СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ МИНИАТЮРА




Среднеазиатская миниатюра подразделяется на Самаркандскую, Бухарскую и Шахрухийскую (Ташкентский удел).

Ещё до недавнего времени учёными-искусствоведами Европы опровергалось существование среднеазиатской школы миниатюрной живописи или как ещё называют «маверенахрской». Её чаще относили к провинциальному ответвлению гератской миниатюры.

Выявленное наукой и опубликованное в 1933 году «Трактата о каллиграфах и художниках» Дуст Мухаммада (1544 г.), (Л. Биньон, Дж. Вилькинсон, Б. Грей) сообщается о багдадском мастере Абдалхае перевезённый Тимуром после завоевания Багдада. «И когда завоёвывающие государства знамёна Тимура Гургана бросили сень халифатсва на покорение областей Багдада и в течение нескольких дней волей и усилием превратили Багдад в местонахождение престола халифатста, то (Тимур) привёл Ходжу Абд ал-Хайя вместе со своим доблестным войском в свою столицу Самарканд. В том месте упомянутый мастер и умер. И после смерти ходжи все мастера подражали его работам». Известны имена учеников Абдалхайя – Ходжа Абдулкадыра Гулянда, Пир Ахмада Багишамали, Мухаммада ал-Хайяма. Но самым известным из них является Пир Ахмад Багишамали связанный с оформлением дворцовых залов Тимура «Баги Шамал». «В числе учеников светила живописи ходжи Абд ал-Хайя находится Пир Ахмад Багишамали, который был диковинкой своего времени «над которым в этой манере живописи никто не мог достичь превосходства».

Между тем следует отметить и имя багдадского миниатюриста конца 90-х годов XIV века Джунейда Султани среднеазиатского происхождения.

Одной из древнейших рукописей с миниатюрными иллюстрациями, являются парные портреты монгольских ханов – Угедея, Кубилая, Хулагу и др. с жёнами, содержит список «Собраний историй» Рашид-ад-Дина. Миниатюры отличаются от традиционных западно-иранских миниатюр сильным рисунком, яркими, локальными тонами, но однако лишены индивидуальности портретируемого. Кроме того выявлены ещё три миниатюры начала XV века: “Оборона Самарканда Холил Султаном” (Библиотека Йилдиз в Стамбуле), “Охота в горах”, (ЛГПБ, Дорн 434) и «Изображение горного ландшафта» (частная коллекция Кейра, Лондон).

IV в. до н.э. - IV в. н.э. в эпоху восточной античности на территории Средней Азии наиболее распространёнными видами искусства были архитектура, скульптура, настенная живопись. На протяжении V-X вв. в раннее средневековье, живопись достигает совершенства и угасает под давлением религиозных предрассудков. XI-XVII вв. в период зрелого и позднего средневековья исчезает настенная живопись и скульптура, но в то же время совершенствуется архитектура, прикладные искусства и в особенности возрастает значение рукописной книги (литературы).

Изобразительное искусство Средней Азии берёт свои корни с монументальной живописи, уходящая в свою очередь в глубь раннего средневековья (V-VIII в.в.) потому что, если внимательно приглядеться, то многие стилистические черты, изобразительные приёмы и схемы композиционного построения настенной живописи античности, раннего средневековья и миниатюрной живописи идентичны. Известны различные школы монументальной живописи на территории Средней Азии. Из них наиболее распространёнными являются: Тохаристанская школа: Усадьба Балалык-тепе (Бассейн Амударьи) и буддийские храмы Аджина-тепе и Кафыркала (Южный Таджикистан).

Северотуркистанская школа: Буддийский храм в Куве (Южная Фергана) и буддийские храмы Семиречья (Северная Киргизия). Школы «западного края»: Согдиана, Хорезм, дворец Ишхидов на Афрасиабе (Самарканд), дворец Хунукхудатов вВарахше (Бухарский оазис), дворец Кахкаха (Уструшана, северный Таджикистан), роспись на оссуариях из Ток-кала (Хорезм).

Чтобы как-то иметь представление об этих школах и их взаимосвязях с миниатюрной живописью, рассмотрим на примере одну из главных локальных школ изобразительного искусства Средней Азии – согдийскую живопись. Согдийская живопись прошла путь от античности до средневековья и угасает к времени торжества ислама на Переднем Востоке. На первый взгляд согдийсая живопись кажется зрителю плоскостной, но при тщательном рассмотре и анализе мы убеждаемся в обратном. объём моделируется рисунком исключительным точным в построении и деталях. Она отвергает передачу объёма светотенью, ровно как и воздушную пространственную перспективу. Для передачи пространства она использует кулисные построения двух или нескольких планов поднимающихся один за другим незримыми ступеньками (чем выше – тем дальше). Фон нейтральный (синий, красный). Цвета локальны, ложатся пятнами с заливкой больших плоскостей или с высветвлением выпуклых частей и сгущения тона к контуру, то есть известная условность. (5.31).

VII-VIII века известно истории как завоевание арабами во главе Кутейбой множества раздробленных больших и малых княжеств Средней Азии и кончилось тем, что Кутейба силой и мечом заставляет отказаться от языческого идолопоклонства народы, населяющие эти земли, (как известно на территории Средней Азии до арабов были восточные религии и культы такие как – манихейство, зороастризм, буддизм и шиваизм) и принятием ислама, вхождением Средней Азии в состав арабского халифатства.

Исламская религия подводит черту под многовековое развитие настенной живописи. С IX-X вв. подчинение территории Средней Азии арабскому халифату носит состояние видимости, фактически же власть в этом регионе была уже в руках местных династий Тахиридов в Хорасане, Саманидов в Мавераннахре, Мамунидов в Хорезме. XI-XII вв. время утверждения крупных султанатов с тюркскими династиями во главе Караханидов, Сельджукидов, Хорезмшахов. но не смотря на религиозный запрет ислама, кое-где ещё украшались настенными картинами с тематическим содержанием. Это дворцы и общественные здания Саманидов (Варахша, Бухарский регион), дворцы правителей Газни XI века, настенная живопись в Ляшкаре – базар (Афганистан).

XII-XIII вв. время исчезновения настенной живописи.

Монгольское нашествие в XIII веке на территорию Средней Азии отрицательно сказывается на культурное развитие этого региона. XIV век благоприятствовал подъёму искусства: литературы, поэзии, архитектуры, настенной живописи, книжной миниатюры. Образованное в конце XIV века огромной державы Тимура, путём завоевания многих стран, делает Самарканд, столицей которого выбрал миродержец, в центр торгово-экономических отношений между Европой и Азией. В Самарканде идёт грандиозное строительство дворцов и мечетей, медрсе и больниц и т.д. После завоевательных походов Тимур привозит, кроме материальных ценностей, строителей и знаменитых архитекторов, поэтов и художников, музыкантов и певцов.

Возрождение монументальной живописи Средней Азии падает именно на время правления Тимура и Тимуридов. Это время отличное в истории Средней Азии наивысшим взлетом художественной культуры.

Настенная живопись времени Тимуридов (XIV-XV вв.) наряду с миниатюрой той же поры не уступала по широте обхвата жизни миниатюрам известных «Больших французских хроник» (XVI в.). Но художественная концепция их разная. Живопись Тимуридов была верна вековым традициям изобразительного искусства Среднего Востока и являла собой синтез приёмов отдельных её школ». (1.31).

Пейзажными мотивами и сценами приёмов и пиршеств украшались дворцы Тимура. В истории сохранились такие сведения о том, что обсерватория Улугбека тоже украшалась изображениями небесных светил, знаков зодиака. К XVI веку настенная живопись под давлением религии была запрещена и во дворцах.

В общем искусство этой эпохи ознаменовано подъёмом художественной культуры на мировой уровень. Получает полное развитие архитектура, декоративно-прикладное искусство, каллиграфия и миниатюра тесно сливаясь с музыкой и поэзией образовывают единый стилевой сплав.

В частности о миниатюрной живописи эпохи Тимура можно судить по работам Джунайда Султани – обучавшегося с Абдулхай у багдадского миниатюриста Шамсед-дина. Миниатюры Джунайда Султани выделяются многоплановым построением композиции, в основном при помощи вертикальных деревьев, овальным и диагональным положением деталей миниатюр, создаёт глубоко-пространственное впечатление. Цвета преобладают в основном кирпично-розовые, нежно-фисташковые, оттенки зелёного и синего, мерцанием золото, серебра.

Миниатюристам той эпохи можно отнести таких миниатюристов как Абдаль-Хай, Джунайд Султани, Пир Ахмед Багишамали, Ходжа Абдулкадыр Гулянда, Мухаммад аль-Хайям, Султан Али ал-Баварди.

Время правления в мавереннахре Улугбека (1409-1449) отличается в истории дальнейшим подъёмом культурной жизни и расцветом искусства и литературы. Продолжается начатое Тимуром строительство архитектурных сооружений – мечетей, мавзолеев, медресе, больниц. По дошедшим до нас миниатюрам – иллюстрации к астрономическому трактату ас-Суфи переписанный в Самарканде в 1437 году «Улугбек на соколиной охоте», серии миниатюр к списку «Хамса» Низами 1446-47 гг., можно судить о стилистическом языке миниатюр той эпохи.

Как нам известно, что первыми памятниками миниатюр выполненные в Самарканде в начале XV века, дошедшие до нас «Оборона Самарканда Халил Султаном» (Библиотера Йилдыз в Стамбуле), «Охота в горах» (ЛГПБ; Дорн 434), «Изображение горного ландшафта» (частная коллекция Кейра, Лондон), иллюстрированный трактат по астрономии Абдрахмана ас-Суфи и миниатюрный портрет Улугбека с семьёй на охоте (Галерея Фрир, Вашингтон) можно судить об стилистических чертах миниатюры того времени.

Характерными признаками стилистических особенностей миниатюр являются:

1. Не свойственный Герату лаконизм, небольшая заполненность пространства, тогда как в гератских композициях для изображения использован каждый кусочек, всё мелко разработано, детализировано, тщательно выписано;

2. Строгая упорядоченность, особая чёткость в построении композиции, основанной на подчёркнутых вертикальных и горизонтальных линиях;

3. Укрупнённость всех элементов композиции, орнамента;

4. Малофигурность, цельность силуэта в фигурах, когда даже движение рук не нарушает целостности абриса силуэта;

5. Архаичные головные уборы, широкие не подпоясанные платья цариц, своеобразная форма чалмы, шлема воинов. Во всём господствует спокойный, умиротворённый общий настрой. Сочетание крупных световых пятен придаёт особую живописность этим композициям.

Со II половины XV века, после трагической гибели Улугбека, Мавереннахр переживает тяжёлую пору. По идеологическим соображениям шейха Ходжа-Ахрара, в чьих руках стала вся полнота власти, изобразительное искусство подвергается гонениям. В следствии чего многие художники перемещаются в Герат, где правит тимурид Султан Хусайн Байкара.

В начале XVI века пала некогда величественная и мощная держава Тимуридов. На её обломках были сформированы новые государственные объединения – Иранское, Сифивидское государство на территории Южного Азербайджана, Ирака и Хорасана до реки Амударьи и узбекское шейбанидское государство в Средней Азии.

В 1499 году предводитель узбекских кочевых племён, расположенных на северном течении реки Сырдарьи, вторгся в Мавереннахр. Столицей Шейбанидов стал Самарканд. В 1507 году Шейбанихан захватывает Герат, но спустя несколько лет сам погибает в бою с основателем иранской династии Исмаилом Сефеви.

К ранним миниатюрам правления Шейбанидов относится список «Фатх-наме» – хроника побед Шейбанихана (1502-1507) историка Муллы Мухаммада Шади. В этих миниатюрах запечатлены недавние бои Шейбанихана в Мавереннахре. В отличии от других эти миниатюры выделяются приметами кочевого быта, который присущ степному образу жизни, и выражают дух завоевателей. Колорит не очень богат и изыскан как привычно для гератской школы, а заполнен бескрайними золотисто-сиреневыми цветами опалённых солнцем степей.

В 1533 году столица переносится в Бухару, где правил племянник Шейбани хана – Убайдулахан, страстный поклонник искусства. Под его покровительством в Бухаре изготовлялись миниатюры отличающиеся высоким художественным достоинством и гуманистическими тенденциями. В начале XVI столетия в Бухарской миниатюре прослеживается влияние стиля гератской миниатюры. В придворной китабхане работают каллиграфы и художники из Герата (Мир Али, Махмуд Музаххиб, Шейх-Заде). К середине столетия явно стали проступать следы двух направлений:

1) Гератский стиль - приверженцами, которых были прибывшие сюда гератские художники и их ученики;

2) Новый бухарский стиль – образованный в синтезе гератской и местной живописи, ярким представителем которого является шахруйская (ташкентская) – удельное княжество дяди Шейбани хана Суюндж-Ходжа.

Для миниатюры этого круга, характерно малофигурность, крупные формы орнамента, простота построения композиции, т.е. сохранение и развитие живописи Мавереннахра Тимуридского времени.

При дворе сына Суюндж-Ходжа Келды-Мухаммед (1525-1532) были созданы миниатюры к басне «Анвар и Сухали» Али ал-Баиза, прозванного Кашифи (ок. 1520 Иван УзССР) для списка собраний сочинений Навои (1521-1522. ГПД Дорн).

Однако исторические события развернувшиеся в этом регионе не благоприятствовали дальнейшему развитию миниатюры и 1530 году ташкентская китабхана прекратила свою деятельность. Своё дальнейшее развитие оно получает в другом художественном центре – Самарканде. Ярким примером тому может служить представитель самаркандского круга Мухаммад Мурад Самарканди (иллюстратор хивинского списка «Шахнаме» Фирдоуси, 1556-1557 гг. Иван УзССР). Для миниатюр этого времени характерно динамизм, пышность форм, обилие деталей, мягкая живописная манера письма.

Рассвет бухарской миниатюры приходится на 50-70-е годы XVI века во время правления Абдуллы-хана II (1557-1598), когда бухарские мастера впитав гератский и местный стиль письма, выработали окончательно свой неповторимый стиль, Бухарским миниатюристам не свойственно декоративизм, изысканность колорита, характерное для гератской школы. Миниатюры Бухары отличают ясность композиции, изящество линий рисунка, сочность и яркость цвета, действие большой частью происходит на лоне природы, что свойственно кочевому быту шейбанидов.

По дошедшим до нас письменным источникам и миниатюрам нам известны имена художников работающих при дворе Абдал-Азиз-хане II(1645-1680). Среди них Фархад («Бустан» Саади, 1649 г., Честер Битти, Дублин): группа миниатюристов Мухаммед Муким, Аваз-Мухаммед, Мухаммед-Амин и мулла Бехзад («Хамса» Низами, Честер Битти, Дублин).

Среднеазиатская миниатюра XVII века вступает в новую фазу своей эволюции.

Как и прежде круг иллюстрированных тем были произведения восточных классиков, хроник истории побед предводителей и т.д.

Демократизация миниатюрной живописи, наметившаяся в столетии, нарастает в творчестве той группы среднеазиатских миниатюристов, которые обращаются к народным мотивам, к сказочным и назидательно-бытовым сюжетам, переданным в манере наивного лубка.

Другие мастера придерживаются бехзадовских классических норм, но в несколько обновлённой их подаче, и развивают романтическую манеру. Третьи, сохраняя присущее «бехзадистам» совершенство линий и цвета, вносят в свои миниатюры какую-то барочную странность формовыражения, преувеличенную динамику жеста, пылание красок. Четвёртые ищут обновление манер живописания, обращаясь к стилистике индийской миниатюры. (11. 114).

Междуусобные войны и распри, исключение Средней Азии из сферы международной торговли способствует тяжелому экономическому кризису охватившему страну в конце XVII и XVIII вв., что заметно повлияло и на развитие миниатюрной живописи. Миниатюры созданные в это время представляют собой не плохое копирование работ гератских художников XVI-XVII вв.

К XIX веку число миниатюристов резко уменьшается в связи с беспечностью к миниатюре со стороны правящей верхушки.

Среди малочисленных миниатюристов нам известны имена Ахмада Каллавий («Маджун в пустыне»), его ученик Абдухалик Махдум («Два кита с изображением розы в вазе»).

К концу XIX столетия книжная миниатюра сходит на нет и лишь орнаменты составляют основное украшение рукописи.

 

ИНДИЙСКАЯ МИНИАТЮРА

 

В истории развития миниатюры Востока перед нами предстают как старые школы (персидская, арабская, мавереннахрская), так и новые школы. В числе таких школ является монгольская (бабуридская) школа, появившаяся в XVI в. при дворе Великих Моголов.

Выходец из Средней Азии, основатель династии Великих Моголов (Бабуридов) Захриддин Мухамад Бабур был поэтом, учёным, образованейшим человеком своей эпохи, страстным любителем искусства. Во время правления Бабур способствовал взаимообогащению культур народов Ирана, Хоросана, Средней Азии с Индией.

Не мало сделал для обмена культур с сопределёнными государствами в области живописи и сын Бабура Хумаюн, во время которого были приглашены во дворец, к китабхана такие прославленные каллиграфы и художники как Мир Саид Али, ученик Бехзада и Ходжа Абдус Самад основавшие школу миниатюристов, где обучали индийских художников миниатюрной живописи.

Но подлинный расцвет миниатюрная живопись приобретает при правлении внука Бабура Акбаре. Джалалетдин Акбар завершает начатое Бабуром процесс объединения Индии. Столицей Бабуридов Дели становится крупным политическим центром сосредоточения культуры и искусства.

Всюду идёт строительство архитектурных сооружений. «Большую популярность приобрела поэзия, проповедовавшая идеи бхакти и суфизма, ставшие знаменем художественно-общественного движения. В литературе происходит взаимопроникновение «индийских» и «мусульманских» литературных традиций».

Наряду с литературой происходит слияние музыки и живописи с местными традициями. Ещё в ранней молодости Акбар был страстным любителем живописи, считая её как средство познания и наслаждения. Во дворец приглашаются многие художники из Ирана, Средней Азии. В китабхана увеличивается штат художников за счёт прибывших художников и местных мастеров из Раджистана и Гуджарата, Пенджаба и Кашмира.

Вследствии этого синтеза между Иранской и Среднеазиатской и местной индийской живописи образуется тот стиль миниатюрной живописи называемой могольской.

В начале становления могольской школы миниатюры мастера-миниатюристы придерживались двух направлений развития миниатюрной живописи. Первая группа художников придерживалась иранской традиции выполнения изображения миниатюры, а вторая группа художников в основном древнеиндийской традиций монументальной живописи.

В пору становления могольская миниатюра отличалась сочностью линий, пластичностью форм, яркостью композиции, и в особенности могольские художники стремились к излишней и точной передачи мелких деталей, что в свою очередь перегружало изображение миниатюры.

Миниатюры могольской школы в начале развития изображали в основном сюжеты из истории военных сражений и захвата войсками Великих Моголов города и земли Индии. К ранним миниатюрам могольской школы относятся рукописи выполненные в основном при правлении Акбара – «Дастани Амир Хамза», «Чингиз-намэ», «Зафар-намэ», «Разм-намэ», «Акбар-намэ».

С XVII в. начинается второй период развития могольской школы. Этому периоду развития свойственно стремление миниатюристов к правдивому изображению реальной среды и пространства. На смену военно-исторических сюжетов приходят приёма и пиршеств, из жизни аристократов и лирические сцены влюбленных. «Заметно стремление мастеров к переосмыслению декоративных возможностей миниатюры, к устранению её плоскости: стали намечаться пространственные детали, вводится светотеневая лепка, создаваться путём намывания красок иллюзия уходящих пространств. Однако эти поиски новых путей сопровождались утратой цветовой звучности, и жизнерадостности былых образов.

В этот период получает своё совершенство анималистический жанр, в особенности портретный жанр, индивидуальный и групповой. Особо отличались работы таких художников как Мунсур, Дасваних, Абул Хасан, Бишан Дас, Гавардхан, Манохар и Мухаммед Нодир Самарканди. Причём последний мастер уроженец из Средней Азии впервые применяет на практике миниатюры технику «сияхи-калям», которая в последствии широко применялась мастерами могольской школы.

К концу XVII века и начала XVIII века в могольской миниатюре начинается перелом в сторону местных индийских традиций живописи и теряет свою значимость, так как она была лишь достоянием узкого круга лиц императорского дворца. Дальнейшее развитие миниатюрная живопись обретает в виде Раджастанской школы и школ северных территорий Индии, в виду демократичности, простоте по своему художественному строю она была более близка к народному искусству.

Последний из бабуридов император Аурангзеб, впоследствии хладнокровия к искусству и к живописи в частности, повелевает о закрытии всех мастерских по изготовлению рукописей.

Таким образом, могольская школа миниатюрной живописи – явление интереснейшее и необычайное в истории изобразительных искусств стран Среднего Востока. В ней почти не нашла отклика связь с поэтической литературой и лирикой, свойственная миниатюрной живописи Средней Азии и Ирана. На первом этапе могольская миниатюра изображала исторические события, иллюстрировала мемуары повелителей, военные походы, что очень сближает её с тематикой среднеазиатской миниатюры времён Шейбанидов. Далее, в могольской придворной мастерской миниатюрной живописи развивается натуралистический уклон, чему способствовало личное увлечение императора Джехангира изучением флоры и фауны Индии.

Достойный вклад в становление и развитие могольской школы миниатюры внесли наряду с местными мастерами, художники прибывшие из Ирана и Средней Азии. В числе видных художников могольской школы можно назвать таких мастеров кисти как Мансур, Даствантх, Абу Хасан, Бишан Дас, Говардхан, Манохар, Читарман, Ханхар, Анупчатар, Мир Хашим, Фаррух Бек, Калмык, Мухаммед Мурад Самарканди, Давлет Мухаммед Самарканди и Мухаммед Нодир Самарканди.

Итак вследствие интенсивного культурного обмена между Бабуридской Индией с Средней Азией и Ираном, в следствии синтеза школ миниатюры Ирана, Средней Азии с местными художественными традициями сложилась новая школа, со свойственной ей рисунком, колоритом, композиционном строением и содержанием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: