Как психологически подготовить класс к ВПР или ГИА, когда все надеются на их отмену
ЕЛЕНА ПЯТИКРЕСТОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы, редактор, эксперт журнала,
ЮЛИЯ ТУКФЕЕВА, эксперт журнала, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 627», к. п. н., Москва
В феврале, чтобы помочь ученикам подготовиться к ВПР и ГИА, проведите мероприятия в нескольких направлениях.
Чтобы помочь своим ученикам психологически подготовиться к ВПР и ГИА, создать в классе для этого благоприятную атмосферу, планируйте в феврале мероприятия в нескольких направлениях. Проанализируйте с помощью диагностики психологический климат в классе и уровень тревожности школьников. Проведите классные часы в формате практикумов и организуйте встречи с родителями.
Проведите диагностику психологического климата класса
Чтобы исключить факторы, которые могут негативно повлиять на подготовку и успешную сдачу ВПР и ГИА, к примеру, неблагоприятный психологический климат в классе, в феврале проверьте, насколько комфортная обстановка в классе. Для этого используйте методика:
· социометрия;
Также вам пригодятся данные наблюдений за классом: общее впечатление от взаимодействия учеников, характер их взаимодействия при столкновении с учебной или социальной проблемой. Обратите внимание, сразу ли они конфликтуют, переводят обсуждение в критику, проявляют негативизм, сотрудничают, поддерживают друг друга.
При неблагоприятном психологическом климате ученики постоянно конфликтуют, спорят, жалуются друг на друга. В классе значительное число изгоев – 1/5 и больше от числа учеников класса, царит атмосфера взаимного неодобрения и ругани. В такой обстановке снижается учебная мотивация, школьники начинают прогуливать уроки. Ваша задача – оптимизировать внутригрупповую атмосферу. Организуйте условия, чтобы ученики наблюдали здоровую модель социального поведения и чаще были довольны, находясь в классе. Это улучшит отношения между ними. А ситуации успеха помогут повысить учебную мотивацию школьников, их уверенность в себе.
ПРИМЕР. Существуют приемы, которые помогут создать ситуацию успеха. Предложил их доктор педагогических наук, профессор А.С. Белкин. Среди них: «Даю шанс» – раскрыть способности и скрытые таланты ученика с неожиданной стороны. Или «Эмоциональный всплеск»: экспромт учителя – он произносит слова, которые ждет ребенок и которые ему могут помочь.
Также проверьте, не используются ли приемы, которые травмируют учеников или формируют групповую агрессию. Воспользуйтесь таблицей.
Таблица. Какие приемы использовать в работе с учениками
Запрещено | Нужно | ||
Сравнивать одного ученика с остальными в его или их пользу; обобщать негативную оценку действий одного ученика на всех – это провоцирует взаимное непринятие и буллинг | Высказаться о действиях конкретного ученика, не сравнивая с другими и не перенося оценку поступка на оценку личности учащегося | ||
Игнорировать травлю, обиды в адрес кого-то – это ухудшает атмосферу, увеличивает риск аутоагрессии | Твердо остановить травлю или обидные действия – «Не надо так делать», «Остановись», «Найди другой способ выразиться» | ||
Унижать, отказывать в уважении, например, публично высказываться о недостатках кого-то из учеников – так вы транслируете агрессию как норму поведения | Действовать с учетом личных границ учеников, признавать их права на любые мнения и эмоции. Извиниться за форму высказываний и действий, если вышли из себя | ||
Читать долгие нотации. Они вызывают скуку, сопротивление и открывают поле для манипуляций – не желая учиться, ученики будут провоцировать на нотации | Высказать свое мнение и решение коротко, ясно, однозначно. Не торговаться, реагировать на суть | ||
Использовать газлайтинг: убеждать ученика, что некоторых событий нет и не было («да не обижает тебя никто», «ты это выдумываешь»), – это провоцирует депрессию и психические изменения | Признать, что проблема есть или что какое-то событие для ученика – проблема. Выяснить, какую именно помощь ученик хотел бы получить от вас |
Организуйте цикл классных часов
На основе результатов диагностики, наблюдений за классом запланируйте цикл классных часов. Посмотрите и выберите актуальные для класса темы.
Проведите информационный классный час. Еще раз напомните ученикам правила проведения ВПР и ГИА, расписание. Расскажите о нововведениях. Раздайте памятки, например: «Какие сайты использовать для подготовки к ОГЭ», «Какие сайты использовать для подготовки к ЕГЭ», «В каких случаях и как подать апелляцию», «Приемы, которые помогут сдать экзамен». Также на этом классном часе сообщите ученикам обобщенные результаты диагностики. Обсудите, какие проблемы в классе мешают подготовке к ВПР и ГИА, как их устранить, какой вклад каждый может внести.