История чинопоследований Крещения и Миропомазания.




Тема: История обливательного крещения в России.

Профессор Александр Иванович Алмазов (1859-1920гг.)

История чинопоследований Крещения и Миропомазания.

Глава XIII. Форма омовения водою в крещении

Иисус Христос крестился чрез погружение. Погружение, как форма крещения в апостольское время и время мужей апостольских. Свидетельства II, III и IV веков за погружательную форму крещения. Данные за существование той же формы с V-VIII века. Существование погружательной формы в практике греческой и русской церкви с VIII века. Однократное погружение в практике западной церкви в VI-X веках. Обливательная форма в древней крещальной практике. Свидетельство об употреблении ее в III и IV веках. Отношение древней церкви к лицам, крещенным таким образом. Свидетельства с VIII века касательно обливатсльной формы. Воззрение русской церкви на обливательное крещение. Существование этой формы в русской практике с XII-XVII век. Объяснение этого факта. Погружательно обливательная форма крещения.

Крещение должно совершаться водою, – водою чистою, естественною. Самый естественный вопрос отсюда теперь тот: в какой же форме должно совершаться омовение водою в крещении? Омываться водою можно двояко: или чрез погружение в воду всего тела, или чрез обливание водою, что равно окроплению. Какая же из этих форм практиковалась и должна практиковаться при крещении?

По учению православной церкви, таинство крещения должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду919. В такой-ли форме крестился сам Иисус Христос и в такой ли форме совершалось крещение водою в апостольское время? Прямых определений и указаний по тому и другому вопросу нам не представляют писания апостолов. Тем не менее все косвенные данные, какие только можно извлечь из них, и все соображения об этом предмете приводят к тому именно заключению, что формою крещения Иисуса Христа и в век апостолов было именно погружение, а не обливание, или окропление, практикующееся ныне в церкви западной. Эти данные, эти соображения, даюшие основание такому именно, а не иному предположению, при решении первого вопроса – следующие.

Прежде всего за такое предположение говорит следующий факт. Евангелисты, повествуя о крещении Иисуса Христа, говорят: «крестившись Иисус тотчас вышел (άνέβη) из воды"920, и «когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеяся небеса»921. Это восхождение само собою предполагает и снисхождение Иисуса Христа в воду922. Но последнее, т. е. снисхождение в воду, очевидно, требовалось для погружения в последнюю, а никак не для обливания ею. Это так ясно, что и из среды западных писателей более беспристрастные сознаются, что словом «вышел из воды», и «когда выходил из воды» – евангелисты обозначают погружение Иисуса Христа, а не другой какой-либо способ крещения923.

Кроме этих выражений, прямо относящихся к факту крещения Спасителя, такое-же заключение в данном случае дает нам право делать и рассмотрение изображения теми-же евангелистами крещения Иоаннова вообще. По сказанию евангелиста (Иоанн. III, 23), Иоанн крестил в Эноне близ Салима потому, что там было много воды. Нет сомнения что Иоанн избрал это многоводное место для крещения иудеев потому, что здесь удобнее было крестить посредством погружения924. Если бы Иоанн крестил чрез обливание, или окропление, то не было бы никакой нужды во множестве воды; при таком образе крещения Иоанн мог крестить везде, даже не в реке Иордан а где было хотя сколько-нибудь воды для обливания, или окропления. Итак, Иоанн крестил Иудеев чрез погружение. Но нельзя сомневаться, что Иисуса Христа он крестил точно таким-же образом, как и прочих Иудеев искавших у него крещения, а в противном случае евангелисты не могли бы умолчать о такой особенности крещения Иисуса сравнительно с другими Иудеями, если-бы только она была на самом деле925.

Мнение древней церкви вполне подтверждает это. «И сам Спаситель наш Иисус Христос, который не очищался в крещении, но крещением своим очищал все воды, говорит блаженный Иероним – тотчас, как только поднял главу из потока («statim ut caput extulit de fluent») приял Духа Святого»926; то-же говорят и другие отцы церкви.

