Слайд «Отрицательные героини»




Тема «Образ женщ в калмыц сказках».

Фольклор — не только существенный элемент народного быта, в нем подчас сохраняются драгоценные свидетельства о социальном строе, общественных институтах, верованиях, материальной культуре прошлых эпох, не зафиксированные в источниках иного рода — письменных документах или археологических памятниках.

Калмыцкая культура представляет собой многогранную систему идеалов, кодов, норм поведения, благодаря которой сохранились её самобытность, особенности менталитета и народные представления.

Исследование образа женщины дало мне возможность проследить процессы взаимоотношений и представлений о женщине, ответить на вопрос как и почему, формировалась, развивалась, сохранялась и транслировалась многогранная система идеалов, норм, в традиционной культуре калмыков. И где начинается и заканчивается роль женщины в обеспечении жизни и развития калмыцкого общества?

И в этот связи, фольклор - как источник выбран мною не случайно. Потому что в фольклоре, так же как во многих других видах искусства, отражается, как правило, не историческая действительность в прямом и точном смысле этого слова, а народное отношение к ней, определенный тип и способ ее понимания и художественной обработки.

Материалом для исследования послужили сборники калмыцких сказок, публикованные на калмыцком, русском, немецком языках

Объектом исследования являются калмыцкие волшебные, богатырские и бытовые сказки. Мы придерживались этого жанра и оставались именно в жанре «сказки». Без привлечения эпоса.

Предмет исследования — женские образы в сказках, а также описание положения и роли женщины в семье по этнографических источниках.

Цель диссертационной работы — выявить основные женские образы в калмыцких народных сказках. Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

— охарактеризовать сюжетно-тематический фонд калмыцких народных сказок;

— описать основные типы женских образов в калмыцком фольклоре;

— рассмотреть проблему эволюции женского образа;

— проанализировать роль и положение женщины по этнографическим источникам;

Методы исследования. В основу исследования положены сравнительно-типологический метод

При этом исследование сосредоточено не только выявлении женских образов с фольклоре, но на определении соответствия с этнографической реальностью, выявлении своеобразия, рассмотрении специфики женских образов в калмыцкой сказочной традиции.

Слайд О структуре работы:

Глава 1. Тема женщины в фольклоре. Изученнность вопроса. Данная глава посвящена рассмотрению темы женщины на примере сказочной фольклорной традицц других народов. В этой главе я старалась показать, как интересующая меня тема стала предметом специального исследования в отечественной фольклористике. На материалах устно-поэтического творчества исследователи описывали основные женских персонажи в фольклоре якутов, бурят и многих других.

Если будут спрашивать, про 1 главу вот куски:

В тюркском (среднеазиатском) эпосе вопросы происхождения и эволюции женских образов были рассмотрены в работе У. А. Мусабекова. Автор отмечает, что женские персонажи в тюркских фольклорно-литературных памятниках играли важную роль в процессе создания собственного мироустройства. [Мусабекова,2016]

Автор на материалах башкирской мифологии Зарипова выделяет отдельный образ женского божества Умай/Хумай. Данный женский тип по представлениям алтайских тюрок выступает в роли хозяйки гор, покровительницы охотников, диких зверей, детей и материнства. [Зарипов, 1986].

Основные женские персонажи эпических произведений якутов нашли свое освещение в трудах исследователей олонхо И.В. Пухова, Г.У. Эргиса, Н.В. Емельянова [Пухов, 1962, Эргис, 1974, Емельянов, 1980; 1983; 1990; 2000], Н.А. Оросина [Оросина, 2014].

Так, Н.А. Оросина в своей работе рассматривала образы женщин-шаманок (удаган, удаганки) в якутском олонхо. Автор на обширном фольклорном материале проанализировала происхождение женщин–шаманок, а также их типологию. Ярким примером удаганки-богатырки в олонхо таттинской локальной традиции является Намыын Нюргустай, сестра богатыря айыы Ого Нюргуна («Богатырь Ого Нюргун»).

В эпосе кавказских народов огромная работа по типологии, генезису и эволюции женских образов была проделана учеными-фольклористами У.Б. Далгат, Е.Б. Вирсаладзе, Д.С Схаляхо [Далгат, 1972, Вирсаладзе, 1976, Схаляхо, 2003].

Так, У.Б. Далгат, в своем труде «Героический эпос чеченцев и ингушей» отводит должное внимание героическим образам женщины. «Женские образы вайнахского эпоса, писал автор, представляют яркие и выразительные примеры». У.Б. Далгат выделяет известный ингушам и чеченцам образ Малх-Азни. Образ Малх-Азни исследователь связывает с древним мифом о рождении героини из искры, упавшей от солнца на землю.

Женские образы встречаются и в сказках вайнахского народа. В сказках, содержащих эпические мотивы, и в сказаниях фигурирует образ Малх-Азни — красивой и сильной.

Слайд. Глава 2. Собственно образы:

Нами было проанализировано 150 сказочных текстов на русском и калмыцком языке. При написании данного исследования я работала в связке с филологами и переводчиками. При работе с калмыцкими текстами нам было важно понять значение каждого словам и предложения,поскольку каждое слово могло быть полезно для раскрытия того или иного образа.

 

В сказках мы рассмотрели и попытались выделить типичные женские образы. В сказках мы рассмотрели и попытались выделить типичные женские образы. Для порядка мы провели классификацию и условно поделили героинь на две большие группы:

 

I. Положительные героини- помощницы

• Героини реального мира (то есть мира сказочного героя)

• Героини иного мира (верхнего мира, мира тенгриев)

II. Отрицательные героини – враги героя

• Героини реального мира (женщины земного происхождения, т.е. которые живут на земле, вместе с героем)

• Героини иного мира (низшего мира, куда идет сказочный герой, спасая невесту и т.д.)

Анализ сказочных произведений калмыков показал, что сказках встречаются как положительные так и отрицательные женские образы. Но, доминируют больше положительные женские образы.

Слайд Среди этого многообразия оригинальными являются образы небесной сестры, дев–воскресительниц (Булгн, Кермен и Шикря — дочери Санджи хана),земных сестер (Авха-цецен), образы девушек-богатырок(Бута-Шага).

Сказочные героини сохранили в себе те качества и моральные установки, которые приписывались женщине народом. Красота, стойкость, терпение, кротость, мудрость, покорность- все эти и другие перечисленные качества девушки, женщины были своего рода эталоном, стереотипом поведения, образцом для подражания, т. е идеалом, и со временем они вошли в менталитет и стали частью исторической памяти народа.

Слайд Этнографические источники, которые также были привлечены нами показали, что образ женщины-калмычки не полностью совпадал с идеализированным образом женщины в сказке.

В ходе анализа, несмотря на характерное для фольклора стремление к одногеройности, мы нашли и выделили особую разновидность женских образов сестер - главных помощниц героя. В сказке данные образы развивались по двум направлениям — в мифологическом облике и реальном. Соответственно, в нашей работе мы описали два типа сестры: небесной и земной.

Образ небесной сестры.

В калмыцких волшебных сказках небесные девы выступают в разных ролях и образах. Небесные сестра призвана оберегать жизнь героя. В особо трудные моменты она приходит на помощь своему брату-богатырю

Например, в сказке «Улада Мерген» небесной сестрой богатыря выступает хромоногая старшая сестра. После того, как богатырь погибает в схватке с мусом, его конь отправляется к старшей сестре, живущей на небе, и доставляет на землю, где лежит разрубленный на части брат, и ее задача — оживить и исцелить погибшего брата.

Сказка не говорит прямо о внешнем облике сестры, но, то что она является женой сына божества Луны, по тому как почтительно обращается к ней волшебный конь Улады Мергена слушателям становится понятно ее место и значение в жизни верхнего мира и в судьбе богатыря.

Слайд «Обряд оживления Богатыря». В сказке сестра, для оживления погибшего, совершает следующие действия: три раза перешагнув и три раза ударив подвесками своих кос (токуги), она соединяет отдельные части тела. Затем три раза перешагнув, она произносит заклинание:

В описанном обряде оживления можно выделить несколько этнографических мест и элементов, достойных нашего интереса.

Здесь мы имеем ввиду то,что В обряде оживления используются женские волосы и подвески (токуги).

Слайд «Девы-Богатырки»

В ходе нашего исследования мы увидели, что героини калмыцких сказок могут наделяется не только волшебной, но и богатырской силой. Анализируя тип девушки-богатырки, мы увидели, что в калмыцких сказках нет героинь, с которыми приходилось бы богатырю вступать в единоборство, как в бурятских или русских сказках. Однако, здесь, в калмыцких сказках, героиня изображается в виде могучего богатыря, не знающего ни страха, ни сомнений, полного решимости достичь своей цели. Женские образы дев-богатырш выступали как в роли младшей сестры, так и самостоятельным персонажем.

Слайд «Отрицательные героини»

В процессе анализа я стремилась показать не только положительных, но и отрицательных женских персонажей. Описанный нами образ «ведьмы- шулмы» является врагом главного героя, и встречаются не только в сказках, но и в эпосе. По представлениям калмыков, это огромная длинногрудая женщина, которая перебрасывает назад свои длинные груди, у нее распущенные волосы золотого цвета.

Чаще всего шулмы не могу нанести ощутимый вред героям. Впрочем, изредка богатыри попадаются на их уловки и терпят поражение.

В наши дни, немногочисленные полевые исследования фольклористов доказывают, что калмыки сохраняют некоторые представления о демонологических существах.

Рассказывая о мифических существах, пишет Т.Г. Басангова «информанты указывают на их половую принадлежность. Они могли принять облик как мужчин, так и женщин. Так в шулмусов, домая, четкеров перевоплощались души обиженных людей.

Также рассказывают о случаях встречи с шулмусами. «Если человек затерялся в степи, его состояние определяли, как шулмусы окружили». [Басангова, 2002: 279 ].

Чтобы избавиться от демонологического существа, в дорогу нужно было брать оберег в виде серебряной монеты с целью счастливого исхода путешествия» [Басангова, 2002: 278 ].

Интересно заметить, что калмыцкие образы ведьмы-шулмуски поражают своим сходством с бурятскими мангадхайками. В бурятских улигерах и эпосе они также являются главным отрицательными персонажем

Красота»

В калмыцком сказочном фольклоре нашли свое отражение представления и идеалы красоты. Все описанные нами примеры подтверждают, что идеал красоты в представлениях как калмыков, и их предков были смешанным. Ценилась как красота внешняя, так и внутренняя. А, сказка, с присущей ей свойством идеализировать действительность, стала составной частью представления о красоте.

Таким образом, Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, образ женщины в сказке многогранный и яркий. В сказке женщина играет ведущую роль в благополучии семьи, воспитании детей. Она является не только доброй хранительницей домашнего очага, но и выступает храброй богатыркой, мудрой советчицей, наставницей, передающей накопленный веками духовный опыт своих предков. В реальной жизни образ женщины у калмыков занимал особое место, так как женщина всегда выступала носителем и хранителем традиционных ценностей. В жизни калмыцкого общества женщина всегда пользовалась большим уважением, а в семье — большой любовью.

То многообразие женских образов, представленных в калмыцких сказках явилось художественным отражением всей исторической жизни народа, сложившихся процессов формирования нравственности и эстетических понятий по отношению к женщине. А проведенный нами анализ доказывает, что женские образы занимают по праву свое достойное место в системе образов и играют большую роль в развитии сюжета.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: