Введение
В 90-е годы XX в., в канун наступающего XXI в. и третьего тысячелетия Россия вступила в совершенно новый этап своего социально-экономического, конституционного, государственно-правового развития, способного на основе коренного реформирования всех сторон нашей действительности вывести, наконец, страну к достойной, стабильной, обеспеченной жизни, регулируемой нормами цивилизованного права, учитывающего мировой опыт.
Несмотря на все имеющиеся сложности, трудности, кризисные проявления, обрушившиеся на россиян, перед страной тем не менее впервые за многие десятилетия открылись возможности, перспективы радикального обновления и перемен к лучшему, преодоления примитивизма, убогости советского существования граждан.
Объективно центральная роль в этом процессе выпала на долю нового правового государства, новой конституционной власти, новой экономики, новой юриспруденции. И магистральным направлением, как это показывает время и докажут последующие годы и десятилетия, стало разгосударствление экономики, возрождение частной собственности, переход к крупномасштабной приватизации, к всеобъемлющему акционированию производственной, банковской и торговой сферы.
Осуществление этих коренных преобразований на прочном правовом фундаменте, законодательное санкционирование этих процессов, разделение ветвей власти и повышение регулирующей роли каждой из них – вот что теперь должно, наконец, стать показателем и подтверждением реального демократического поворота в судьбах России. Здесь истоки "национальной идеи", поисками которой сегодня увлечены СМИ, граждане, партии и общественные движения.
Процессы, начатые в конце 80-х – начале 90-х годов, с большими трудностями пролагающие дорогу к будущему России, заслуживают оценки как самые важные и актуальные во всей нашей жизни. Они достойны тщательного, всестороннего глубокого правового исследования, анализа и прогноза.
|
Поэтому в диссертационном исследовании мы обратились к одному из самых, на наш взгляд, актуальных новаторских направлений всей современной жизни России – акционированию экономики и созданию механизмов его правового регулирования, начало которым положено в 1990-1991 гг.
Принятый в 1997 г. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) и введенный в действие с 1 января 1996 г. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. №206-ФЗ, сохранив преемственность с предыдущими нормативно-правовыми актами, определили новое правовое пространство для акционерных обществ[1], организационно-правовую форму которых приняло большинство экономических субъектов Российской Федерации.
До введения этих актов в действие правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ осуществлялось подзаконными актами исполнительной власти, а именно Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" и Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. №255.
После введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. №262 "О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "Об акционерных обществах" Постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. №255 "О внесении изменений в Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601", утратили юридическую силу.
|
В отношении Постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" следует отметить, что в соответствий со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ до принятия Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" названное выше Постановление действует в настоящее время в части, не противоречащей части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
С началом проведения экономических реформ, инициировавших проведение широкомасштабной приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ, образующихся в процессе приватизации, осуществляется нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, основополагающими из которых являются:
|
¨ Указ от 29 января 1992 г. №66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий";
¨ Указ от 1 июля 1992 г. №721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", утвердивший Типовой устав акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации;
¨ Указ от 24 декабря 1993 г. №2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации";
¨ Указ от 22 июля 1994 г. №1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".
Таким образом, впервые правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ в Российской Федерации осуществляется на уровне Гражданского кодекса РФ и Федерального закона, которые стабилизировали правовую ситуацию и заполнили юридический вакуум, существовавший до их принятия.
В этой связи, нам представляется целесообразным проанализировать в диссертационном исследовании наиболее важные аспекты Федерального закона "Об акционерных обществах". Этот закон определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, обеспечивает юридическую защиту их прав и интересов, создает надежную основу продуманного и эффективного правового регулирования этих явлений и процессов. Причем, одной из важнейших предпосылок позитивных результатов в этой сфере становится информатизация страны, производства и права.