Труды о воспитании детей




РЕФЕРАТ

По дисциплине «Технологии сотрудничества педагога с родителями»

 

Тема: «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. »

 

 

Выполнила студентка

группы ПОДб 1701-62-00

Пашкеева Яна

___________________ /подпись/

Митранова Ксения

___________________ /подпись/

Проверил:

Малова Татьяна Васильевна

Канд. пед.наук

____________________/подпись/

Киров

Содержание

 

1) Введение……………………………………………………………

2) Биография ………………………………………………………….

3) Творчество………………………………………………………….

4) Труды о воспитании детей…………………………………………

5) Идеи семейного воспитания……………………………………….

6) Актуальность в современном мире………………………………..

7) Заключение………………………………………………………….

 

Введение

 

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) был одним из выдающихся русских философов и педагогов ХХ века. Свои взгляды на воспитание В.В. Зеньковский изложил в нескольких работах, а в частности: «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика», «Русская педагогика в XX в.» и многих других.
Главным в педагогической концепции В.В. Зеньковского были любовь и уважение к воспитанникам, вера в духовные возможности и уникальность каждой личности, а также требование бережного отношения к делу воспитания человека в ребенке.
В.В. Зеньковским была создана теория воспитания, основанная на принципах религиозной педагогики, на принципе приоритетности воспитания в педагогическом процессе, на принципе о необходимости созданию православной школы на государственном уровне, и главное на принципе свободного религиозного самоопределения воспитанника.
В работах философа мы находим уникальную концепцию, отразившую единство семейного, социального и религиозного воспитания личности.
В данном реферате раскрывается взгляд В.В.Зеньковского на проблему духовного развития, которая формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека.
По мысли философа взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания является необходимым условием для воспитания гармоничной духовной личности.

 

Биография

 

Антропологизм и социальность русской философской мысли предопределили ее внимание к «вечным» и актуальным проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования личности, духовной жизни в эмиграции и России. В поле зрения некоторых русских ученых-педагогов попадают не только русские образовательные учреждения в эмиграции, но и молодежные и детские общественные организации. Один из таких ученых – великий русский философ и педагог Василий Васильевич Зеньковский. На протяжении многих лет он возглавлял деятельность православного юношеского движения.

Василий Васильевич Зеньковский (4 июля 1881), Проскуров, Подольская губерния — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Окончил Киевскую 2-ю гимназию. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии. Доктор церковных наук. В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя. В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 года был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского. В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии. В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования. В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже. В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогический кабинет по работе с православной молодёжью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» прекратилась. С 1936 года — член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов. В 1939—1940 годах, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника. 22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже.С февраля по август 1943 года — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.

С июля 1943 года по август 1962 года — вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже. 7 января 1944 года возведён в сан протоиерея. В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Могила протоиерея Василия Васильевича Зеньковского на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

 

Творчество

Основной труд Василия Зеньковского — «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII—XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что, приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные. В то же время, по мнению Зеньковского, в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь — не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути — тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики: догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

 

Труды о воспитании детей

Зеньковский стал редактором журнала «Вестник РСХД», в котором печатались статьи по православной педагогике. В 1926 году по приглашению YMCA (Международное христианское движение молодежи) совершил поездку в США, где знакомился с работой детских и молодежных христианских организаций. По итогам поездки им создано Бюро религиозного образования детей и молодежи в эмиграции. Зеньковский был одним из немногих религиозных мыслителей, работавших на «стыке» философии, богословия, педагогики, психологии, литературоведения. Основные философские и педагогические сочинения В.В. Зеньковского: «Русские мыслители и Европа», «Н.В. Гоголь», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Психология детства», «Русская педагогика в XX веке», «История русской философии», «Социальное воспитание».

 

Цели и задачи воспитания по Зеньковскому

В педагогике вопрос о цели воспитания является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считает, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.». По мысли философа «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» - это есть то, в чем должно помочь воспитание».
В.В. Зеньковский в своей книги «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия,... раскрытие пути вечной жизни».
В воспитательном процессе по мысли В.В. Зеньковского есть две задачи: Первое это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни вечности, в Боге и с Богом, что бы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой». В этом одна сторона воспитания, и поэтому в развитии внутреннего человека - главный путь педагогической работы.
Не менее важной является вторая сторона - «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь - так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность». Гипноз жизни настолько силен, что зачастую, цели и задачи этой земной жизни мы ставятся на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть поставлена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу, а не к земле. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода - это самое ценное и самое основное в нас».
Основной мыслью Зеньковского является необходимость воспитания ребенка к свободе. Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине - «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви». Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе.
Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Другими словами, воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке». Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, имеющие, однако «инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: