Листы с ответами учеников собираются, данные эксперимента оформляются в виде таблицы - матрицы (социоматрицы). В алфавитном порядке (по вертикали) в соответствующую графу матрицы заносят фамилии учащихся (кто выбирает). Для отметки тех, кого выбирают, по горизонтали проставляют порядковые номера тех же школьников. В таблицу заносят результаты анкетирования. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Антонова выбрала в первую очередь Белкину (1), во вторую очередь Бородину (2)и в третью очередь Герасимова (3), то ставятся соответствующие выборы (1,2,3,) на пересечении первой строки со столбцами 3, 4, 5.
После переноса всех данных в таблицу подсчитывают количество всего выборов и взаимных выборов), подсчет производят по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе.
Социоматрица
№ | Ф.И.О.(кто выбирает) | Кого выбирают | ||||||||
1. | Антонова Е. | |||||||||
2. | Александрова Т. | |||||||||
3. | Белкина А. | |||||||||
4. | Бородина М. | |||||||||
5. | Герасимов Т. | |||||||||
6. | Дятлов Е. | |||||||||
Поляков А. | ||||||||||
Сидоров К. | ||||||||||
26. | Чесноков О. | |||||||||
Всего выборов: 1выбор: 2 выбор: 3 выбор: | ||||||||||
Аутсайдеры | ||||||||||
Взаимных выборов |
По данным таблицы выделяются следующие группы учащихся:
|
1 - «звезды », получившие наибольшее количество выборов в группе (в нашем случае -6, 7 и более выборов – это Бородина М. - № 4 и Герасимов Т. - №5);
2 - «предпочитаемые », набравшие больше двух, но меньше чем у звезд выборов, т.е. среднее количество выборов; (в нашем случае – это Белкина А. - № 3 и Дятлов Е. - № 6; у обоих по 3 выбора);
3 - «принятые», получившие 1-2 выбора – это Александрова Т. - № 2;
4. - «непринятые», не получившие выборов (Антонова Е. - № 1, Поляков А. - №7, Сидоров К. - № 8)
5 - «отверженные » - это те, на кого указали как «на нежелательных, например, для продолжения обучения» (в нашем случае таковых нет).
На основании полученных показателей можно вычислить социометрический статус каждого ученика, который равен отношению суммы полученных им голосов к максимально возможному их числу:
СА=∑Ŕ1: Ŕ-1*100%
Где СА – статус ученика; ∑Ŕ1 - сумма полученных голосов; Ŕ – число членов группы, участвующих в выборах.
Затем на отдельном листочке вычерчивается социограмма.
Социограмма представляет собой концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают «звезд», во второй – «предпочитаемых», в третий - «принятых », в четвертый - «непринятых », в пятый - «отверженных». В них условными знаками отмечаются односторонние и взаимные выборы. Например, № 3 выбирает № 2 (по таблице), и № 2 выбирает № 3 - взаимный выбор (показывают на социограмме сплошной чертой). 1выбирает3, но 3 не выбирает 1 - односторонний выбор (пунктирная стрелка; от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе эти линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера мальчиков обычно обводятся квадратами, девочек – кружками.
|
На социограмме можно увидеть, как дифференцируется класс по социометрическим выборам, как в нем выделяются лидеры, отметить наличие группировок.
О – девочки - мальчики
На основе социограммы оценивается состояние взаимных выборов. Устанавливают, например, уровень взаимности межличностных отношений (УВМ). С этой целью рассчитывают коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями (КУ):
КУ = А1:А·100%
где А - общее числе выборов, полученных в опросе (в нашем случае – 21)
А1 - число взаимных выборов (в нашем случае – 10)
КУ = 10:21 · 100% = 47%(УВМ - неблагополучный).
Если значение КУ находится в пределах от 50-100%, то УВМ в классе благополучный, если в пределах от 0 до 49%, то УВМ неблагополучный. УВМ может выражать различный характер отношений, существующих в классе. Он может быть показателем действительной сплоченности, направленной на повышение успеваемости, на выполнение различных общественно-полезных дел. Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактически разобщенности класса на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в классе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т.д. отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями может скрываться противоположное содержание взаимоотношений, выявленных в эксперименте.
|
Такое исследование поможет студенту, изучающему классный коллектив, разобраться в тех глубинных психологических связях, которые объединяют учащихся друг с другом и которые учитель обязан знать и учитывать в воспитательной работе.