Практическая работа
Цель работы. Изучить технологию и получить практические навыки по техническому обслуживанию и ремонту передней подвески автомобиля ВАЗ-2110.
Основные положения
1. Подвеска
Подвеска обеспечивает упругую связь между колесами и рамой или несущим кузовом автомобиля. Она смягчает удары от неровностей дороги. Все детали, связанные с колесами (балки переднего и заднего мостов, рычаги подвески и др.), относятся к так называемым неподрес- соренным частям автомобиля. Детали, соединенные с колесами через упругие элементы подвески, носят название подрессоренных частей.
Подвеска может быть зависимой и независимой. При зависимой подвеске перемещение одного колеса зависит от перемещения другого. В конструкции подвески применяются различные упругие эле- менты: рессоры, пружины, торсионы (стержни, работающие на скру-
чивание), резиновые элементы, пневмобаллоны и др.
Все отечественные грузовые автомобили (кроме самосвалов осо- бо большой грузоподъемности) имеют зависимую рессорную подвес- ку с полуэллиптическими рессорами.
1. Устройство передней подвески переднеприводного автомобиля ВАЗ-2110
Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2110 независимая, с гид- равлическими амортизаторными стойками, винтовыми цилиндриче- скими пружинами, нижними поперечными рычагами и стабилизато- ром поперечной устойчивости.
К направляющему устройству относятся телескопическая стой- ка, нижний рычаг подвески, растяжка, соединенные между собой по- воротным кулаком. Телескопическая стойка также выполняет функ- цию гасящего элемента.
Нижняя часть стойки соединяется с поворотным кулаком дву- мя болтами, чем обеспечивается регулировка развала. На телескопи- ческой стойке установлены: витая цилиндрическая пружина, пенопо- лиуретановый буфер хода сжатия с кожухом, верхняя чашка пружи- ны, а также верхняя опора стойки в сборе с подшипником. Верхняя опора крепится тремя гайками к брызговику кузова. В корпусе стойки смонтированы детали телескопического гидравлического амортизатора. Нижняя часть поворотного кулака соединяется шаровой опо-
|
рой с нижним рычагом подвески. Тормозные и тяговые силы воспри- нимаются продольными растяжками, которые через резинометалли- ческие шарниры соединяются с нижними рычагами и с поперечиной передней подвески. Стабилизатор поперечной устойчивости представ- ляет собой штангу, колена которой через стойки с резинометалличе
скими шарнирами соединены с нижними рычагами подвески. Средняя (торсионная) часть штанги крепится к кузову кронштейнами через ре- зиновые подушки.
2. Опора верхняя стойки телескопической передней подвески А110.2902.820-31 ТУ 4541-001-6321138562-2005
1. Общая характеристика изделия
Опора верхняя стойки телескопической передней подвески (да- лее по тексту – опора верхняя) предназначена для применения в пе- редней подвеске автомобилей ВАЗ семейств 2110, 2108 и их модифи- каций.
Опора служит для передачи на кузов осевых, радиальных и иных сил и моментов, передающихся от направляющего устройства подвески, усилий демпфирования стойки и упругих сил пружины и буфера сжатия. Опора состоит из трех основных элементов: собственно опоры 1, подшипника качения 2, ограничителя хода отбоя 3 (рис. 1).
|
Опора 1 состоит из наружного корпуса 4 с крепежными болтами 5 и внутреннего корпуса 6, соединен- ных резиной с помощью вулканиза- ции.
Рис. 1. Опора верхняя стойки телескопической передней подвески
Подшипник качения ради- ально-упорного типа представляет собой герметичную конструкцию с долговечным смазочным материалом. Он имеет прессовую посадку во внут-
реннем корпусе опоры и оригинальную чеканку.
Ограничитель хода отбоя предназначен для ограничения сил, возникающих при обратном движении колеса, и способствует погло- щению энергии разжимающейся пружины в конце хода отбоя. Уста- новка опоры без ограничителя может стать причиной преждевремен- ного выхода из строя и приводит к утрате возможности замены изде- лия по гарантии.
2. Технические характеристики
Опоры верхние обеспечивают высокую надежность и безопас-
ность в эксплуатации. Составляющие элементы конструкции имеют необходимый запас прочности.
Основные показатели опоры:
Габаритные размеры, мм..........................138×138×64
Масса, кг......................................................1,1
Номер подшипника по ГОСТ.....................348702
3. Комплект поставки
Опора верхняя стойки телескопической - 2 шт. Ограничитель хода отбоя - 2 шт.
Кожух верхней опоры - 2 шт.
Упаковка - 1 шт.
Паспорт-инструкция - 1 шт.
4. Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию
Средний срок службы опор в общих условиях эксплуатации составляет не менее 100 000 км пробега.
Длительной и безотказной работе изделия способствует выпол- нение рекомендаций:
– следует контролировать и приводить в норму технически ис- правное состояние основных узлов подвески – стоек телескопических, шаровых опор, наконечников рулевых тяг, так как при появлении в них недопустимых дефектов ухудшаются устойчивость автомобиля, плавность хода, снижается безопасность движения;
|
– не допускать залива верхних опор водой при выполнении об- служивания (например мойки двигателя), так как в дальнейшем вода будет контактировать с подшипником с возможностью проникнове- ния внутрь, где может вызвать коррозию и быстрый выход его из строя.
5. Особенности комплектации автомобилей семейства 2108
Верхние опоры А110.2902.820-31 могут быть применены на ав- томобилях семейства 2108. При этом необходимо вместо стойки теле- скопической 2108-2905002/003 и чашки пружины верхней 2108-2902740 использовать изделия из комплектации автомобиля 2110 (соответст- венно 2110-2905002/003 и 2110-2902740) с сохранением остальных де- талей (кожух, буфер, пружина).
3. Инструкция по установке верхней опоры стойки телескопической передней подвески А110.2902.820-31 на автомобили семейства 2110
и его модификации
1. Вывесить колеса передней оси при помощи домкрата или на подъемнике.
2. Открутить болты крепления колеса и снять колесо.
3. Извлечь шланг привода тормозной системы из кронштейна на корпусе стойки телескопической.
4. Отвернуть гайки 1 крепления стойки телескопической к по- воротному кулаку 2 и извлечь болты (рис. 2).
5. Расшплинтовать и отвернуть гайку 3 шарового пальца на- ружного наконечника рулевой тяги 4.
6. Выпрессовать шаровой палец наконечника из поворотного рычага 5 рулевой трапеции с помощью приспособления А.47035.
7. Отвернуть гайки верхнего крепления стойки телескопиче- ской к кузову 6 и снять стойку телескопическую передней подвески с пружиной и верхней опорой в сборе.
8. Сжать пружину передней подвески при помощи съемника пружины или приспособлением 67.7823-9563 (при выполнении данной операции соблюдать осторожность).
9. Отвернуть гайку крепления верхней опоры 7, удерживая шток 8 от проворота ключом 67.7812-9563, снять штатную верхнюю опору стойки телескопической 9.
10. Установить на хвостовик штока опору верхнюю стойки те- лескопической А110.2902.820-31 вместе с ограничителем хода отбоя (см. рис. 2), навернуть и затянуть гайку штока 7 усилием 65,86 – 81,2 Н·м.
11. Завести стойку телескопическую в стойку брызговика кузо- ва автомобиля, затянуть гайки 6 верхнего крепления стойки усилием 19,6 – 24,2 Н·м.
12. Присоединить шаровой палец наконечника рулевой тяги 4 к поворотному рычагу рулевой трапеции 5. Затянуть гайку 3 усилием 77,5 – 96,1 Н·м, после чего зашплинтовать соединение.
13. Присоединить болтами поворотный кулак 2 к кронштейну стой- ки телескопической. Затянуть гайки 1 болтов усилием 77,5 – 96,1 Н·м.
14. Заправить шланг привода тормозной системы в кронштейн на корпусе стойки телескопической.
Рис. 2. Схема передней подвески автомобиля ВАЗ-2110
15. Установить колеса.
16. Выполнить регулировку углов установки передних колес.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Назначение и конструкции подвесок переднеприводных ав- томобилей.
2. Особенности снятия деталей подвески автомобиля ВАЗ-2110.
3. Особенности сборки амортизационной стойки передней под- вески автомобиля ВАЗ-2110.
Содержание отчета
В отчете должны быть представлены основные теоретические положения, результаты опытов и выводы, полученные на основании наблюдений.