В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать такие направления:
- обеспечение членам общества прожиточного минимума и предоставление материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходимая. Защита от факторов, которые снижают жизненный уровень;
- создание условий, при которых граждане беспрепятственно могут зарабатывать средства для жизни любыми, не запрещенными способами;
- создание условий, которые обеспечивают удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медпомощи и т.п.;
- обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, их защита от отрицательных последствий индустриального производства;
- обеспечение экологической безопасности членов общества;
- защита граждан от преступных посягательств;
- защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического общества;
- создание условий, которые исключают вооруженные, социальные и межнациональные конфликты;
- защита от политических преследований и административного своеволия;
- обеспечение духовной жизни, защита от идеологического давления;
- создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных подразделениях, защита от психологического прессинга;
- обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
Цель социальной защиты – создание демократического гражданского общества. Объективная потребность вызывает необходимость усиления социальной защиты в Украине по широкому спектру направлений, но в условиях сложного экономического положения страны, главная задача государства – это защита от снижения жизненного уровня населения и от безработицы, а на конкретном предприятии – забота об условиях и содержании труда, его организации и системах оплаты труда.
Система социальной защиты строится на таких принципах:
- всеобщности, т.е. предоставление социальной защиты независимо от социального статуса (работающим, безработным, нетрудоспособным, служащим, рабочим др.), при этом препятствуя развитию психологии иждивенчества отдельных групп населения;
- адресности, с помощью чего четко определяются конкретные программы социальной защиты и лица, которые ее требуют;
- дифференциации, благодаря чему учитываются причины, степень потери трудоспособности и размер необходимой помощи;
- востребованности -личное обращение гражданина за определенными услугами и льготами, если он имеет на это право;
- интегрированности – предусматривает обязательность взаимосвязи и взаимодействия всех форм, элементов и методов социальной защиты, организацию их в единую систему на всех уровнях и структурных звеньях общественного жизнеобеспечения.
Социальная защита выполняет две функции: “лечебную” и превентивную.
“ Лечебная” связана с внедрением механизмов борьбы с бедностью, которая предусматривает адресную помощь малообеспеченным слоям населения, предоставление жилищных субсидий, помощи семьям с детьми и т.п.. Эти мероприятия в сущности, “лечат” определенные группы людей, положение которых можно охарактеризовать как “болезнь бедности”.
Превентивная связана с предупреждением бедности путем предоставления гражданам возможности в период экономической деятельности получить право на обеспечение при различных несчастных случаях.
Система социальной защиты состоит из двух основных форм: социальноестрахование и социальная помощь. Различие между ними определяется, в первую очередь, регулирующей ролью государства и источником финансирования.
Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет доходов и ограниченных дотаций из бюджета. Это гарантированная государством система материального обеспечения граждан в случае потери заработка вследствие безработицы, болезни, старости и других социальных и профессиональных рисков.
Все работники по трудовому законодательству подлежат обязательному социальному страхованию. К государственному социальному страхованию относятся:
- пенсионное страхование;
- страхование на случай безработицы;
- страхование на случай временной нетрудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением;
- медицинское страхование;
- страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которое служит причиной потери трудоспособности.
Критериями социального страхования являются такие правовые категории: страховой стаж, страховой риск и страховой случай.
Страховой стаж – это период, на протяжении которого лицо подлежало обязательному социальному страхованию, и выплачивала страховые взносы.
Страховой риск – это обстоятельства, из-за которых граждане или члены их семей могут утратить временно или навсегда трудоспособность и средства к существованию, и требуют материальной поддержки или услуг социального страхования.
Страховой случай – юридический факт, который служит основанием возникновения правоотношений на получение материального обеспечения из страховых фондов.
К страховым случаям относят:
- временную нетрудоспособность; беременность, роды, уход за маленьким ребенком;
- инвалидность;
- достижение пенсионного возраста;
- смерть кормильца;
- безработица;
- несчастный случай на производстве;
- профессиональное заболевание и прочие обстоятельства, установленные законом.
Страховые взносы вносятся организациями, отдельными гражданами, которые используют труд наемных работников в личном хозяйстве, а также самыми работниками. Функционируют государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости. Средства государственного страхования используются на выплаты пенсий, помощи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, уходом за ребенком и т.п..
Социальная помощь – сориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимой группы населения – детей, стариков, инвалидов. Она направлена на дополнительную поддержку, имеет, как правило, компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разных уровней и благотворительности.
В Украине действуют такие виды предоставления государственной социальной помощи:
- целевая социальная помощь нетрудоспособным гражданам с минимальными доходами;
- адресная помощь семьям с детьми;
- адресные безналичные субсидии на покрытие оплаты жилищно-коммунальных услуг.
По оценкам МОП эффективность программ социальной помощи в Украине составляет лишь 20-22%, тогда как аналогичный показатель в большинстве стран Западной и Восточной Европы достигает 30-50%.