Планы практических и семинарских занятий




В разделе даются методические рекомендации по освоению содержания учебной дисциплины, изучению и конспектированию учебной и научной лите­ратуры, организации самостоятельной работы, подготов­ке к практическим и семинарским занятиям, методике докладов и фиксированных выступлений на семинарах, выполнению других заданий, подготовке к экзаменам и зачетам. Если по учебной дисциплине (модулю) преду­смотрена курсовая работа (проект), то в данный раздел могут быть включены рекомендации по ее написанию и защите.

Дисциплина может читаться одним модулем. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе – самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных компетенций и практических рекомендаций лидеров ведущих российских и зарубежных компаний организаций.

Промежуточным контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам читаемой дисциплины.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.

Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно- управленческих средств (В. Н. Кругликов).

К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.

Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение об обучении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.

Программированное обучение внесло серьезный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.

Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения.

Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

Принципы построения образовательного процесса активного типа

Индивидуализация обучения будет осуществляться по:

1. содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.

2. Объему учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов – системы среднего и высшего образования, бакалавриата, магистратуры. Для этих целей должно проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных. Применяются специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объему, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал.

3. Времени усвоения, допуская изменение в определенных пределах регламента изучения определенного объема учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения.

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счет повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении гибкости, темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям слушателя.

Гибкость – сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и еще более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учетом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения ее направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов ее направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов. Этот принцип реализуется при работе вуза по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т. д.

Элективность – предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил свое воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ.

Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.

Развитие сотрудничества – практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к ее результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Классификация методов обучения

активные методы обучения
неимитационные имитационные
игровые неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии деловая игра; разыгрывание ролей и т.п. коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа;

 

Описание технологии организации учебной дискуссии

Дискуссия - процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Выделяют этапы деловой дискуссии:

1. Вступление в контакт.

2. Постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии).

3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений)

участников.

4. Выдвижение альтернативных вариантов.

5. Конфронтация участников.

6. Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства.

7. Установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения.

Для учебной дискуссии будет определен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (то есть представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха учебного сотрудничества. В дискуссии велика роль ведущего (преподавателя). Он должен:

1. Сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему). Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме;

2) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование;

3) выбор оптимальной альтернативы.

2. Установить время дискуссии (20—30—40 минут или более).

3. Заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему а виде некоторого противоречия).

4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы.

5. Организовать обмен мнениями (желающими или по порядку).

6. Активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь).

7. Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);

8. Не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии).

9. Уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников.

10. Помогать группе прийти к согласованному мнению.

И в конце — четкое подведение итогов, формулировка выводов, совокупности решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами, подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.

Описание технологии игровых методов обучения

1. Деловая игра.

Деловые игры (ДИ) в широком понимании — это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры группы людей или человека в диалоговом режиме с ЭВМ по заданным правилам.

В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая с высокой степенью реальности имитирует конкретные условия и динамику действий, обеспечивает включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей.

Деловые игры делятся на:

· учебные,

· производственные

· исследовательские.

Считается, что в ряду активных методов обучения деловые игры являются самым эффективным методом, несмотря на их сложность.

Основными признаками учебной ДИ являются:

1. Моделирование процесса деятельности руководителей и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

2. Распределение ролей между участниками игры.

3. Различие ролевых целей при выработке решений.

4. Взаимодействие участников игры в соответствии с их ролями.

5. Наличие общей цели у игрового коллектива.

6. Коллективная выработка решений участниками игры.

7. Реализация в процессе игры «цепочки решений».

8. Многовариантность решений, включая альтернативные.

9. Наличие управляемой эмоциональной напряженности.

10. Наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

В процессе ДИ моделируется взаимодействие участников и их общение.

Общим для ДИ различных направленностей (экономических, обучающих, аттестующих, проверяющих кадры, исследовательских, планирующих и пр.) является наличие информационной структуры, на которую опирается процесс принятия решений.

Информационная структура обуславливает способы связи между ее участниками. Язык имитационной модели служит для воспроизведения образа рассматриваемой ситуации. Творческая деятельность участников игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа. Если это уже заранее сделано В учебной ДИ на первый план ставится не деловая, а познавательная цель, но через конкретную модель деловой ситуации.

Методика создания и внедрения ДИ включает следующие этапы:

1. выбор объекта игры;

2. выбор моделей и исследование их закономерностей;

3. предварительная разработка процесса игры;

4. разработка системы стимулирования;

5. разработка массивов докумен­тов;

6. детальная разработка процесса игры;

7. формирование мате­матического и технического обеспечения;

8. экспериментальное внедрение и корректировка.

Игре предшествуют лекция, практические занятия.

Итогами деловой игры являются лучшее усвоение материала, приближение обучения к реальным условиям, коллективная ответственность за подготовку и уровень знаний каждого студента, сокращение периода адаптации в будущей деятельности, умение находить оптимальное решение.

 

Неигровые имитационные методы

1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Подробное описание технологии см. на сайте www.trizminsk.org

Автор ТРИЗ - Генрих Альтшуллер. Основными механизмами являются алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система стандартов на решение изобретательских задач.

В ТРИЗ имеются свои методы и приемы, основным из которых считается вепольный анализ (ВЕ-щество — ПОЛе).

Веполь — это минимальная модель технической системы, отражающая самые основные элементы, например, изделия, инструмент и энергию (поле), необходимую для воздействия инструмента на изделие.

Модель сложной системы сводится к сумме веполей. Для эффективного использования ТРИЗ необходимы универсальные целостные знания на фундаментальном уровне. Широта знаний на уровне понимания сущности позволяет быстро и комплексно оценивать взаимосвязи и находить оптимальные решения.

ТРИЗ может рассматриваться как углубление функционально-физического анализа системы. Максимальная эффективность может быть достигнута там, где использование ТРИЗ носит не эпизодический характер, а охватывает весь цикл производства - от проектирования нового изделия до его модернизации. Такой подход реализуется в рамках системы функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Суть ФСА заключается в следующем: применение системного подхода для выявления, по возможности, всех излишних затрат (трудо-, энерго-, материалоемкости и т. д.) в существующих или проектируемых технологиях или устройствах; применение методов инженерного творчества, направленных на повышение функциональных характеристик и снижение затрат всей системы; четкая эффективная организация работ. Этот перечень подчеркивает многоплановость инженерного творчества.

Методы ТРИЗ успешно могут использоваться не только в изобретательстве, но и в других областях деятельности, в том числе в системе образования.

2. Метод мозгового штурма, созданный в конце 30-х гг. А. Осборном (США), имеет ряд модификаций: групповое решение задач, концентрация идей, массовая мозговая атака и др.

Основная идея — отделение генерирования новых идей от их оценки путем запрета критики, что позволяет высказывать смелые идеи, не боясь насмешек, отрицательного отношения руководства и коллег. Поощряется любая идея, в том числе и шуточная, и явно нелепая. Обычно в группу включаются 6—8 человек — генераторов идей. Руководители не включаются. Создается непринужденная обстановка. Идеи стенографируются или записываются на магнитофон, а затем передаются группе экспертов для оценки и отбора. За час группа из 8 человек может выдвинуть 50—60 идей, из которых 1—2 могут оказаться эффективными.

Мозговой штурм эффективен, когда ведущий имеет большой опыт решения задач, владеет техникой общения, обладает личным обаянием, остроумием и многими другими качествами. Но и в этом случае успешно решаются относительно несложные проблемы. Наибольшие успехи достигаются при решении управленческих задач.

Метод синектики разработан в 50-е гг. У. Гордоном (США). В его основе лежит мозговой штурм, проводимый профессионалами со значительным опытом такой работы. Синектика допускает конструктивную критику. Обучение синекторов возможно только на практике. Большинство синекторов прекращали свою деятельность через несколько лет, возможно, из-за разрушающего влияния метода на нервную систему.

Применяется обратный штурм, который поощряет критику, потому что только так можно выявить недостатки кажущейся «благополучной» идеи, конструкции или другой разработки.

Усиление «растормаживания» людей и избегание привычных, а потому часто бесплодных ассоциаций возможно, если взглянуть на объект под необычным углом. Это достигается в методе фокальных объектов, предложенном в 1926 г. Э. Кунце (Германия) и Ч. Вайтингом (США).

Совершенствуемую техническую систему держат как бы в фокусе внимания, перенося на нее свойства других, не имеющих к ней никакого отношения объектов. Получающиеся необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. Наибольший эффект достигается при поиске новых возможностей выпуска товаров народного потребления, для решения задач рекламы. Метод может быть применен и для тренировки творческого воображения.

Формой промежуточного контроля является зачет, а формой итогового контроля знаний студентов является письменный экзамен, в ходе которых оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения экономических задач, выполняемых студентом.

 

Планы практических и семинарских занятий

Практическое занятие по теме 1. Теоретические основы цены и ценообразования. Анализ методов ценообразования

План проведения:

1. Общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ) как субстанция стоимости и основа цены.

2. Ценностной подход к ценообразованию: алгоритм, модели, реализация технологии.

3. Затратный подход к ценообразованию: алгоритм, модели, реализация технологии.

Практическое занятие по теме 2. Функции цены. Система цен, их классификация

План проведения:

1. Себестоимость и прибыль в составе цены.

2.Средние цены и порядок их расчета.

3. Индексы цен и направления их использования.

Практическое занятие по теме 3. Классификация ценообразующих факторов

План проведения:

1. Методы расчета процентной ставки.

2. Регулирование цен.

3. Структурные элементы цены как источник создания денежных фондов на всех уровнях хозяйствования.

 

Практическое занятие по теме 4. Издержки производства и прибыль. Их роль в формировании цены

План проведения:

1.Затратные методы.

2.Параметрические методы.

3.Маржинальный анализ.

Практическое занятие по теме 5. Влияние монополий и конкуренции на ценообразование

План проведения:

1.Расчет монопольной цены.

2.Расчет свободной цены.

3.Расчет тарифов.

Практическое занятие по теме 6. Типы рынков и их влияние на ценообразование

План проведения:

1. Биржевые котировки цен.

2.Цена на страховые услуги.

3. Механизм манипуляций с трансфертными ценами в целях перераспределения прибыли.

Практическое занятие по теме 7. Ценовая политика и стратегия предприятия. Методология ценообразования на предприятии в условиях рыночной экономики

План проведения:

1. Разработки ценовой стратегии: сбор исходной информации, стратегический анализ, формирование стратегии.

2. Корректировка исходного уровня цены с учетом дополнительных факторов.

Практическое занятие по теме 8. Виды ценовой стратегии

План проведения:

1. Выход на новый рынок (стратегия прорыва).

2. Введение нового товара (стратегия «снятия сливок»).

3. Стратегия конкурентных цен.

Практическое занятие по теме 9. Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах. Мировая цена и информация о ней. Формирование цен, применяемых при заключении внешнеторговых контрактов

План проведения:

1.Экспортные цены.

2.Импортные цены.

3.Мировые цены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: