ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ




 

I Тема: Выполнение элементов пейзажа (цветы, травы, кустарники, деревья, горы, облака и т.д.)

Это задание состоит из трёх этапов и выполняется путём рисования с натуры, затем линейный и силуэтный рисунок.

1 этап. Нарисовать с натуры природную форму. Обратить особое внимание на её характерные особенности, пластику, соразмерность частей.

Цель этой работы – развивать у студентов умения наблюдать, анализировать и изображать увиденное.

На начальной стадии рисования решаются также учебно-аналитические и художественно-образные задачи как формирование у студентов умения видеть в природе красоту формы, выделять и сопоставлять в них и общие и частные, схожесть и индивидуальность, развитие чувственных отношений к окружающему миру.

Работа выполняется карандашом на бумаге.

2 этап. Выполнить линейный рисунок на основе преобразования предыдущего рисунка с натуры.

Цель этого задания – научить студентов преобразованию форм окружающей среды используя для этого изобразительные средства – линию.

В процессе выполнения задания у студентов должно развиваться понимание роли линии в миниатюрной живописи и умение грамотно и изящно применять в работе.

Перед практической работой студенты получают теоретические пояснения о значимости линий в миниатюрной живописи, как одного из основных средств выразительности участвующие в создании образа, передаче движения и динамике, пластику и чеканной упругости. Как известно выразительность линии зависит от степени толщины, гибкости, подвижности и изысканной отточенности.

Построить линейное очертание предмета в миниатюре значит выявить главное в натуре, освободить её от второстепенного, обобщить элементы.

Такой рисунок создаёт впечатление гармонии и соразмерности целого.

При условном обобщении и преобразовании природных форм надо учитывать то, что в миниатюрной живописи наиболее характерные признаки элементов натуры выделяются более увеличенных размеров.

Работа также выполняется карандашом на бумаге.

3 этап. Изобразить обобщённый силуэт природного объекта.

В этом задании решается задача – развивать у студентов способность видеть гармонию, красоту природных форм, на основании чего формировать чувства эстетического восприятия натуры.

Для выполнения задания студенты прежде узнают о характеристики силуэта как средство однотонного по способу выполнения. Они узнают также, что силуэту присуще лаконичными средствами придавать характерное для данного предмета, создавать художественный образ.

В практической работе продолжался процесс обучения студентов приёмам обобщения (стилизации) изображаемой формы, выделение в ней значительного, характеризующего эту форму.

Работа выполняется темперными красками (ахроматическими тонами) на бумаге.

II Тема. Изображение животных и птиц.

На этом задании также идёт процесс преобразования студентами форм натуры на основе обобщения, стилизации.

Задания выполняются обычно путём рисования с натуры, затем линейный и силуэтный рисунок.

Выполнив несколько упражнений по изображению элементов живой природы, студенты начинают свободно определять основные черты характеризующие данную форму, лично находить в ней главное и второстепенное при изображении.

Стилизация элементов животного мира может быть достаточно близкой к натуре и менее конкретной, обобщённой. Начинать нужно с изучения конкретных форм, изображая их ахроматическим тонами, ибо процесс усвоения сущности и приёмов стилизации довольно сложен, а рисование ахроматическими тонами даёт возможность сосредоточить внимание на главном – суть преобразования природных форм.

Заметим, что при любом виде стилизации действуют общие законы композиции: типизация, создание целостности, контрастности, подчинение изобразительных средств идейному замыслу. И уж только затем действует специфические приёмы, отступление от строгих правил линейной и воздушной перспектив, обобщение его силуэта и придание выразительности линии.

Преобразование натурных форм – это создание представлений, отражение в рисунке эстетической чуткости в восприятии мира, умение наслаждаться красотой, умение донести эту красоту до других. Трансформация натуры в поэтические и эстетические образы, предусматривает сохранение типично-выразительного облика всякого мотива.

Эмоциональная натура художника должна увидеть необыкновенное, своеобразное в природной форме, выбрать в воображении образ сказочный и возвышенный. А это надо развивать путём приобретения теоретических знаний и практических умений.

III Тема. Выполнение копии композиции на тему: «Пейзаж».

На этом этапе студенты изучив процесс преобразования натурной формы на основе обобщения и стилизации начинают работать красками, используя всю палитру цветов.

Как известно, цвет в миниатюрной живописи участвует в построении композиции неся с собой смысловую нагрузку и выделяя наиболее существенное в развитие сюжета. Вместе с тем цвет обладает само ценным эстетическим значением. Цвет помогает художнику ярче раскрыть свой замысел, выразить своё отношение к изображённому.

Декоративность цвета определяется наибольшей яркостью, звучностью, чистотой локального колорита.

Особо ценится в миниатюрной живописи гармония и игра красок, их утончённое сочетание или контрастное представление, чередование тёплых и холодных тонов. Используя тона в различных сочетаниях, художник имеет возможность воздействовать на психику человека определённым образом.

Для того, чтобы студенты могли свободно манипулировать цветовыми сочетаниями при создании композиции, надо научить их прежде понимать семантику цвета и затем научить передавать на изображение с помощью цветовых сочетаний определённые эмоциональные впечатления.

Работа выполняется темперными, гуашевыми красками на бумаге.

IV Тема. Выполнение фигур человека.

Человек в миниатюрной живописи изображается по тем же законам обобщения и условности. Собираются все индивидуальные частности облика, художник передаёт лишь самые типичные, общие черты «преобразуя» реального человека в определённый тип, которому присуще наиболее характерный для того или иного персонажа качество, своеобразные условные знаки. Человек в миниатюре – это образ прекрасного человека, соответствующего эстетическому идеалу своего времени. Он даёт согласно господствующему канону красоты, строго определяющему позу, жесты, овал, черты лица. Лица у всех персонажей идеально спокойны, бесстрастные, они схожи друг с другом по трактовке: на гладко окрашенном, плоскими круглом лице контурной линией в самых общих чертах отличены брови, глаза, нос, рот, уши.

С образом человека в искусстве миниатюры неотделимо связан портрет. Художник писавший портрет лица, наделяет портретируемого определёнными индивидуальными чертами, передавая также конкретные приметы, которые позволяют видеть в идеализированном, обобщённом изображении портрет реально существующего лица.

Специфика средневекового портрета заключается в том, что индивидуальные признаки портретируемого передавались средствами условной выразительности и общий облик его был типизирован. Но подчеркнём ещё раз, что ни условность, ни типизация облика портретируемого не мешали зрителю узнавать в портрете определённое реальное лицо. Грань между условным языком линии и реальностью легко преодолевалось «подготовленным», насмотренным зрителем. Произведения средневековых художников были рассчитаны на знающих и вежественных зрителей, воспринимающих воображаемое, несмотря на условной художественной системы, живо и непосредственно. В этом проявляется ещё одна из специфических особенностей средневековой культуры.

Работа выполняется темперными красками на бумаге.

V Тема. Выполнение элементов архитектурных сооружений.

Как известно, одним из специфических особенностей миниатюрной живописи является условность. При условном изображении на поверхности листа художником отсутствует перспективное сокращение предметов.

В связи с этим рисуя сцены будь то, это репрезентативного, батального и жанрово-бытового или же лирико-эпического характера писцы умело изображают обстановку и архитектурные сооружения различного назначения с богатой изразцовой отделкой их фасадов и росписью внутри. Глубина и объёмность интерьера при этом, достигается чёткостью и тонкостью конструкций помещения, достигнутым симметричным разворотом боковых стен.

При выполнении изображения фасада в миниатюре применяют дополнительные элементы отличающимся своим изяществом и красотой – окна с лёгкой ажурной решёткой, балкончики, парадная входная дверь в богато орнаментированном обрамлении.

Работа выполняется темперными красками на бумаге.

VI. Тема. Составление сюжетной композиции на тему.

Композиция изучая важнейшие вопросы структуры произведения искусства ставит перед собой цель познания студентами закономерностей создания произведения искусства.

Структуру произведения искусства миниатюрной живописи определяет содержание – репрезентативный, батальный, жанрово-бытовой, лирико-эпический, портрет.

При разработке содержания композиции художником используются такие выразительные средства миниатюрной живописи как линия, ритм, цвет и условность.

Линия являясь основным выразительным средством художественного образа, в передаче движения фигур изображаемого объекта, в пространственном решении композиции выполняют не только изобразительные функции выразительности, но и определяют эстетическую сущность миниатюры.

Она поднимается до эмоционального звучания своей певучестью, плавностью или же напряжённой чеканной упругостью. Пределы её возможностей небывало широки от лёгкого прикосновения, неуловимой для глаза тонкости, до подчёркнуто толстых по необходимости контуров.

Особый эмоциональный настрой миниатюре придаёт ритм. В зависимости от изменения тематики миниатюры видоизменяется и ритм. Так в репрезентативных сценах приёма и пиршеств ритм спокойный и замедленный, а в батальных сценах мы видим ускоренный темп ритма, усиливая напряжённость и драматизм событий.

Миниатюрную живопись определяет и декоративность цвета придающая ей яркость и звучность колорита.

Цвет в миниатюрной живописи помогает художнику ярче раскрыть свой замысел, выразить своё отношение к изобразительному. Обычно миниатюре самые яркие и звучные цвета определялись в центре композиции. Сосредотачивая в центре композиции самые яркие и звучные цвета художник стремиться тем самым привлечь внимание зрителя на главное, о чём хотел сказать художник. Причём центром композиции необязательно может быть середина плоскости листа.

Подчёркивая условность в миниатюре как характерный, определяющий признак можно сказать, что она проявляется прежде всего в условном изображении человека, пейзажа, архитектуры, в передаче пространственной глубины миниатюры.

При раскрытии смыслового содержания композиции художники часто используют символические аксессуары, долженствующие пояснить, проиллюстрировать качества персонажа, которые хотелось бы видеть.

Немаловажную роль при решении идейного замысла композиции играют элементы составляющие неотъемлемую часть содержание композиции, в которую входят изображения фигур людей и животных, пейзаж и архитектура.

Так например для решения пространственной глубины композиции фигуры людей размещают по кругу, овалу и диагонально. В создании впечатления глубины и пространственности при решении композиции играют немаловажную роль и другие элементы композиции – архитектурные сооружения – порталы, минбары, боковые стены, мостики, айваны, беседки и т.д.

Работа выполняется на грунтовом картоне, древесно-волокнистой плите (ДВП), древесине и т.д.

Последовательность работы над композицией состоит из следующих этапов:

1. Грунтовка изделия.

2. Покрытие грунта белилами.

3. Перенесение рисунка с помощью кальки.

4. Создание на поверхности живописного колорита.

5. Лессировка – растушевка элементов композиции.

6. Прорисовка элементов композиции тёмными линиями.

7. Орнаментальное украшение элементов композиции.

8. Покрытие поверхности двумя – тремя слоями лака, с предварительной просушкой каждого слоя.

9. Полировка поверхности.

VII Тема. Изготовить изделие и расписать его в миниатюрной живописи.

Это задание предусматривает закрепление знаний построения композиции в миниатюрной живописи и умения стилизовать элементы пейзажа, а также изучение стилизации фигур животных и человека.

Студенты выполняют копию с несложного образца, изображение на котором должно включать перечисленные элементы композиции.

Кроме того они должны изготовить изделие под роспись. Это может быть простой формы коробочка, шкатулка и т.д.

Последовательность работы следующая:

1. Изготовление изделия.

2. Подготовка изделия под роспись: грунтовка, покрытие грунта белилами, переведение рисунка.

3. Раскрась, лессировка, прорисовка.

4. Покрытие поверхности лаком.

Копирование произведений миниатюрной живописи сочетается с экскурсией в художественную мастерскую или на выставку работ художников-миниатюристов. Там происходит знакомство с методами их работы, технологией изготовления папье-маше из него.

VIII Тема. Художественно оформить книгу в стиле миниатюрной живописи.

В этой работе студенты художественно оформляют литературное произведение и переплетают свои рисунки в книгу. В процессе этой работы у них развиваются творческие способности по составлению сюжетных композиций к литературным произведениям. Предварительно студенты получают знания о специфике художественного оформления книги, о её составных частях.

Работа по оформлению и изготовлению книги объединяет все виды творческой декоративной деятельности, которыми студенты занимались на предыдущих занятиях.

Это задание разделено на отдельные этапы, соответствующие творческой деятельности художника. Работы выполняются в такой последовательности:

1. Выбор литературного произведения.

2. Эскизные зарисовки орнаментальных заставок, концовок, фронтисписи в стиле миниатюрной живописи.

3. Эскизные зарисовки фрагментов пейзажа, птиц, животных, людей с стиле миниатюрной живописи.

4. Определение размера книги, подготовка её страниц.

5. Работа над рисунком орнаментального оформления и иллюстрирования текста (по эскизам).

6. Работа над цветовым колоритом (темпера, акварель).

7. Выполнение росписи.

8. Переплетение книг.

IX Тема. Изготовить изделие и расписать его по собственной сюжетной композиции в стиле и технике миниатюрной живописи.

Последовательность работы:

1. Изготовление изделия и подготовка его к живописи.

2. Работа над эскизом композиции.

3. Роспись изделия.

4. Лачение и полирование расписанного изделия.

X Тема. Изготовить изделие и выполнить роспись на нём по собственной сюжетной композиции.

Эта работа выполняется итоговой и должна быть выполнена самостоятельно, по которому мы определяем уровень знаний, умений и навыков студентов в области декоративно-прикладного искусства на примере миниатюрной живописи.

Последовательность выполнения художественного произведения должна быть такой:

1. Изготовление изделия под роспись: шкатулка, ларец, настенное панно и т.д. материал для изделий – картон, древесно-волокнистая плита (ДВП), древесина.

2. Работа над эскизом композиции (бумага, карандаш, акварель)

3. Роспись изделия по эскизу сюжета.

4. Оформление орнаментом расписанного сюжетом изделия.

5. Лачение и полировка залаченного изделия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. Просвещение 1990 г. с. 114

2. Аведова Н.А. Сведения о технике живописи в энциклопедии Ваджида Али. В. кн. Из истории живописи Средней Ази. Сб. Статей Научн. Редактора Г.А. Пугаченкова. Ташкент 1984 г. 288 с.

3. Акимушкин О.Ф., Иванов А.А. персидские миниатюры XIV-XVII вв. М 1968 г.

4. Алпатов М.И. Всеобщая история искусств Т-1, М-л.1948 г.

5. Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент 1975 г.

6. Веймарн Б. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVIII вв. М 1974 г.

7. Дьяконова И.В. Среднеазиатские миниатюры XVI-XVIII вв. М 1964 г.

8. Исмоилова Э.М. Искусство оформления среднеазиатской книги XVIII-XIX вв. Т Узбекистан 1986 г 78 с.

9. Кузин В.С. Психология М. Высшая школа. 1982 г.

10. Махмудов Т.М. Традиции миниатюры в современной живописи Узбекистана. В кн. Из истории живописи Средней Азии. Традиции и новаторство. Сб. статей Ташкент. Изд-во лит. Искусства. 1984 г 288 с

11. Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. «Очерки искусства Средней Азии». Древность и средневековье. М. искусство 1982 г.279 с.

12. Сулейманова Ф. Миниатюра Востока. Журн. «Наше наследие» V выпуск 1991 г 29-37 с.

13. Тллашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи учёных-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья. Ташкент 1989 г 145 с

14. Шорохов Е.В. Методологические основы композиции. Меж. вуз. Сб. науч. Труд. Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства М. 1985 г.

 

ИСТОЧНИК: Мусакулов Ф.С. Миниатюра. Учебное методическое пособие. - Ташкент, 2004

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: