Схема составления психолого-педагогической характеристики
Классного коллектива
Общие сведения о коллективе и история его формирования
Численность учащихся, половой ивозрастной составы, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей, когда сформировался коллектив, смена классных руководителей и т.д. (метод: изучение документов - журнала).Учебная деятельность (успеваемость, общее умственное развитие, развитие речи, способность к учению, старательность, интерес к знаниям и т.д.). Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдение школьного режима, выполнение требований взрослого и т. д.). Общественно полезный труд (отношение к труду, наличие трудовых навыков и умений, организованность в труде, выполнение общественных поручений).
2.Направленность деятельности коллектива
Какие мотивы, цели, потребности и интересы преобладают в жизни и делах класса? Идейно-политическая зрелость актива класса в целом, ее проявление в учебе, труде, общественной работе. Особенности жизни и деятельности класса как общественной организации. Место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами, как вне школы, так и в школе. Особенности общественной активности класса в целом и отдельных его членов: отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности.
Организационная структура классной группы
Характеристика выборного актива класса, формальных и неформальных лидеров, органов самоуправления. Авторитет актива, его умение организовать класс на решение важнейших учебных и общественных задач.
|
4.Характеристика учебной и трудовой деятельности класса
Отношение учащихся к учебе в целом и к отдельным предметам. Участие класса в трудовой деятельности и его результативность. Есть ли заинтересованность в успехе совместной деятельности? Профессионально-трудовая направленность учащихся.
Особенности межличностных отношений внутри класса
Товарищество и дружба. Дружба мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции.
Общий психологический климат в классе
Какие настроения, переживания и эмоции преобладают в классе, каков характер отношений учащихся друг к другу и к учителям? Удовлетворенность учащихся общением. Кому и в чем подражают учащиеся? Мера чувства защищенности в коллективе класса.
7. Уровень общественного мнения
Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько класс быстро находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера и в чем она проявляется?
Волевые качества класса
Способен ли класс мобилизовать духовные и физические силы при преодолении препятствий? Ставит ли перед собой общие цели и как коллектив класса стремится к их осуществлению? Может ли класс сосредоточенно работать над поставленной задачей и доводить ее до конца?
Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса
Отличники, общественники, инициаторы, «любимцы» класса. Дезорганизаторы и их влияние на товарищей. Причины специфичного поведения «трудных» учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста?
|
Общие выводы:
1. Мнение составителя характеристики об уровне развития класса как коллектива.
2. Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в формировании коллектива класса?
Методы изучения социально-психологических особенностей классного коллектива
Социометрический метод
В системе социологических исследований наиболее приемлемыми в условиях школы являются широко известные социометрические методики, которые помогают выявить психологические аспекты человеческих отношений (симпатии, антипатии, безразличие, отвержение) и могут быть использованы студентами при исследовании межличностных отношений в классном коллективе.
Техника социометрического исследования межличностных отношений состоит в следующем. Каждого ученика просят написать, например, с кем бы он хотел сидеть за одной партой, работать вместе, отдыхать и т. п. Предлагается сделать три выбора: первый — наиболее предпочтительный, второй, если окажется невозможным первый, и третий, если не удовлетворили два первых. Обращаясь к классу, учитель может сказать следующее:
«Ребята, в следующей четверти я хочу рассадить вас с учетом ваших пожеланий. Для этого на листах бумаги напишите свою фамилию, а также фамилии трех учеников, с кем бы вы хотели сидеть вместе. Последовательность записи - в порядке предпочтения. Учитывая, что я, возможно, не смогу удовлетворить все ваши просьбы, особо укажите, с кем бы вы не хотели сидеть в ближайшее время». В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными:
|
-Кого бы ты хотел пригласить на день рождения? Кого бы ты не хотел пригласить на день рождения?
-С кем бы ты хотел быть вместе в одной спортивной команде? С кем бы ты не хотел быть вместе в одной спортивной команде?
-С кем бы ты хотел продолжить обучение в следующем классе? С кем бы ты не хотел продолжить обучение в следующем классе?
Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых. Но в любом случае, отвечая на вопросы, желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую очередь (1), во вторую очередь (2) и в третью очередь (3)).
Для обеспечения надежности получаемых результатов необходимо соблюдение следующих условий:
-эксперимент проводится со всем составом класса. Если на момент эксперимента в классе кто-то из учеников будет отсутствовать, учащиеся предупреждаются, что его нельзя выбирать
-участники исследования должны быть уверены в том, что их ответы не будут известны другим участникам;
-нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь, друг с другом.