Тема. Мышление
1. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии;
б) бихевиоризма;
в) гештальтпсихологии;
г) когнитивной психологии.
2. Мышление рассматривалось как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в когнитивной психологии;
г) в теории деятельности.
3. Способность к мышлению как прижизненно формирующаяся способность к решению задач и целесообразному преобразованию действительности рассматривалась:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в гуманистической психологии;
г) в теории деятельности.
4. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется:
а) наглядно-действенным мышлением;
б) наглядно-образным мышлением;
в) словесно-логическим мышлением;
г) абстрактным.
5. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:
а) 2-3 лет;
б) 4-6 лет;
в) 7-8 лет;
г) 9-10 лет.
6. Оперирование понятиями в процессе мышления характеризует мышление:
а) наглядно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое;
г) интуитивное.
7. Теоретическое и практическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
8. Свернутый, бессознательный, по сути, акт одномоментного «охватывания» ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) интуитивное;
б) дискурсивное;
в) аналитическое;
г) теоретическое.
9. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:
|
а) мышление;
б) интеллект;
в) инсайт;
г) одаренность.
10. Мгновенное осознание некоторых проблем – это:
а) мышление;
б) интеллект;
в) инсайт;
г) эвристика.
11. Мысль о предмете, в которой что – либо утверждается или отрицается, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) силлогизмом.
12. Индуктивное рассуждение является:
а) обоснованием;
б) умозаключением;
в) понятием;
г) суждением.
13. Автором работы «Продуктивное мышление» в зарубежной психологии является:
а) П. Торенс;
б) Дж. Гилфорд;
в) Ж. Пиаже;
г) М. Вертгеймер.
14. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления как:
а) быстрота;
б) гибкость;
в) самостоятельность;
г) широта.
15. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения, признается такое качество мышления как:
а) гибкость;
б) самостоятельность;
в) широта;
г) глубина.
Задача
Установите последовательность развития мышления по Ж. Пиаже. Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов:
□ стадия конкретных операций;
□ стадия формальных операций;
□ дооперациональная;
□ сенсо-моторная.
Практикум по общей и экспериментальной психологии
Тема. Внимание
1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:
а) рефлексия;
б) восприятие;
в) внимание;
г) память.
2. Проблема внимание впервые была разработана в рамках:
а) психологии сознания;
|
б) бихевиоризма;
в) гештальтпсихологии;
г) теории деятельности.
3. Автором теории волевого внимания является:
а) Н.Н. Ланге;
б) Т. Рибо;
в) Э. Титченер;
г) Ф.Н. Гоноболин.
4. Понятие доминанты в научный оборот было введено:
а) У. Найсером;
б) В.М. Бехтеревым;
в) А.А. Ухтомским;
г) П.Я Гальпериным.
5. В развитии внимания линию натурального и линию культурного внимания выделял:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Н.Ф. Добрынин;
г) П.Я. Гальперин.
6. В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как:
а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму;
б) психическое явление, не имеющее собственного содержания;
в) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности;
г) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте.
7. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:
а) непроизвольным;
б) произвольным;
в) послепроизвольным;
г) зрительным.
8. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) интерес человека;
г) усталость человека.
9. Причиной возникновения произвольного внимания к объекту является:
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) новизна раздражителя;
г) эмоциональная значимость объекта.
10. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:
а) непроизвольного;
б) произвольного;
в) послепроизвольного;
|
г) опосредованного.
11. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания как:
а) объем;
б) концентрация;
в) распределение;
г) переключение.
12. Числом объектов или элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания как:
а) концентрация;
б) переключение;
в) распределение;
г) объем.
13. Таблицы Шульте являются стимульным материалом при изучении такой характеристики внимания как:
а) концентрация;
б) переключение;
в) объем;
г) избирательность.
Задача
Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из споривших сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего его не может отвлечь, ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звуки музыки. Все внимание его поглощено тем, что он в данный момент делает». «А, по-моему, - ответил другой, - Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал, ни одна деталь поведения учеников не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг». «Нет, Бори Васильевич внимательнее всех, - сказал третий собеседник. Однажды мы шли в темноте по дороге, и, вдруг, неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за короткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник.
Кто же самый внимательный?