н ый.

 

В о д – ян - й – 1) буква «о» в корне пишется по фонемному принципу, т.к. можно поставить фонему в сильную позицию, т.е. под ударение - в о дный;

2) буква «я» в суффиксе имени прилагательного пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение – песч ан ый.

 

Ск з – к- а – 1) буква «з» в корне пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. перед гласным – ска з очник;

2) буква «а» в окончании существительного женского рода, Именительного падежа пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение – стрел а.

 

Примечание: 1) следует помнить, что для проверки букв в корне нужно подбирать родственные слова или формы этого же слова, а для проверки букв в приставках, суффиксах, окончаниях можно подбирать другие слова с такими же частями; 2) примеры не должны быть однотипными.

Задание 8. Объясните,в чём проявляется фонетический принцип написания данных слов. Приведите примеры 12-15 слов, распределите их по группам в зависимости от правил правописания:

 

Образец:

1) без нравственный, бес совестный, раз дать,рассыпать … - буквы «з», «с» в этих приставках пишутся в зависимости от …;

2) рас писание, раз вал, роз вальни, рос пись - буквы «о», «а» пишутся в данных приставках в зависимости от …;

3) предыстория, идея, сыграть, игра – буквы «и», «ы» в корнях слов пишутся в зависимости от …;

4) …

 

Задание 9. Сделайте орфографический анализ 1 слова (в слове должно быть 2-3 буквы для объяснения).

При орфографическом анализе следует:

1.Разбить слово на морфемы (т.е. части слова).

2.Указать, по какому принципу русской орфографии пишется та или иная буква в морфеме.

 

Образцы орфографического анализа:

Пр и – с о – е д и н – – л - а - с ь

При – буква «и» в приставке пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: пр и сказка.

Со – буква «о» в приставке пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: с о рванный.

Един –1) буква «е» в корне пишется по традиционному принципу, т.к. фонему нельзя поставить в сильную позицию; 2) буква «и» пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: ед и ный.

А – буква «а» в окончании пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: нашл а сь.

Сь – буква «с» в постфиксе пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. перед гласной, например: присоединил с я.

 

Р азы гр – - т ь

Раз – буква «а» в приставке пишется по фонетическому принципу, т.к. находится в безударном положении (ср.: р о зыгрыш); буква «з» пишется по фонетическому принципу, т.к. стоит перед буквой, обозначающей гласную фонему.

Ыгр – буква «ы» в корне пишется по фонетическому принципу, т.к. стоит после приставки, заканчивающейся на букву, обозначающую твёрдый согласный (ср.: и гра).

Ть – буква «т» в суффиксе инфинитива пишется по традиционному принципу, т.к. фонему нельзя поставить в сильную позицию.

 

Задание 10. Выберите 20 слов из указанного списка. Пользуясь орфоэпическим словарём, расставьте ударения. Подчеркните слова, которые могут иметь сразу два правильных варианта ударения.

Августовский, агент, алиби, алфавит, аргумент, аристократия, апартаменты, афера, аэропорты, баловать, балованный, белесый, блеклый, ворота, выговоры, газопровод, гербовый, группировать, дефис, деяние, диспансер, добела, добыча, договор, документ, досуг, досуха, дремота, завидный, заговор (тайное соглашение), заговор (заклинание), задолго, заиндеветь, заплесневелый, заржаветь, иначе, индустрия, информировать, искра, исподволь, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнер, корысть, медикамент, металлургия, мизерный, мышление, надолго, намерение, облегчить, одновременный, одноименный, озлобленный, околесица, опека, оптовый, осведомить, острие, откупорить, партер, подростковый, приговор, принудить, симметрия, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр, тотчас, убыстрить, уведомить, украинец, феномен, хаос, хозяева, черпать, щавель, эксперт.

Образец: вгуст о вский, аг нт …

Примечание: Укажите словарь (словари), которым Вы пользовались при выполнении задания(автор (авторы), название, выходные данные).

 

 

Задание 11. Выпишите из текста 1 однозначное и 2 многозначных слова; по толковому словарю определите их значения в данном тексте.

Образец:

Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что приносили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве (По А.П. Чехову).

Примечания:

1. Текст следует подобрать самостоятельно, указав его автора.

2. По данному тексту следует выполнять задания №№ 11 – 12.

3. Также Вы можете воспользоваться текстом из задания №1, если в нём есть достаточное количество необходимых примеров.

Однозначные слова:

- красивая аллея:

Аллея, -и, ж. Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам. Липовая аллея (с. 30 – страницы указаны из словаря).

Слово употреблено в прямом значении.

- липы кончились:

Липа, -ы, ж. Лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками. Липа в цвету (с. 271).

Слово употреблено в прямом значении.

Многозначные слова:

- до позднего вечера:

Вечер, -а, мн. –а, -ов, м. 1. Часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня. Теплый вечер. Пришел домой под вечер. 2. Общественное собрание в это время. Литературный вечер. Танцевальный вечер (с. 75).

Слово употреблено в первом (прямом) значении.

- однажды забрел:

Однажды, нареч. 1. Один раз. Только однажды слышал. 2. Как-то раз, когда-то раньше. Однажды весной (с. 365).

Слово употреблено во втором (переносном значении) значении. Метонимия.

- еловые иглы:

Игла, -ы, мн. иглы, игл, иглам, ж. 1. Заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити, употр. для шитья. Машинная игла. 2. Вообще – предмет такой формы, заостренный с одного конца, колющий. Вязальная игла. Сосновые иглы. Иглы у ежа (с. 201).

Слово употреблено во втором (переносном значении) значении. Метафора.

(Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. – М.: «Оникс», «Мир и образование», 2011).

Задание 12. Подберите по два примера синонимов, антонимов к словам из текста.

Образец:

Синонимы:

- смотреть (на окна) – глядеть, взирать (уст.), таращиться (разг.), глазеть (прост.) (с. 499-500);

- незнакомая ( усадьба) – неизвестная, безвестная, неведомая, некая, какая-то (с. 261, 262).

(Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: «Русский язык», 1986).

Антонимы:

- постоянная (праздность) – временная, постоянная - преходящая (книжн.), постоянная – мгновенная (с.204-205);

легко (перелез) – нелегко, легко – трудно, легко – тяжело, легко – тяжко (с. 327).

(Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М.: «Русский язык», 1984.)

Примечание: синонимы и антонимы следует приводить только к тем значениям слов, с которыми они употреблены в данном тексте.

 

Задание 13. Приведите примеры 5 пословиц и поговорок, в которых употреблены антонимы.

Образец: Ученьесвет, а неученьетьма.

Задание 14. Сравните словосочетания. Какие слова в них являются лексическими омонимами, какие – омофонами, какие омографами, какие – омоформами? Распределите все словосочетания по 4 колонкам. В каждую колонку добавьте по 2 своих примера.

Посмотреть зло – причинить зло, оконное стекло – с зонта уже стекло, в лесу много белок –белок яйца, выпускной бал – высокий балл, побег из плена – побег растения, многоэтажные дома – сидеть дома, зимняя дорога – ткань дорога, заросший пруд – прут ивы, болтать о пустяках – болтать ногами, заливной луг – репчатый лук, машиностроительный завод – завод у часов, мою руки – дай мою тетрадь, географический атлас- атлас для платья, расцвёл ирис – вкусный ирис, жать руку – жать пшеницу, материнская ласка – ласка убежала.

Образец:

1) Слова-омонимы:побег из плена – побег растения, …

Дополнительные примеры:

2) Слова-омофоны: выпускной бал – высокий балл, …

Дополнительные примеры:

3) Слова-омографы: в лесу много б лок –бел к яйца, …

Дополнительные примеры:

4) Слова-омоформы: посмотреть зло (наречие) – причинить зло (существительное среднего рода, единственного числа, Винительного падежа), …

Дополнительные примеры:

 

Задание 15. Рассмотрите пары слов. Выпишите старославянизмы. Укажите их признаки. Приведите дополнительно примеры 5 старославянизмов.

Город – град, прежний – прежде, лодка – ладья, освещение – свеча, глава – голова, единый – один, сокращение – укоротить, ровный – равный, между – межа, дерево – древко, вожак – вождь, вежливый – невежда, власть – волость, гражданин – горожанин, нужда – нужно, здоровье – здравый.

Образец: г ра д, пре жд е, …

Дополнительные примеры:

Задание 16. Приведите примеры 5 фразеологизмов (из текстов). По словарю фразеологизмов или по толковому словарю определите их значение.

Образец:

1) Она улыбается редко… Ей некогда лясы точить (Н.А. Некрасов).

2) Будь он семи пядей во лбу, а то суда моего не уйдёт (А.С. Пушкин).

3) С самого начала не так дело повёл. Капитала нет, а он во всю ивановскую жарит, сломя голову (А.П. Чехов).

4) Какая я ему родня – седьмая вода на киселе, да и то по мужу (А.Н. Островский).

5) Но и о Цыганке дядья за глаза говорили сердито, насмешливо, порицали его работу, ругали вором и лентяем (М.Горький).

 

Значение:

1) лясы точить – болтать, заниматься пустыми разговорами;

2)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: