Характеристика системы образования России




Система образования России определяется как совокупность:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные);
  • профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры, умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработки научного мировоззрения; адаптации личности к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на дальнейшее развитие личности в процессе приобретения учащимися профессии, специальности, квалификации в соответствии с их интересами, способностями и социальным заказом общества и государства.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается в соответствующем государственном образовательном стандарте.

Взаимосвязи основных и дополнительных образовательных программ реализуются системой образовательных учреждений (рис. 1.1).

 

 

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

По своему назначению дошкольные учреждения в России подразделяются на общеразвивающие, компенсирующие (для детей, нуждающихся в коррекции психического или физического развития), присмотра, ухода и оздоровления, комбинированные.

В системе общего среднего образования России действуют:

  • средние общеобразовательные школы;
  • школы с углубленным изучением отдельных предметов;
  • гимназии;
  • лицеи;
  • образовательные учреждения интернатного типа;
  • специальные школы для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии; учреждения дополнительного образования.

    В Российской Федерации проживает более 130 наций, народностей, этнических групп. Доля нерусского населения составляет примерно 19%. Для предоставления лицам этой категории возможности обучения на родном языке организуются национальные школы.

Начальное и среднее профессиональное образование осуществляется сетью профессионально-технических и средних специальных учебных заведений технического (техникумы), гуманитарного, медицинского, художественного и других профилей. Учебные заведения начального и среднего профессионального образования обеспечивают условия получения учащимися общего (полного) среднего образования.

В системе высшего профессионального образования действуют университеты, академии, институты, колледжи.

Высшие учебные заведения (вузы) ведут подготовку и переподготовку специалистов по профессиональным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, традиционного высшего образования (дипломированный специалист); ведут подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов наук.

Дополнительные образовательные программы реализуются в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования: в институтах повышения квалификации; на курсах; в центрах профессиональной ориентации; музыкальных и художественных школах; дворцах и домах детского и юношеского творчества и иных учреждениях.

Основной задачей дополнительного образования для взрослых является непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов. В системе непрерывного образования в разнообразных формах принимает участие 40% взрослого населения страны.

Россия, разрабатывая государственные образовательные стандарты для всех видов образовательных программ, практически становится первой в мире страной, где высшее и среднее профессиональное образование осуществляется в единстве гуманитарного, естественно-научного и технико-технологического компонентов общечеловеческой культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: