Практикум по общей и экспериментальной психологии




Практикум по общей и экспериментальной психологии

Тема. Ощущение

1. Одним из основоположников психофизики является:

а) В.Вундт;

б) С. Стивенс;

в) Г. Фехнер;

г) Дж. Дьюи.

2. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней среды и переработки их в ощущения, называется:

а) проводниковым отделом;

б) рецептором;

в) анализатором;

г) рефлексом.

3. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:

а) анализатором;

б) рецептором;

в) проводящими нервными путями;

г) рефлексом.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущения – это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

б) дифференциальный;

в) временный;

г) верхний абсолютный.

5. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее изменение интенсивности ощущений, называется:

а) абсолютный нижний порог;

б) дифференциальный порог;

в) минимальная длительность сигнала;

г) диапозон чувствительности к интенсивности.

6. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:

а) Э.Вебер;

б) Г. Фехнер;

в) В. Вундт;

г) С. Стивенс.

7. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

а) синестезия;

б) сенсибилизация;

в) адаптация;

г) аккомодация.

8. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

а) адаптация;

б) сенсибилизация;

в) синестезия;

г) модальность.

9. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:

а) время возникновения в ходе эволюции;

б) модальность раздражителя;

в) место расположения рецептора;

г) наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем.

10. Термин «интерорецепторы» предложил:

а) Дж. Гибсон;

б) Ч. Шеррингтон;

в) Х. Хэд;

г) В. Вундт.

11. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качества одной модальности на другую, это:

а) синестезия;

б) аккомодация;

в) конвергенция;

г) сенсибилизация.

12. К основным свойствам ощущений не относятся:

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

г) объем.

13. Утверждение, что интенсивность ощущения прями пропорциональна логарифму силы раздражителя, выражает суть закона:

а) Стивенса;

б) Вебера-Фехнера;

в) Додсона;

г) Гельмгольца.

Задачи

1. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают ему на лицо?

 

2. В зале включены люстры, которые дают освещенность в две тысячи люксов. Заметят ли присутствующие, если освещенность изменится на двадцать пять люксов? Почему?

 

3. В цехе работает шестьдесят станков. Сколько из них должно остановиться, чтобы мастер на слух это мог установить?

4. Юноша несет связку из десяти книг, каждая из которых весит триста граммов. Заметит ли он, что связка стала тяжелее, если подложить ему брошюру в восемьдесят граммов? Почему?

5. Почему самолет, «пойманный» лучами прожекторов, нередко теряет управление и сбивается с курса?

6. В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулия, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, - заявляет автор», - «У Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным? Почему?

Практикум по общей и экспериментальной психологии

Тема. Восприятие

1. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:

а) когнитивной;

б) отечественной;

в) гештальтпсихологии;

г) сознания.

2. Восприятие есть процесс построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:

а) при непосредственном взаимодействии с этим объектом;

б) при его опосредованном взаимодействии с этим объектом;

в) при отсутствии воспринимаемого предмета;

г) при отсутствии взаимодействия.

3. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

а) транспозиции;

б) фигуры и фона;

в) прегнантности;

г) константности.

4. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

а) иллюзия;

б) константность;

в) целостность;

г) предметность.

5. Константность восприятия – это свойство:

а) врожденное;

б) приобретенное;

в) генетически обусловленное;

г) частное.

6. Свойство восприятия, характеризующееся понимание сущности предметов и отнесением их к определенной категории, называется:

а) константностью;

б) осмысленностью;

в) избирательностью;

г) целостностью.

7. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

б) предметность;

в) константность;

г) структурность.

8. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом объекте малоизвестные, но существенные детали, называется:

а) иллюзией;

б) перцептивными действиями;

в) наблюдательностью;

г) осязанием.

9. Тип восприятия человека, основанный на том, что каждый из элементов его внешности связывается с конкретным психологическим свойством, называется:

а) аналитическим;

б) эмоциональным;

в) перцептивно-ассоциативным;

г) социально-ассоциативным.

10. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним называется:

а) эмпатией;

б) идентификацией;

в) рефлексией;

г) стереотипизацией.

11. Зависимость восприятия от содержание психической деятельности и от особенностей его личности называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибельностью.

Задачи

1. Зная свойства восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?

2. Какое значение имеют подписи под рисунками, заголовки к таблицам, схемам и т. д.?

3. Маленькие дети часто рассматривают книги, иллюстрации, предметы, держа их перевернутыми. Какими закономерностями восприятия можно объяснить это явление?

4. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится разговор Холмса с доктором Ватсоном:

- «Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

- Часто.

- Как часто?

- Ну, несколько раз.

- Отлично. Сколько же там ступенек?:

-Сколько ступенек? Понятия не имею.

- Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели. В этом вся суть. Ну, а я знаю, ступенек семнадцать».

Какой вывод об особенностях восприятия персонажей можно сделать из этого эпизода?

5. Объясните психологически следующий факт: когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь еще раз.

 

 

Практикум по общей и экспериментальной психологии

Тема. Память

1. Сторонником ассоциативной направления в психологии памяти был (а):

а) Б.В. Зейгарник;

б) Г. Эббингауз;

в) Г. Мюллер;

г) А Н Леонтьев.

2. Представитель гештальтпсихологии, кто подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти:

а) В. Келлер;

б) К. Коффка;

в) М. Вертгеймер;

г) К. Левин.

3. Отношение непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития памяти изучал:

а) А.А. Смирнов;

б) А.Р. Лурия;

в) А. Н. Леонтьев;

г) В.П. Зинченко.

4. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

5. Вид памяти, при котором сохраняются пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

6. Вид памяти, при котором человек особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвета, лица – это память:

а) эйдетическая;

б) наглядно-образная;

в) феноменальная;

г) эмоциональная.

7. Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями, - это память:

а) эйдетическая;

б) наглядно-образная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

8. Сенсорная память:

а) продолжительна;

б) лежит в основе отдельных образов;

в) многоуровневая;

г) действует на уровне рецептора.

9. Основной характеристикой оперативной памяти является:

а) кратковременность сохранения;

б) действие на уровне рецептора;

в) неустойчивость к помехам;

г) лабильность.

10. Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития памяти имеет вид:

а) трапеции;

б) параллелограмма развития;

в) квадрата развития;

г) треугольника.

11. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал, как показали исследования:

а) П. И. Зинченко;

б) А.А. Смирнова;

в) А. Н. Леонтьева;

г) Б.Г. Ананьева.

12. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, выражает эффект:

а) ореола;

б) плацебо;

в) б.В. Зейгарник;

г) недавности.

13. График зависимости забывания однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) распределения;

б) усвоения;

в) забывания Эббингауза;

г) заучивания.

14. Явление отсроченного воспроизведения информации называется:

а) интерференцией;

б) реминисценцией;

в) экстериоризацией;

г) интериоризацией.

15. Воспроизведение образа при повторном его восприятии называется:

а) припоминанием;

б) узнаванием;

в) представлением;

г) вспоминанием.

16. Активное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений и требующее усилий и напряжения, называется:

а) узнаванием;

б) представлением;

в) припоминанием;

г) вспоминанием.

 

Задача.

К.С. Станиславский рассказывает об одной актере, который должен был неожиданно для себя заменить своего коллегу и в течение одного дня выучил его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им, как он выразился «словно губкой стерло из памяти» и роль была совершенно им забыта. Какое психологическое объяснение можно дать этому факту?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: