Субъекты социального партнерства.




Важным вопросом в системе социального партерства является распределение ролей между социальными партнерами.

Государство, как правило, принимает участие в социальном партнерсте на национальном, региональном и отраслевом уровнях, выполняя функции гаранта, независимого регулятора, контрорлера, арбитра, работодателя и др.

Государство – гарант основных гражданских прав, которые важны для свободной реализации прав работников и предпринимателей, для эффективного функционирования любой системы социально-трудовых отношений. Здесь государство выступает в качестве организатора и координатора, регулирующего СТО. В границах этой функции государство разрабатывает правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, устанавливает обоснованные размеры стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и т. п.).

Государство можно рассматривать как независимый регулятор системы социально-трудовых отношений, т. к. Оно способно устанавливать юридические рамки, которые защищают права профсоюзов и трудящихся и закладывают организационные и процедурные основы коллективных переговоров и решения трудовых конфликтов.

Государство может участвовать в социальном партнерстве в качестве стороны на переговорах и в консультациях в рамках трехсторонних социально-трудовых отношений в целях выработки или проведения в жизнь социальной, экономической и промышленной политики в стране. Трехсторонние консультации в отличие от переговоров дают правительству возможность реализовывать собственные предпочтения при определении политики.

В периоды экономических трудностей с целью недопущения, например, инфляции государство может выполнять функции уговорщика. В таких случаях государство уговаривает работодателей и профсоюзы не принимать такие решения относительно заработной платы, которые оно считает инфляционными и такими, что подрывают конкурентоспособность тех или других областей экономики.

Чтобы добиться своих целей, государство может прибегнуть либо к убеждению, либо к контролю. Наиболее строгие формы контроля заключаются в законодательном замораживании заработной платы или принудительном продлении действующих коллективных договоров, установлении предельно допустимых надбавок и др. Убеждение может выступать в виде увещеваний ведущих должностных лиц правительства с целью убедить стороны в необходимости учитывать на переговорах макроэкономические факторы.

Государство берет на себя функцию арбитра в случае возникновения трудовых конфликтов вследствие проведения переговоров и толкования положений соглашений и договоров. Во многих странах отдают предпочтение решению трудовых конфликтов через примирительные и арбитражные процедуры под эгидой третьей стороны – государства.

Учитывая то, что вследствие таких трудовых конфликтов, как забастовки, замирает производство и все три стороны несут определенные экономические потери, законодательством некоторых стран предоставлено право правительственным структурам вмешиваться, используя принудительный арбитраж.

В условиях социальной рыночной экономики государство остается крупным работодателем и его политика в СТО в государственном секторе существенно влияет на трудовые отношения вообще. Такая ситуация возникает в том случае, если две функции государства – как работодателя и арбитра – не разграничены. Только разъединив эти две функции, можно повысить социальную ответственность администрации предприятий, отраслевых органов управления производством и повысит роль государства как гаранта прав всех участников производственного процесса. Достичь такого разъединения функций, например, в Украине можно, отделив государственные органы управления экономикой от государственных органов, которые олицетворяют власть как общественно-политическую структуру, ответственную за все стороны жизнедеятельности общества.

Роль государства в социальном партнерстве как организатора состоит в том, что оно должно взять на себя функции по законодательному закреплению тех соглашений, которые достигаются социальными партнерами, создать условия по выработке таких договоренностей, обеспечить контроль за их неукоснительным соблюдением. Сложившаяся основа украинской модели социального партнерства уже закреплена в ряде законодательных и нормативных актов и практически реализовалась в процессе коллективно-договорных отношений.

Большое значение в организации социального партнерства в Украине имеет изучение и обобщение зарубежного и первого отечественного опыта.

Профсоюзы являются одной из общественных организаций, которые создаются трудящимися для защиты своих социальных, экономических и профессиональных прав, для выражения интересов нанимаемых работников, для борьбы за социальную справедливость, с целью содействия создания для человека соответствующих условий работы и жизни. Их особенности в том, что это самое массовое объединение трудящихся, доступное для всех и это организация, которая своей целью и интересами наиболее отвечает интересам трудящихся.

Основная цель, которую ставят перед собой профсоюзы, - повышение уровня заработной платы, сохранение рабочих мест для членов профсоюза, участие трудящихся в управлении производством и распределении выработанного продукта, а также улучшение условий труда.

Надо отметить, что в их деятельности нередко возникают противоречия. Первое из них связано с тем, что повышение уровня ставок заработной платы может привести к увеличению уровня безработицы в стране. Дело в том, что соглашения и договоры в границах социального партнерства составляются на сравнительно продолжительный срок (от одного до трех лет) и не пересматриваются на протяжении этого периода независимо от изменения экономической ситуации. Такая жесткость ставок заработной платы приводит к тому, что их уровень становится менее чувствительным к соотношению спроса и предложения на отдельных рынках труда. Это означает, что причины безработицы могут состоять в соглашении по ставкам заработной платы, уровень которой превышает возможности фирм и приводит к увольнениям работников. Казалось бы, что профсоюзы при таких условиях должны снизить свои требования, тем не менее этого, как правило, не происходит, т. к. они защищают интересы большинства работающих, нередко за счет меньшинства безработных.

Второе противоречие связано с разницей в уровнях заработной платы работников разных областей, даже если они выполняют одинаковую работу, при условии объединения их в союз за профессиональным или отраслевым признаком.

Третье противоречие в работе профсоюзов обусловлено их борьбой за улучшение условий жизни, в соответствии с которой к коллективным соглашениям включаются пункты о технико-технологическом перевооружении производства, уменьшении сферы использования ручного труда, что в свою очередь приводит к сокращению численности работников и противоречит требованию обеспечения занятости.

Как было отмечено ранее, одним из существенных средств влияния нанимаемых работников и их профсоюзов на работодателей являются забастовки. Они бывают однодневные и многомесячные. Для обеспечения эффективности проведения забастовок профсоюзы используют разные средства (например, в периоды, когда забастовки не проводятся, члены профсоюза делают регулярные взносы в забастовочный фонд, из которого потом получают материальную помощь).

Основными вопросами регулирования в социально-трудовых отношениях являются:

во-первых, форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

во-вторых, механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции;

в –третьих, занятость работников;

в-четвертых, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков;

в-пятых, меры по улучшению условий и охраны труда работников;

в-шестых, медицинское и социальное страхование;

в-седьмых, интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья;

в-восьмых, техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.

Чтобы увеличить свои силы во время трудовых конфликтов, профсоюзы сотрудничают друг с другом.

Союзы работодателей создаются на основе общих интересов работодателей как покупателей рабочей силы. Имея свои интересы в получении прибылей, завоевании рынков сбыта и т. п., предприниматели в системе социального партнерства видят возможности проведения согласованной технической, экономической и социальной политики.

Значение предпринимательских объединений определяется тем, насколько успешно они могут выполнять свои основные цели:

- анализ социально-экономической ситуации, борьба за создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

- выработка стратегии и единства действий, разрешение конфликтов в самой предпринимательской среде;

- представительство и защита интересов предпринимателей в отношениях с государством, органами власти различных уровней;

- рецензирование и экспертиза законодательных актов;

- выработка стратегии в отношениях с наемными работниками и их организациями;

- оказание членам объединений различного рода услуг.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой объединения предпринимателей имеют достаточно большой опыт участия в формировании и проведении как экономической, так и социальной политики, представлении интересов своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и государством.

Первой роганизацией работодателей в Украине является постоянный Союз предпринимателей Крыма (СПК), созданный еще в 1989 г. Он объединил сначала частных бизнесменов и предпринимателей, а потом к немк присоединились также промвшленные предприятия всего региона. СПК – региональный представитель Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП).

УСПП был основан 99 большими предприятиями в 1989 г. и реорганизован в 1991 г. Сейчас он объединяет большое количество государственных и частных предприятий, ассоциации работодателей и некоторых физических лиц. Организационная структура УСПП включает национальный, региональный и отраслевой уровни. Основные виды деятельности УСПП предусматривают политические и правительственные контакты, финансово-торговые операции, поддержку иностранных инвестиций, экономические и юридические услуги, контакты с печатью, информационно-рекламную деятельность.

С 1991 г. УСПП доминирует со стороны работодателей в трехстороннем Национальном Совете социального партнерства (НССП). НСПП создан в Украине в 1993 г. и является трехсторонней организацией из 66 членов, по 22 – с каждой стороны. НСПП – консультативный орган и отчитывается непосредственно Президенту. Главные цели НСПП такие:

- подготовка рекомендаций Президенту Украины по национальной социальной политике;

- участие в подготовке законов, других законодательных актов в сфере социальных и трудовых отношений;

- подготовка предложений относительно общих и отраслевых коллективных соглашений, а также анализ мероприятий, проводимых для воплощения Генерального Тарифного соглашения;

- координация позиций социальных партнеров относительно ратификации или осуждения Конвенций МОТ;

- информирование общественности через средства массовой информации о результатах соглашений сторон относительно трудовых и социальных отношений.

 

3. Уровни и механизмы системы коллективно-договорного регулирования СТО в Украине.

 

В странах с рыночной экономикой социально-трудовые отношения на всех уровнях управления регулируются на основе коллективно-договорной системы, которая приобрела официальный статус, закреплена законом.

Преимуществом коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений в условиях функционирования рынка труда является, прежде всего, гибкость принятия решений. Гибкость этой системы проявляется в разносторонности соглашений на различных уровнях – национальном, отраслевом, региональном, производственном.

Учитывая непосредственную взимосвязь и зависимость всех трех уровней коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений, одним из принципов ее построения должна быть последовательность в сроках составления: генеральное соглашение – отраслевое соглашение – коллективный договор.

Общая структурно-логическая схема системы социального партнерства представлена в таблице 5. 1.

Уровни переговоров и соглашения Субъекты социального партнерства Предмет переговоров Нормативно-правовое обеспечение
Национальный, (генеральное соглашение) Представители правительства (Совет министр.); объединение предпринимателей; объединение профсоюзов; Общие условия оплаты труда, рабочее время, социальные гарантии Государственные законы, нормативные акты правительства
Отраслевой (отраслевое соглашение) Представители предпринимателей; отраслевые профсоюзы; Министерство труда и социальной политики Украины Отраслевые тарифные условия оплаты труда, занятость, нормы труда Межотраслевые и отраслевые нормативно-методические материалы
Предприятие (коллективный договор) Собственник предприятия; комитет профсоюза Тарифные условия, формы и системы оплаты труда, рабочее время, охрана труда Нормативные материалы, нормы, уставы, положения

 

Коллективные соглашения являются правовыми актами коллективно-договорного урегулирования трудовых отношений на государственном, региональном, отраслевом уровнях, которые определяют согласованные позиции сторон по основным принципам и нормам проведения социально-экономической политики на соответствующем уровне, а также совместные действия участников по их реализации.

Коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между работиками и работодателем, который составляется на педприятиях любой формы собственности.

Согласно Закону Украины „Про колективні договори та угоди”, коллективные договора подлежат регистрации местными органами государственной законодательной власти, а соглашения – Министерством труда и социальной политики Украины.

Органы государственной власти осуществляют контроль за соответствием отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров принятому законодательству и Генеральному соглашению и а случае выявленных нарушений предпринимают соответствующие меры в рамках полномочий, данных им Законом.

На национальном уровне заключаются генеральные соглашения, предметом которых являются следующие вопросы:

- дифференциация минимальных тарифных ставок по видам производства, работ и деятельности в производственных областях в зависимости от тяжести труда, но не ниже установленной государством минимальной заработной платы;
- единые для всей территории Украины минимальные терифные ставки компенсационных доплат за труд в неблагоприятных, вредных и опасных условиях работы, которые дифференцируются по видам и категориям;

- единые тарифные условия оплаты труда работников и служащих по общим профессиям и должностям;

- максимальная продолжительность рабочей недели;

- минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска;

- обязательство сторон по вопросам занятости;

- социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;

- обязательство относительно поэтапного повышения социальных гарантий;

- реализация государственных социально-экономических программ;

- охрана труда и окружающая среда;

- удовлетворение духовных потребностей населения;

- взаимные обязательства сторон относительно выполнения соглашений.

Предметом отраслевого и регионального соглашения могут быть:

- единые для предприятий соответствующей области, территории тарифная сетка рабочих и шкала соотношений минимальных должностных окладов по группам должностей руководителей, специалистов и служащих или единая отраслевая и территориальная тарифная сетка для всех категорий работников;

- единые для разных категорий работников минимальные размеры доплат и надбавок, которые учитывают специфику условий труда отдельных профессиональных групп определенных областей, территорий;

- требования к организации и нормированию труда;

- обязательство сторон по вопрсам занятости;

- требования к условиям и охране труда;

- система контроля за выполнением соглашений;

- порядок и сроки заключения коллективных соглашений;

- ответственность сторон за невыполнение соглашений.

Предметом коллективного договора на уровне предприятия могут быть взимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:

- изменения в организации производства и труда;

- регулирование занятости;

- режим труда, продолжительность рабочего времени и отдыха;

- формы и системы оплаты труда;

- размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников;

- виды и размеры доплат, надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат, условий их предоставления;

- условия оплаты за сверхурочный труд, за время простоя не по вине рабочего и т. п.;

- жилищно-бытовое, культурное, медицинское обслуживание, организация оздоровления и отдыха работников;

- взаимные обязательства сторон относитедьно выполнения соглашений.

Предметом генерального, отраслевого, регионального соглашения, коллективного договора могут быть также другие вопросы оплаты труда, социальных гарантий, льгот отдельным категориям работников.

Необходимо обратить внимание на тарифные соглашения на национальном уровне, которые имеют преимущественно социальный, а не экономический характер. Коллективный договор на уровне предприятия более насыщен экономическим содержанием.

Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается, прежде всего, системой законодательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: