СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЗДАЙ ЧЕЛОВЕКА




Денискин С.А.,

г.Челябинск

Оценивая состояние системы образования, ряд авторов (А. П. Огурцов и В. В. Платонов, В. М. Розин, Н. Л. Худякова и др.) приходит к выводу о том, что в современном обществе не выработан образ человека, который должна воспроизводить образовательная система. Не вдаваясь в критический анализ этой проблемной ситуации - это тема специального исследования, - согласимся с необходимостью создания теоретического концепта человека, который может быть положен в основание социального проектирования. В качестве такого концепта нами ранее предложена модель жизненного цикла человека. Суть её состоит в следующем.

В графическом варианте жизненный цикл может быть изображен в виде траектории в координатах «возрастные периоды – мировоззрение». В нашей культуре различаются следующие возрастные периоды как последовательное изменение социального статуса: 1) детство, 2) отрочество, 3) юность, 4) зрелость, 5) мудрость. К ним добавляются ещё два периода, которые соотносятся с перечисленными периодами в целом: младенчество («нулевой» период, в котором осуществляется импринтирование человеческой программы развития) и старость (инволюционная фаза, обратная пяти перечисленным этапам).

Предполагается, что в каждом возрастном периоде формируется качественно своеобразный тип мировоззрения (детское, отроческое, юношеское и др.), обеспечивающий необходимую стратегию жизнедеятельности в усложняющемся социальном окружении. Последовательная смена типов мировоззрений, соотнесённая с соответствующими возрастными периодами, и есть процесс образования человека (процесс создания Человеческих способностей) в единстве воспитания (создание психических свойств), просвещения (получение знаний) и обучения (создание навыков). С этих позиций человек предстаёт как существо с изменяющейся стратегией жизнедеятельности, что и определяет его сущностную характеристику [1].

Однако, для разработки стратегии системы образования модели человека как такового недостаточно. Совершенно очевидно, что процесс становления происходит не сам по себе, а в условиях социального взаимодействия. Поэтому качественно различные периоды жизни необходимо соотнести с соответствующей социальной средой, т.е. выявить место и роль социальных институтов, участвующих в процессе образования человека на протяжении всего его жизненного цикла. Для наглядности расположим горизонтально вектор эволюции человека, размеченный выделенными возрастными периодами с соответствующими типами мировоззрения, а под ним расположим то социальное окружение, в котором этот период протекает.

1) Младенчество – этап формирования человека как такового; решающее значение для создания потенциала развития человеческих способностей имеет общение с родителями (прежде всего с мамой) в семейной обстановке.

2) Детство – осмысление ребенком собственного жизненного опыта в мифологической форме. Одушевляя предметы окружающего мира, ребёнок ассимилирует их, наделяет их смыслом [2, с.107], включает в круг ценностей на основе категорий добро-зло, хорошо-плохо и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всей системы убеждений. В формировании детского мировоззрения помимо семьи участвует ещё дошкольное образовательное заведение, но роль родителей пока является ведущей, поэтому именно в семье на основе безграничного доверия к родителям закладывается система моральных норм данной культуры.

3) Отрочество – человек впервые оказывается один на один со сверстниками. В среде начальной и средней школы и в неформальных группах происходит проверка образа собственного Я и согласование его с другими. Родительский авторитет ставится наравне с авторитетом учителя и сверстников.

4) Юность – встреча с инородным – иного рода-племени (мужчина-женщина) – происходит в среде средней школы. Результат в решающей степени зависит от образов матери и отца, образов женственности и мужественности, базирующихся на образах предыдущих периодов, созданных в пространстве семьи, начальной школы и в среде сверстников, а также личного самоопределения.

5) Зрелость – период перехода в самостоятельную жизнь на основе профессиональной специализации, обеспечивающей в современном обществе самодостаточность в плане жизненных ресурсов. Ведущим социальным институтом становится профессиональное учебное заведение. Принципиально важно, что человек как объект воспитания переходит в статус субъекта воспитания, а социальные институты, участвующие в процессе образования человека, получают результат своей деятельности – общество, заданное действующей стратегией образования.

6) Мудрость – осмысленный практический жизненный опыт. Рефлексия есть тот фундаментальный механизм, который обеспечивает целенаправленную социальную динамику посредством воспроизводства культуры. С этих позиций роль дедушек и бабушек в процессе образования человека на начальных стадиях невозможно переоценить. Это третий социальный институт - род, - который, наряду с родителями и государственными образовательными учреждениями, оказывает фундаментальное влияние на воспроизводство человечности, замыкая его по типу обратной связи.

Таким образом, концепция становления (образования) человека, совмещённая с системой сопричастных социальных институтов – семья, социум, род, - становится теоретическим базисом идеи «образование через всю жизнь», призванной обеспечить преемственность культуры в условиях современной социальной динамики. Размыкание этого триединства в любом звене приводит к нарушению преемственности и запускает неконтролируемую и непредсказуемую динамику социальных процессов, которая имеет принципиальные физические ограничения, приводящие к кризисным состояниям.

В данном изложении мы сделали акцент на компоненте воспитания (не затронув просвещение и обучение), полагая, что воспроизводство человечности первично. Перефразируя классика, скажем: профессионалом можешь ты не быть, но Человеком быть обязан. Логическим следствием излагаемого подхода в аспекте воспроизводства общества становится стратегия в виде императива: создай человека. Нам представляется, что такая стратегия может стать основанием всех социальных проектов и главным критерием их оценки. В ней сочетаются общесоциальные и личностные потребности: общесоциальные декларированы в нашей Конституции (Российская Федерация – социальное государство, в котором высшей целью объявляются социальные, а не экономические приоритеты); личностная сущностная потребность каждого человека – стать человеком.

Предлагаемая модель жизненного цикла человека, совмещённой с ситемой социальных институтов образования, позволяет целостно описать механизм воспроизводства общества конкретной культуры и обнаружить недостающие компоненты современной системы образования. Прежде всего необходимо констатировать тот факт, что из системы образования выпала семья – наиболее фундаментальный социальный институт, задающий базовые свойства человека. Более того, семья перестала существовать как хозяйствующий субъект: государство признаёт только физические и юридические лица. Наше предложение сделать упор на поддержку позитивных семей как социальных субъектов в виде проекта городской семейной политики «Челябинск – город семейного благополучия» в 2006 году не дало положительных результатов [3, с.74-97]. На то есть объективные причины, в частности, никакая стратегия не может быть реализована в виде программы развития чего-либо на период до 2000-некоего года, которая, как отмечают эксперты, сводится к освоению выделенных средств, а достижение социальных результатов остаётся вне поля зрения. Стратегия – это образ жизни общества.

Проблема реформирования образования не в том, какую парадигму выбрать, а в том, какими мы хотим видеть наших детей и внуков.

 

Литература

1. Исаенко А. Н., Денискин С. А. Фрактальность живого. От клетки до национальной идеи.Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2003 г. 120 с.

2. Борисов С. В. Эпистемология наивного философствования. - М.: Компания Спутник+, 2007. - 369 с.

3. Отчетные материалы. Институт социальных стратегий. Челябинск: Цицеро, 2006 г. -132 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: