Клиническая психология: предмет, задачи, проблема статуса, проблема метода познания.
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.
Предметом клинической психологии являются механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний.
Таким образом, клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни на основе знаний о возникающих дезадаптациях.
Конкретные задачи могут быт определенны следующим образом: участие в решении задач дифференциальной диагностики, анализ структуры и установлении степени психического нарушения, диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ее отношений, участие в реабилитации и др. терапиях.
Значение КП для общей психологии
Б.В. Зейгарник выделяет несколько аспектов влияния КП на развитие общетеоретической психологии:
решение проблемы соотношения социального и биологического в развитии психики;
анализ компонентов, входящих в состав психических процессов;
освещение вопроса о соотношении развития и распада психики;
|
установление роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
Предмет и задачи психосоматики
Психосоматика – особая отрасль психологического знания, раздел клинической психологии, занимающаяся изучением тесной взаимосвязи психических и соматических процессов организма.
Психосоматика (психосоматические заболевания) – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвенной болезни 12-перстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита). Психологические факторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Однако следует отличать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено прежде всего на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология) и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное влияние, меняя неспецифическую резистентность (сопротивляемость) организма, которые при этом не являются первопричиной их возникновения. (Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.)
Заболевания и симптомы определяются как "психосоматические", если:
а) симптомы сопровождаются выраженными физиологическими расстройствами функций, и
|
б) симптомы и болезнь в целом могут рассматриваться как проявления личности пациента, конфликтов, истории его жизни и т.д.
Условие а) отличает психосоматическое расстройство от невроза, особенно от конверсионной истерии. Условие б) отличает его от истинного и неосложненного органического заболевания.
Психологические проблемы онтогенеза телесности. Роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств.
Ребенок не рождается с готовым образом тела и ясным представлением о его границах. Его «психосоматическое развитие» включает в себя такой аспект социализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержанием этого процесса является освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности (пить, есть и т. д.), телесные функции (дыхание, реакции боли), либо создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, самочувствие).
Формирование телесных феноменов (образа тела и его границ, образа боли, самочувствия) происходит постепенно и определяется развитием Я ребенка. Их становление – семиотический процесс, процесс означивания, осмысления, в ходе которого Я ребенка определяет и принимает свое «местонахождение», его особенности и особенности проявления своих телесных функций.
Проблемы онтогенеза телесности:
1. Первичный носитель психосоматического феномена - диада «мать-дитя».
Новорожденный не делает различия между своим телом и телом матери, равно как и «воспринимает свое тело и психику по отдельности». Чувство слитности и единения с матерью помогает ребенку справиться с тревогой, преодолеть состояние дискомфорта. Сила материнского Я дает ребенку веру в собственные возможности, закладывая, тем самым, фундамент для развития его Я. Одновременно со становлением Я ребенка происходит развитие его телесных функций. По мере автономизации Я у ребенка появляется возможность управления своими телесными функциями.
|
В совместно-разделенных телесных действиях матери и ребенка мать выполняет функцию означивания и наполнения смыслом витальных потребностей и телесных действий ребенка. В диаде телесные действия ребенка изначально оказываются вписанными в психологическую систему «образа мира» матери. Содержание и структура телесных действий определяются развитием системы значений и смыслов.
2. Проблема коммуникации ребенка с материнской фигурой.
Фундаментом существования осмысленных психосоматических феноменов является коммуникация с матерью, мать не только означает телесный феномен для ребенка (словесно и поведенчески), но и раскрывает своим эмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного явления. Власть коммуникативного смысла над телесными симптомами ребенка столь велика, что в самом процессе коммуникации симптом не только может появляться, оформляться, но и исчезать. Этап абсолютного преобладания коммуникативного смысла телесных феноменов совпадает с периодом симбиотической привязанности ребенка и матери, и ограничивается во времени моментом возникновения у ребенка автономных, инструментальных, управляемых им самим телесных действий, манипуляций с собственным телом. С возрастом коммуникативный план телесности теряет свою актуальность, оттесняется в «психологический архив». Однако он не исчезает, а в ситуации соматической болезни может резко актуализироваться и даже служить источником возникновения особого класса психосоматических симптомов — истерической конверсии (коммуникация на языке болезненного телесного состояния).
3. Проблема осознания собственного тела.
Этот этап характеризуется повышенным интересом ребенка к собственному телу, поиском средств вербального и иного символического обозначения телесных событий. В образе тела смысловая трансформация выдвигает на первый план функциональную ценность определенных частей тела и сопряженных с ними телесных актов. Характерно подражательные и имитирующие действия взрослым. Освоенные и присвоенные в этом периоде значения, смыслы и телесные действия уже во взрослом возрасте могут сказаться в процессе симптомообразования — в виде актуализации выученных симптомов, изменения смысловых, ценностных характеристик телесного страдания (например, в виде фобического реагирования на телесные ощущения в области сердца, желудка и т. д.).
Таким образом, для ребенка важно, чтобы его телесный язык был осмыслен, правильно растолкован, означен взрослыми и в вербальной форме передан ему. От того, насколько точно пройдет процесс вербализации телесного языка ребенка, зависит, какие смыслы и симптомы будут нести его телесные действия в дальнейшем.
4. Проблема социализации телесности.
Связана с возникновением рефлексивного плана сознания, способного трансформировать устоявшиеся и порождать новые смысловые системы. Разделение телесного и духовного Я делает тело и его феномены участником внутреннего диалога, порождающего новые жизненные смыслы.