Если же факт крещения Иисуса Христа чрез погружение есть факт не подлежащий сомнению, то понятно, что и апостолы, которые во всем следовали примеру своего божественного Учителя, могли совершать крещение не иначе, как чрез ту-же форму. Это тем более будет ясно, если мы обратимся к следующему соображению. Как мы уже заметили далеко выше, Иисус Христос установил данное таинство в то именно время, когда произнес эти знаменательные слова: «шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Mф. ХХVIII 19). Здесь понятие крещения выражено словом, «βαπτιζω». Соответственно этому и самое, слово – «крещение» – как в Ветхом так и в Новом Завете, также, обозначается всегда словом «βάπτιμος" или " βάπτισμα» т. е. словом одного корня с «βάπτίζω». Но глагол «βαπτίζω" или " βάπτω», по его употреблению. всегда означает, – погружаю – tingo, immergo, submergo. С таким значением он употребляется еще у Гомера927 такое значение придают ему и древние отцы и учители церкви, как напр. Иероним 928 Тертуллиан929 и др. В Ветхом Завете, как «βάπτω" так и " βαπτίζω» есть перевод еврейских глаголов, однозначащих с латинскими – «fingo», «immergo»930, "submergo"931, которые выражают понятие погружения во что-либо. Это значение еврейских глаголов сохранилось в славянском переводе, когда говорится, например: «и сниде Нееман и погрузися (έβαπτίσατο) во Иордане трижды». С таким же смыслом «βαπτίζω", а также " βάπτω» употребляется и в новозаветных книгах, где по вычислению ученых, «βαπτίζω», употребляется около 30 раз, а «βάπτω" – 3 раза932. С таковым значением рассматриваемого нами слова в его употреблении в Ветхом и Новом Завете соглашаются и западные ученые933 Понятно, то-же самое значение имеет это слово и в заповеди Иисуса Христа о совершении крещения.

Отсюда, конечно, и слово «крещение» – «βαπτισμος" или " βάπτισμα» – буквально значить погружение. Так, действительно, оно и понимается в свидетельствах древней, церкви, как например, в Апостольских Правилах 934 и др. 935 . Если же, скажем теперь, – «βαπτισμος» – «крещение» – значить погружение, а Господь давая заповедь о крещении, понятие о последнем выразил словом однозначущим – «βαπτίζω», – и апостолы говоря о крещении, обозначают его именно этим словом то отсюда, прямое заключение, что в век апостолов, крещение совершалось именно чрез погружение. Фанты совершения крещения, рассказываемые в апостольских писаниях, также говорят за эту форму совершения. Писатель книги Деяний, повествуя, например, о крещении евнуха апостолом Филиппом, говорить: «и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика». Здесь говорится, что Филипп и каженик сошли в воду («κατέβησαν είς τό ὓδωρ»), один для совершения, другой для принятия крещения. Выражения «вошли в воду» и «вышли из воды», очевидно указывают, что здесь говорится о крещении не чрез обливание, или окропление водою, но чрез погружение, как мы уже говорили выше. Другие факты, относящиеся к этому предмету, хотя и не говорят нам ясно о погружательной форме крещения, тем не менее не дают права стоять за обливательную. Правда, по доводу крещения в день Пятидесятницы 3000 человек (Деян. II 41), некоторые из западных писателей предполагают будто крещение на этот раз не могло совершаться чрез погружение 936 ; но на это можно ответить такими словами тоже известного писателя запада: «Богословы, которые в крещении 3000 уверовавших видят крещение чрез окропление, не примечают, что святой Лука отнюдь не говорит, будто святой Петр этих 3000 человек в один день и притом без помощи других апостолов крестил. Вероятнее, что и прочие апостолы в разных местах, в Иерусалиме крестили новообращенных и, может быть, не в один день» 937 . Что касается до крещения целых домов 938 , где хотят видеть совершение крещения в обличительной форме, то, согласно с замечанием также одного писателя запада, здесь не нужно упускать из виду употребления на востоке домашних, ванн, в которых удобно было, крестить и посредством погружения 939 .

Итак, тот факт что крещение совершалось во времена: апостолов чрез троекратное погружение, – факт твердо обоснованный и не подлежит сомнению 940 . По правилам церкви, далее, погружение должно быть троекратное. В каком же отношении к этому требованию церкви стоит апостольская практика? К сожалению писания апостолов не оставили нам не только прямого, но даже и косвенного указания по этому предмету. За разъяснением в данном случае нам остается – обратиться к отцам и учителям древней церкви и проследить, как они думали о начале троекратного погружения в крещении. Последние, как оказывается, не одинаково решали этот вопрос, но тем не менее те из них, которые касались его, начало троекратного погружения в крещении в большинстве случаев производят, или от Апостолов или даже от установления в такой именно форме крещения самим Господом. «Трижды погружаемся, говорить например Тертуллиан, как Господь определил в евангелии» 941 . В Апостольских Правилах троекратное погружение также считается божественною заповедью. «Аще кто, епископ, или пресвитер, говорит 49 апостольское правило, совершит одно крещение не с троекратным погружением, но одно, даемое в смерть Господню, да будет извержен; ибо Господь не сказал: в смерть мою крестите, но скавал: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» 942 . Златоуст также производит начало этого обычая от самого Установителя таинства, говоря, что Иисус Христос преподал своим ученикам крещение с троекратным погружением тела, сказав: «шедше, научите» и т. д. 943 . «Он, – говорит Феодорит относительно Евномия, – нарушает закон святого крещения, издревле преподанный от Господа и Апостолов, и постановил, очевидно, противное правило, говоря, что не должно крещающемуся погружаться трижды» 944 . «Евангельская заповедь, говорит наконец римский папа Пелагий, преподанная самим Иисусом Христом, убеждает нас во имя Троицы преподавать всякому святое крещение с троекратным, погружением, по словам Господа к Его ученикам: шедше и т.д.» 945 . Василий Великий 946 , Иероним 947 , и Созомен 948 , также считают это троекратное погружение дошедшим по преданию от Апостолов. Резюмируя все эти данные, мы, очевидно, должны придти к такому заключению, что древняя церковь троекратное погружение всегда признавала наследием от Апостолов. На этом основании мы с полною уверенностью можем сказать, что во времена Апостолов крещение совершалось не иначе, как только чрез троекратное погружение в воду. Это тем более верно, что лиц, совершавших крещение не чрез троекратное погружение, церковь всегда считала в разряде еретиков.

Переходим теперь к эпохи мужей апостольских. Как в предшествующую эпоху, так и здесь крещение совершалось чрез погружение в воду. Св. Апостол Варна ва, объясняя слова псалма: «делающий это будет, как древо при исходищах вод» (1, 3.), говорит: «вот смысл их: блаженны те, которые низошли в воду». «Крещение, говорит он же, преподается в оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотами, выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду» 949 . Эрма говорит в своем «Пастыре»: «прежде нежели, человек приемлет имя Сына Божия, он определен к смерти; но когда приемлет сию печать, тотчас освобождается от смерти и приемлет жизнь. Печать же сия есть вода, в которую нисходят люди подлежащими смерти, а восходят определенными к жизни» 950 , или спрашивает ангела: «Господин, я слышал от некоторых учителей, что нет иного покаяния, кроме того, когда сходим в воду» 951 . Как ни кратки эти сведения, однако они слишком, достаточно дают понять, что форма крещения и в эпоху мужей апостольских была также погружательная. Было ли это погружение троекратным, мы не находим сведений в творениях мужей апостольских; однакож, если по требований Апостольских Правил (как мы видели выше), крещение должно совершаться троекратным погружением, а происхождение этих Правил (в некоторой части) совпадает с эпохою мужей апостольских, то, кажется, есть достаточные основания предполагать, что и в данную эпоху погружение при крещении было погружением троекратным.

Что касается до II века вообще, то на этот раз относительно практики крещения чрез погружение, мы имеем свидетельство у Климента Александрийского который говорит в своем «Педагоге»: «будучи погружаемы в воду (βαπτιζόμενοι), мы просвещаемся; просвещаясь, усыновляемся Богу 952 ». Нельзя также не указать еще на одно особое оригинальное свидетельство, относящееся также к этому веку. В подземном кладбище Каллиста находится фреска, которую по ее стилю, по окружающим ее памятникам и по надписям соседних гробниц, следует отвести ко II веку 953 . Фреска изображает крещение и, если согласиться с мнением известного археолога D е-Rоssi, крещение Спасителя 954 . Тут мужчина в короткой тунике формы έξωμις (эксомис), оставляющей правое плечо обнаженным, выводит за руку из воды молодого человека, совершенно нагого. Над головою последнего летит птица, имеющая что-то в клюве. Такая фреска, очевидно, говорит за погружательную форму крещения.

За троекратность погружения в это время ясно говорит «также памятник » ή διδαχή τῶν άποστόλων«, недавно отрытый и относяшиеся к началу II в. 955 . Более богат определенными свидетельствами относительно формы крещения III век. Самый древний свидетель этого века Тертуллиан говорит: «намереваясь приступить к воде, мы прежде свидетельствуем что отрекаемся от диавола и гордыни, и ангелов их, потом трижды погружаемся 956 , Тоже самое он указывает в сочинении «против Праксея» 957 . В Апостольских Постановлениях говорится: «потом ты епископ, или подчиненный тебе пресвитер, произнося над ними (крещаемыми) поименно священное призывание Отца и Сына и Святого Духа, погрузи (βαπτίσεις) их в воде 958 . «Кто с верою входит в купель (καταβαίνων είς τόν λουτρόν), возрождения, говорит святый Ипполит, тот разлучается с лукавым, вступает в союз с Христом, совлекается рабства и облекается в усыновление. Он восходит (άνέρχεται) от купели крещения светел, как солнце, сияя лучами правды 959 ». Здесь выражения: «входит в купель» и «выходит», очевидно, указывают на погружение при омовении водою в крещении. Наконец, нельзя упустить из внимания, как довольно важное свидетельство в данном случае, сомнение Африканского епископа Магнуса в истинности обливательного крещения, разрешенное святым К иприаном Карфагенским 960 .

Сопоставляя все эти указания III века, не трудно убедиться, что и в этот, тяжелый для церкви, век, крещение также совершалось троекратным погружением в воду. При этом нужно заметить, что погружательная форма (как и формула крещения, что увидим ниже) в этот именно век трактуется не только, как дело традиции, но как предписание и закон, данный самим Иисусом Христом и безусловно обязательный для церкви. «Для крещения дан закон, говорит Тертуллиан, и предписана форма: шедше, говорит Иисус Христос, научите вся языки, крестя их во имя Отца, и Сына и святого Духа» 961 .

Переносимся к IV и V векам, векам самым богатым по своим историческим свидетельствам относительно совершения таинств. Все свидетельства этого периода отличаются особенною ясностью и определенностью; поэтому мы представим из них только более или менее замечательные. «Великое таинство крещения, говорит Василий Великий, совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями 962 ». В творении «о церковной иерархии» кратко и вместе с тем отчетливо и ясно говорится, что «иерарх трижды погружает его (крещаемого), возглашая при трех погружениях и возгружениях, тройственную ипостась божественного блаженства 963 . «В воде крещения, говорит Иоанн Златоуст, символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы в гробе, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, выходит новый человек. Ибо как легко для нас погрузиться и подняться, так легко для Бога погребети и явить нового. Но это совершается трижды, дабы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа» 964 . Указывая мотивы троекратного погружения, Григорий Ниский говорит: «как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде и троекратным погружением в оную изображаем совершившуюся над нами благодать тридневного воскресенья» 965 . «Мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого духа и при сем трижды погружаемся», говорит блаженный Иероним 966 . «Вы исповедали спасительное исповедание, говорит Кирилл Иерусалимский, и трижды погружаясь в воде, трижды опять являлись вверху оной и, таким образом, чрез сие знамение изобразили тридневное, погребение Христово» 967 .

Вывод из всех этих свидетельств настолько понятен, что его не нужно делать в данном случае. Кроме этого, как на доказательство погружательной формы крещения за это время считаем еще нужным указать на тот факт, что крещающиеся слагали с себя одежды при крещении, чего могло и не быть при другой форме крещения. «Едва вступив совлекли вы (крещаемые) с себя хитон, говорит Кирилл Иерусалимский оглашенным, и сие было изображением того, что совлеклись вы ветхого человека с деяниями его (Кол. III, 9). А совлекши с себя хитон, стали вы наги, подражая в сем обнаженному на кресте Христу... Обнажены вы были, пред взорами всех и не стыдились, потому, что уподобились первозданному Адаму, который в раю был наг и не стыдился» 968 . Святой Златоуст, сравнимая наготу крещающагося с наготою Адама в раю, говорит между прочим: «здесь нагота, и там нагота (γυμνότης). Но там человек, согрешив, сделался нагим для греха, а здесь обнажается для свободы» 969 .

Что касается до V и VIII веков, то относительно их в данном отношении, кажется говорить нечего. Погружение, как форма крещения, было в это время во всеобщем употреблении как на востоке, так и на западе 970 . Григорий Двоеслов писал к одному испанскому епископу (Леапдру) относительно этого вопроса следующее: «о троекратном погружении в крещении нельзя отвечать правильнее того, как вы думаете. Мы погружая троекратно, означаем сим таинство тридневного погребения, чтобы троекратными восклонением младенца из воды изобразить тридневное воскресение» 971 . Точно такое же свидетельство представляет и его «сакраментарий», где говорится: «священник должен крестить троекратным погружением (baptiset sub trina mersione), призывая только однажды имя Святой Троицы. Он должен говорить так: «Я крещаю тебя во имя Отца и погрузить в первый раз (semel mergit), и Сына – и погрузить в другой раз (mergat iterum) и Святого Духа и – погрузить в третий раз (mergat tertio)» 972 . Святый Иоанн Дамаскин в своем: «Изложении православной веры» также говорит: «Крещение есть образ смерти Христовой, ибо в крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе» 973 . Крещение Спасителя, изображенное в катакомбе Понциана, в комнате, вероятно служившей крестильницей 974 , представляет Христа, стоящим по пояс в воде, что указывает на погружательную форму крещения 975 .

На основании всех этих свидетельств и соображений, представленных нами за V-VIII век, мы имеем полное право сказать, что погружение и притом троекратное было всеобщим способом крещения в древний восточной и западной церкви. В последней, например, собор Целехатской (в Англии 816 г.) предписывает следующее «пусть знают священники, что совершая святое крещение, они не должны возливать воду на главы младенцев, но всегда погружать их в купели, как Сын Божий подал всякому верующему пример о Себе Самом» 976 .

Нужно, однако, заметить, что в древней западной церкви эта форма крещения иногда практиковалась неправильно, не как троекратное погружение. В последнем виде повсюду в западной церкви крестили только до VI века, но с этого времени мы уже не встречаем там такого однообразия. Святой Григорий Двоеслов (†604) в том же самом письме, на которое мы указывали выше, после приведенных нами слов, продолжает: «Если кто думает, что в погружении крещение бывает в честь верховной Троицы, то ничто не препятствует погружать крещаемого в водах однажды. У трех Лиц одно естество, поэтому никак не может быть делом укоризненным – погружать крещаемого младенца или трижды или однажды, когда и тремя погружениями может быть изображена троичность лиц, и одним погружением может быть изображено единство божества. Но так как еретики доселе погружали младенца в крещении трижды, то, по-моему рассуждению, этому не должно быть у вас, дабы те, счисляя погружения, не разделяли Божества, и дабы продолжая делать то, что делали, не хвастались, будто переняли наш обычай» 977 . Вслед за ним IV Толедский собор (610 г.), приводя его слова, замечает: «поэтому, когда столь великий муж дал отчет о обоих таинствах, бывающих в крещении, что то и другое справедливо, то оба они должны быть почитаемы в св. церкви Божией безукоризненными но, чтобы избежать раскольнического соблазна, или употребления еретического догмата, будем содержать однократное погружение в крещении, дабы не показалось, что трижды погружающее у нас одобряют учение еретиков, хотя следуют обычаю. А чтобы кто-нибудь не имел сомнения относительно тайны этого однократного таинства, в нем всякий может видеть обозначение смерти и воскресения Христова, ибо погружение в водах есть как-бы сошествие в преисподнюю, а выгружение из воды есть воскресение. Вместе с сим всякий же должен видеть в этом таинстве показание единства Божества и троичности лиц, – единства в том, что погружаемся однажды, а троичности в том, что крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа» 978 . Таким образом нет сомнения, что в Испании с VI века крещение совершалось иногда и чрез однократное погружение.

Такое дозволение испанской церкви и утверждение в ней такого обычая мотивировалось следующими обстоятельствами. В VI и VII веках в испанском округе было множество Apиaн, – двух родов: одни из них строго держались Евномия, а другие уклонялись от него; те и другие совершенно отвергали равенство лиц святой Троицы. Но первые из них, при совершении крещения, крестили в смерть Христову, давая таким образом крещению не таинственное значение духовного возрождения, но одно нравственное значение спогребения Христу, ради умерщвления у себя греха, напротив, последние крестили, во имя Отца и Сына и святого Духа, усвояя крещению таинственное значение духовного возрождения 979 . Вследствие этого тогда как первые употребляли при крещении однократное погружение 980 , последние крестили троекратным погружением 981 . Православные этого же округа в то же время также крестили троекратным погружением, но погружая крещаемого троекратно, они выражали тем и троичность лиц в Боге; a ариане, напротив, тем же актом обозначали, что в трех лицах три естества 982 . Неверующие, не представляя себе в данном случае существенного различия между тем и другим крещением, благодаря сходству их внешней формы, думали, что православие и арианство – одна и та же вера христианская и, потому, желая принять крещение очень нередко обращались к арианам. Тогда некоторые из православанных испанского округа, дабы предупредить обращение верующих в арианство, оставили погружение троекратное и стали крестить чрез погружение однократное, только с формулою во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда же по поводу этого обстоятельства один из епископов Испании, – епископ Севильский Леандр – обратился к Григорию Двоеслову за разрешением вопроса, – признавать ли крещение правильным, – то последний и дал ответ в благоприятном смысле, как мы уже видели. В последующее же время собор Толедский, высоко ценя авторитет Григория, нашелся вынужденным подтвердить его мнение, благодаря тому обстоятельству, что в испанском округе не все уважали мнение Григория, но одни стали крестить чрез погружение однократное, а другие строго держалась троекратного погружения. Сколь долго существовала эта форма крещения, положительно нам не известно. Pelliccia говорит, что крещение чрез однократное погружение практиковалось только в VI веке 983 . Но можно думать, что этот факт имеет более долгую историю. По крайней мере, константинопольский патриарх Михаил Керулларий в свое время (1054) писал патриарху антиохийскому Петру: «некоторые нам передали, что (латиняне) божественное крещение совершают во едино погружение» 984 . Таким образом, можно предполагать, что даже в X веке крещение чрез однократное погружение еще продолжалось в западной церкви.

Начиная с VIII века и до настоящего времени в восточной церкви, всегда существовала практика троекратного погружения. Относитетьно греческой церкви в данном случае мы имеем ясные свидетельства в древних и позднейших чинопоследованиях этой церкви; под нашими руками находятся греческие крещальные чины с VII-XI века и с ХIII-XIX; нечего и говорит, что во всех них, как истинная форма крещения, всегда трактуется троекратное погружение 985 . Понятно, что это подтверждается и, другими посторонними свидетельствами, но приводить их за очевидностью дела мы считаем излишним в данном случае.

Естественно, что таже самая форма совершения крещения, т: е. троекратное погружениe, с возникновением русской церкви, как заимствовавшей свою практику от церкви греческой, практиковалась и в ней с самого начала ее существования. Правда, за древний период русской церкви по крайней мере до самого XIV века, мы не имеем крещальных чинопоследований, откуда бы мы могли извлечь прямые данные в подтверждение этого факта. Но он вполне подтверждается из других посторонних свидетельств, сохранившихся нам до XIV века.

Прежде всего здесь можно указать на крещение Русских – Киевлян. Как известно, оно совершилось в Днепре и потому совершилось чрез погружение, иначе оно могло бы совершиться и не в этом месте. Преподобный Феодосий в послании к великому князю Изяславу «О вере Варяжской», с укоризною говоря о латинянах, что «они крещаются во едино погружение» в тоже время добавляет: «а мы в три» 986 . Тоже самое находим мы «в состязании митрополита Георгия с Латиною» и в посланиях митрополита Никифора к Владимиру Мономаху, к Ярославу, князю муромскому и в послании того-же митрополита к неизвестному князю 987 . В ХIII веке отцы Владимирского собора 1274 года, излагая порядок целого крещального чина, после речи о помазании крещаемого елеем, говорят: «потом да крещают, погружающе в три погружения» 988 .

Начиная с XIV века прямые данные в подтверждение этого же факта нам представляют целый ряд крещальных чинопоследований. Во всех них правильною формою крещения всегда признается именно погружение и погружение троекратное 989 . Кроме этого то же самое нередко можно видеть в канонических источниках русского права. Митрополит Киприан, свидетель XIV века, например писал к игумену Афанасию: «Крещение же святое творити сице: не обливати водою, яко-же латыни творят но погружати в реце, или в сосуде чистом, уставленном на се» 990 . В XV веке митрополит Фотий в своих посланиях к псковскому духовенству, а также в своем научении священникам и инокам прямо увещевает крестить в три погружения 991 . В чине этого века: «аще кто в ереси быв, крещен сый, к Богу обратится, любо хвалисин, любо жидовин, любо кый еретик» – обращающийся говорить: «иже не крестит в три погружения, во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят» 992 . В XVI веке Стоглавый собор в особом правиле постановил, чтобы крещение совершалось не иначе, как чрез троекратное погружение 993 . Герберштейн в своих записках, между прочим, замечает, что русские не считают крещения действительным, если оно совершено не чрез троекратное погружение 994 .

В XVII веке постановление относительно совершения крещения чрез погружение мы находим в требенике митрополита Могилы и в его книги «Православное исповедание». Московский собор 1667 года постановил: «все действие крщения совершать священнику, а не кому другому»; и в тоже время постановил, чтобы совершали его во имя Отца и Сына и Святого Духа, в три погружения, а не обливанием 995 . Несколько позднее тоже самое было подтверждено патриархом Адрианом 996 .

Итак, формою омовения водою в крещении из самой глубокой древности было – погружение. Тем не менее эта форма не была единственною. Считая только существенным в крещении омовение водою в общем смысле, древняя церковь позволяла иногда, в исключительных случаях, и отступать от этой формы, допускала возможность крестить чрез обливание, при чем признавала, что таинство крещения не теряет своей силы и при таком способе совершения, если только оно совершается во имя Святой Троицы. С какого времени эта уступка ведет свое начало, нам точно неизвестно. От апостольской эпохи мы не имеем никаких сведений, более или менее соприкасающихся с данным предметом. Однако еще от II в. в памятнике: ή διδαχή τῶν άποστόλων, есть прямое дозволение, при недостатке воды, крестить и чрез обливание 997 . Затем самые древние свидетельства в этом случае не восходят ранее III в., и первый довольно ясный намек на обливательное крещение за это время мы находим у Тертуллиана 998 , а потом в актах мучеников III века очень нередко приводятся факты такого крещения. Так о святом Лаврентии (диаконе римской церкви) повествуется, что он, находясь в темнице, крестил некоего воина, по имени Романа, посредством обливания. В другой раз он же таким же способом крестил некоего Луцилла 999 . Таким же образом были крещены мученики: Акиндин, Игнатий, Феодул, Филимон и многие другие 1000 . Наконец, Евсевий приводит из письма римского епископа Корнилия (III в.) к Фабию антиохийскому отрывок, из которого видно, что Новат (римский пресвитер), когда одержим был тяжелою болезнью и подвергался опасности смерти на том самом одре, на котором лежал, посредством обливания получил крещение 1001 .

Однако, призанавая такое крещение действительным многие из пастырей церкви III века относились к нему с явным неодобрением. Это видно, между прочим, из того, что Киприан, епископ карфагенский, принужден был даже нарочито писать, что таинство крещения не теряет своей силы и при обливательном способе совершения. «Ты просил меня, писал Киприан к одному из африканских епископов епископу Магнусу, сомневавшемуся в действительности такого крещения, – как я думаю о тех, которые в болезни и немощи прияли благодать Божию (крещение), должно ли почитать их истинными христианами, так как они спасительною водою не омыты (non loti, sed perfusi)? В этом деле... я... думаю, что божественная благодать не может умаляться и ослабляться, и не может быть там, что-либо меньшее, где с полною и совершенною верою и дающего, и приемлющего, принимается то, что почерпается из божественных даров. Ибо зараза греха не так очищается в спасительном таинстве, как нечистота кожи уничтожается в телесном омовении, где нужны купальня, мыло.... В спасительных таинствах, по требованию нужды (cogente necessitate) и по благоснисхождению Божию, верующим вполне сообщается благодать и при сокращении богоучрежденного чина. И это никого не должно не должно смущать, что больные окропляются, или обливаются водою когда получают божественную, благодать: ибо священное Писание чрез пророка Иезекииля говорит: и воскроплю на воду чисту и очиститеся от всех нечистот ващих и дам вам сердце ново и дух нов дам вам (Иезек. XXXVI, 25, 26), а в другом месте: рече Господь к Моисею, глаголя: поими левиты от среды сынов Израильских, и да очистиши я. И сице да сотвориши им очищение их покропиши на них воду очищения (Числ. VIII, 5–7); и еще: вода окропления очищение есть (XIX, 9)».

«Отсюда видно, продолжает святитель, что окропление водою имеет силу, подобно спасительной купели. И когда сие совершается в церкви, при чистой вере и дающего, и приемлющего: то все может стать и совершиться по величию Господа и истинности веры... Мы видим, что крещенные в болезни и получившие благодать избавляются от нечистого духа, которым прежде были одержимы, похвально и одобрительпо живут в церкви... Посему, заключает св. Отец, мое мнение таково: всякий, кто приемлет божественную благодать в церкви по законной и правой вере, должен быть почитаем истинным христианином (legitimus judiciter christianus)» 1002 .

Другое подтверждение тому же самому можно видеть в том, что считая лиц, крещенных чрез обливание, действительными христианами, пастыри церкви III века однако не ставили их наравне с христианами, крещенными чрез погружение. Это в особенности заметно относительно рукоположения таких лиц на священые степени. Так, когда тот же Новат, о котором мы упоминали выше, по благоволению к нему епископа, был рукоположен последним в сан пресвитера, то народ и клир, не отрицая действительности его крещения, выразили, что облитого на одре (т. е. крещенного чрез обливание) не следует, возводить ни на какую церковную степень. По всей вероятности благодаря такому взгляду пастырей церкви на обливательное крещение, христиане III века лиц, крещенных таким именно образом, имели обыкновение в насмешку называть больными, или «расслабленным» («κλίνικος» или «clinicus») 1003 .

В IV веке, нужно думать, крещение чрез обливание было явлением далеко не редким. Это видно из того общеизвестного факта, что многие веруюшие во Христа того времени имели обыкновение откладывать свое крещение до кончины и поэтому весьма нередко крестились при болезненном состоянии, когда погружательная форма крещения считалась не только неудобною, но и опасною. Притом в начале, этого века поводом к такому крещению могла служить опасность внезапной мученической кончины вовремя разразившихся гонений, что действительно и бывало. Так во время гонения Максимина святый мученик Ермоген подобным образом крещен был в Александрии находившимися там епископами 1004 . Святый мученик Власий, иначе Вукол, вверженный мучителем в кипящую воду в котле, посредством окропления крестил некоторых воинов, уверовавших во Христа 1005 . Что касается до крещения обливанием по первой указанной нами причине, то об этом свидетельствует Златоуст. Похваляя тех, которые не откладывают крещения до конца жизни, он говорит: «Хотя как вам, так и тем, которые крестятся при конце жизни, сообщается равная благодать (ἲσα τῆς χάριτος), но вы не равны с ними по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: