СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

ВАЖНО!!! Введение реферативной работы в обязательном порядке должно содержать: актуальность, проблему, цель, задачи, анализ нормативно-правовых и методических документов по теме исследования, анализ литературы и методы исследования.

1) Актуальность всегда состоит из двух частей. В первой части необходимо ответить на вопрос:

Почему эта тема важна для социума, организации, отдельного гражданина и т.д.?

Здесь в качестве подтверждения своих мыслей уместно привести цитаты великих людей, мыслителей, государственных деятелей, специалистов в области ДОУ и архивного дела

Вторая часть актуальности заключается в описании современного состояния данного вопроса

Здесь уместно использовать в работе следующие формулировки (но, к сожалению, не уделяется внимания; в недостаточной мере и др.)

Примечание. Ни в коем случае не допускается во введения дать определения понятиям, приводить различные классификации, описывать признаки и свойства и т.д. Все это пишется в самих параграфах уже.

Пример написания актуальности

Трудовая деятельность каждого человека отражается в трудовой книжке. Сведения, которые в нее вносятся, имеют непосредственное отношение к оценке будущих пенсионных прав работника, к установлению для него тех или иных льгот и гарантий, в связи с этим записи в трудовой книжке должны быть занесены правильно, обоснованно, точно и достоверно.

Но, к сожалению, далеко не все руководители организаций уделяют должное внимание такому важному документу как трудовая книжка. Кроме того, в небольших по штатной численности организациях, как правило, отсутствуют кадровые службы, и нет отдельных специалистов, которые должны заниматься ведением кадровой документации. Все это приводит к многочисленным ошибкам при ведении трудовых книжек, вплоть до их небрежного оформления и неправильного заполнения.

2) Формулировка проблемы исследования.

Проблема исследования – это вопрос, на который нужно ответить в ходе написания реферативной работы.

Пример формулировки проблемы

Таким образом, проблемой нашего исследования является поиск ответа на вопрос: какие существуют особенности ведения, заполнения и хранения трудовых книжек в организациях любых форм собственности?

3) Определение цели реферативной работы

Общая формула при формулировке цели:

Цель – глагол+тема

Примеры глаголов: рассмотреть, изучить, определить, выявить, разработать и т.д.

Пример формулировки цели

Цель реферативной работы – выявить основные особенности оформления и ведения трудовых книжек работников образовательного учреждения.

4) Формулировка задач

Задачи полностью отражают план реферативной работы

Общая формула при формулировке задач:

Задача – глагол+ название параграфа

Примечание: количество задач определяется в соответствии с количеством параграфов, представленных в плане реферативной работы!

Пример формулировки задач

Исходя из цели, в реферативной работе были поставлены следующие задачи:

· изучить сущность понятия «трудовая книжка» и ее назначение;

· проанализировать нормативно-правовую базу ведения трудовых книжек;

· рассмотреть порядок ведения, заполнения и хранения трудовых книжек.

4) Анализ нормативно-правовых и методических документов, которые вы использовали в ходе написания реферативной работы (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы президента, ГОСТЫв сфере делопроизводства и архивного дела, Правила, Инструкции, Положения сфере делопроизводства и архивного дела)

Примечание: при перечислении нормативно-правовых документов, необходимо указывать постраничную или концевую сноску!

Пример анализа нормативно-правовых и методических документов с оформлением постраничных сносок!!

При написании реферативной работы использовался широкий круг источников и литературы.

В статье 37 Конституции РФ говориться о том, что труд в нашей стране является свободным и добровольным[1].

Трудовым кодексом Российской Федерации[2] установлено, что работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него на основной работе свыше пяти дней.

Порядок заполнения, ведения и хранения трудовых книжек, а также вкладышей и дубликатов к ней содержатся в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения их работодателями[3] и в Инструкции по заполнению трудовых книжек[4] 2003 года.

Образы форм трудовых книжек и вкладышей установлены Приказом Минфина России от 22 декабря 2003 года № 117н «О трудовых книжках»[5].

Кодекс РФ об административных правонарушениях[6] содержит меры ответственности за нарушения правил ведения, хранения трудовых книжек.

Пример анализа нормативно-правовых и методических документов с оформлением концевых сносок!!

Основные направления работы государственных архивов рассмотрены в «Основных правилах работы государственных архивов Российской Федерации»[1].

Примечание: цифра «1» означает, что вышеуказанные правила расположены в списке литературы реферата под номером «1» и расположены на электронном ресурсе удаленного доступа.

История архивного дела в России изложена в конспектах лекций А.Д.Тельчарова. Архивоведение. 2004.[2;13],

Примечание: цифра «2» означает, что автор расположен в списке литературы под номером «2», а цифра 13 означает номер страницы вышеуказанного конспекта лекций.

5) Анализ литературы по теме реферативной работы.

Сюда относятся авторы учебников и учебных пособий по делопроизводству и архивному делу, электронные ресурсы, а также статьи и публикации авторов из профильных журналов по ДОУ и архивному делу.

Примечание: при перечислении авторов, которые занимаются изучением темы вашего исследования, необходимо указывать постраничную или концевую сноску!

Пример анализа литературы по теме реферативной работы с оформлением постраничных сносок!!

Дополняют нормативно-методическую базу по изучению и рассмотрению трудовых книжек труды В. И. Андреевой, Е. А. Злобиной, М. В. Кирсановой и др.[7]

В своих работах авторы раскрывают все аспекты работы с трудовыми книжками: внесение записей, изменений и исправлений, оформление вкладыша в трудовую книжку и ее дубликата в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также рассматривают наиболее сложные ситуации, связанные с заполнением трудовых книжек и исправлением неправильных или неточных записей.

Пример анализа литературы по теме реферативной работы с оформлением концевых сносок!!

6) Методы исследования, используемые в реферативной работе.

Сами методы исследования делятся на две большие группы: теоретические и практические.

Примечание. В реферативной работе чаще всего используются теоретические методы исследования. К ним относятся: обобщение информации, работа с нормативными документами, поиск информации в Интернете, классификация данных, работа с периодическими изданиями и т.д.

Пример описания методов, используемых при написании реферативной работы

В ходе написания реферативной работы мы использовали следующие методы исследования: поиск информации в системе интернет, работа с библиотечными каталогами, с нормативными документами и др.

 


СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Любая исследовательская работа состоит из следующих структурных элементов:

1. введение;

2. основная часть;

3. заключение;

4. список литературы;

5. приложения.

Введение

Введение, как бы банально это не звучало, является лицом вашей работы. Оно призвано продемонстрировать, насколько четко и доступно вам удается излагать основные идеи вашего исследования и, тем самым, - насколько вы сами понимаете то, о чем пишете. Поэтому подойти к написанию введения нужно с особой тщательностью.

Когда нужно начинать писать введение? Вопреки достаточно распространенному мнению о том, что введение ваяется в последнюю очередь, после того, как основной текст уже написан, мы советуем браться за его сочинение в самом начале вашей работы. Конечно, то, что будет создано вами на данном этапе, будет лишь черновым вариантом введения. Но этот черновой вариант поможет вам и вашему научному руководителю понять, о чем будет ваша работа и в какой логике вы намерены ее выстраивать. И если вам никак не удается накидать хотя бы приблизительный вариант введения, значит ваши представления о том, что вы будете писать в своей работе, являются весьма туманными. Имеет ли смысл в таком случае браться за основную часть?

Хорошо написанное введение включает в себя:

· преамбулу;

· обоснование актуальности темы;

· анализ литературы по теме исследования;

· постановку проблемы исследования;

· формулировку объекта, предмета, цели, задач исследования;

· обоснование методов исследования.

 

Остановимся подробнее на характеристике каждого из перечисленных элементов введения.

Преамбула – это несколько предложений (как правило, они умещаются в один небольшой абзац, открывающий введение), которые служат для того, чтобы прояснить для читателя предназначение вашей работы.

Актуальность – это необходимость изучения выбранной вами темы в настоящее время.

Анализ литературы по теме исследования является, как показывает практика, одним из самых сложных элементов введения, но элементом необходимым. Вам будет проще, если вы будете учитывать следующие моменты:

· В первую очередь, необходимо помнить о том, что анализ литературы – это не пересказ литературы. В анализе вы выявляете особенности подхода конкретного автора (или группы авторов) к решению исследуемой вами проблемы, поэтому ваша главная задача – грамотно и четко изложить основные теоретические положения той или иной работы и дать им оценку.

· Никогда не включайте в свою работу анализ тех книг или статей, которые вы не читали. Иногда студентам в руки попадается учебник или монография, в которых уже содержится обзор литературы по интересующей их теме, - и они с чистым сердцем вставляют чужие мысли в собственную работу. Подобный маневр является не только проявлением исследовательской нечистоплотности, но и миной замедленного действия, т.к. при защите работы ваш обман тотчас же будет обнаружен.

· Если вы упоминаете в своем анализе чью–либо концепцию, будет недостаточно просто назвать имя ее автора - нужно обязательно привести название работы и год ее издания.

Анализ литературы может быть выстроен по хронологическому или проблемному принципу.

В первом случае исследования разбиваются на группы в зависимости от времени создания, и ваша главная задача будет заключаться в том, чтобы выявить специфику исследования вашей проблемы на том или ином историческом этапе.

Например: можно посмотреть, как интересующая вас тема была изучена в советское время (до 1991 года), в 90-е годы и на современном этапе (начало 2000-х).

Сущность анализа литературы по проблемному принципу заключается в том, что вы классифицируете источники информации в зависимости от ракурса исследования интересующего вас вопроса.

 

По завершении анализа литературы необходимо сделать вывод:

· о степени разработанности интересующей вас проблемы (какие вопросы разработаны полно, какие – поверхностно; что предстоит решить; если есть необходимость, можно дать оценку индивидуального вклада того или иного ученого в исследование интересующего вас вопроса);

· о достоинствах и недостатках существующих исследований, сложившихся подходов и методов решения проблемы;

· о том, какие из проанализированных исследований (и почему) вы возьмете на вооружение в своей работе (возможно, вам окажется близка чья – то концепция, методология или просто отдельные идеи).

Обратите внимание! Во введение нужно сделать выводы не только по анализу литературы теоретического характера. Для исследовательской работы по туризму гораздо большее значение имеет анализ состояние практики. Если вы проектируете путеводитель, вам нужно проанализировать уже имеющиеся по вашей теме издания, выявить их достоинства и недостатки. Если вы создаете экскурсию, стало быть, вы должны иметь представление о том, существуют ли экскурсии по вашей тематике, каковы их особенности, насколько широко используется интересующий вас экскурсионный маршрут в деятельности турфирм.

Алгоритм анализа и выводов - тот же, что описан выше.

Противоречие и проблема

Для того, чтобы двигаться дальше, вам необходимо найти противоречие (два противоположных друг другу положения) между тем, как должно быть, и тем, какие проблемы не позволяют достичь того, как должно быть. Именно для того, чтобы сформулировать противоречие вы и выявляли актуальность своей темы (то, что востребовано; то, что должно быть) и анализировали литературу и состояние практики (то, что есть, но есть в проблемном, недостаточном варианте).

Формулировка противоречия строится по стандартной схеме: противоречие между тем-то и тем-то.

Цель исследования можно обозначить какпредполагаемый результат исследования. Самый простой вариант постановки цели исследования - «приставить» глагол к формулировке предмета исследования (хотя могут быть случаи, когда это «правило» работает не в полную силу).

Задачи исследования – это«шаги»по достижению поставленной цели.

При постановке задач цель как бы «расщепляется» на части.

Традиционно существуют два способа сформулировать задачу. В первом случае формулировка начинается с существительного. Например: анализ литературы по теме исследования.

Однако более классической является формулировка задач, начиная с глагола. Например: проанализировать литературу по теме исследования.

В какой последовательности следует располагать задачи?

· Начинать нужно с постановки задач, направленных на изучение литературы по теме работы и теории вопроса. Для формулировки этих задач можно использовать следующие глаголы: изучить, обобщить, проанализировать, сравнить, обосновать, выявить, описать, охарактеризовать.

· Если ваша работа носит практический характер, то следующими после изучения теории будут задачи, связанные с изучением состояния практики. Их формулировку можно начинать с глаголов: ознакомиться, установить, выделить, оценить, проследить, описать, определить, охарактеризовать.

· Далее располагаются задачи, решение которых будет способствовать созданию вами нового продукта в результате проведенного теоретического исследования (например, это могут быть сборники заданий, факультативные занятия, электронные проекты и проч.). Глаголы для такого рода задач: усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, подготовить, создать, выработать, сформулировать, разработать.

· Последняя группа задач связана с реализацией ваших разработок на практике. Подходящим началом для данных задач будет:проверить эффективность…, провести частичную апробацию…, определить условия.., проанализировать данные….

В зависимости от объема работы оптимальным будет наличие во введении 3 - 5 задач.

 

Обоснование методов исследования.

Метод исследования можно определить как способ извлечения и обработки информации. Какие методы исследования существуют?

Из общенаучных методов исследования (т.е. общих для всех наук) чаще всего используются а нализ и синтез.

Задачей анализа является: выявление наиболее ценной информации и отделение ее от несущественной или устаревшей. В процессе анализа содержание расчленяется на составляющие его аспекты и определяется, какая информация относится к каждому из аспектов, устанавливается ее значимость для исследования. Анализ позволяет найти самое главное, что подлежит включению в работу. Посредством синтеза ценная информация, выявленная в результате анализа содержания, соединяется в единое логическое целое.

Основная часть

Основная часть исследовательской работы включает в себя несколько глав, которые могут разбиваться на разделы и подразделы (параграфы).

Общие требования к написанию основной части следующие:

1. В основной части необходимо писать только о том, без чего действительно не обойтись. Главная ошибка студентов, взявшихся за написание исследовательской работы – стремление изложить абсолютно все, что им известно по выбранной теме, они забывают о том, что реферат, курсовая или диплом – это демонстрация не только эрудиции автора, но и его исследовательских умений: умений классифицировать, систематизировать материал, и писать только по существу вопроса и не уходить в сторону от предмета работы. Таким образом, если вы изначально не позаботились о том, чтобы рассортировать материал, отделить главное от второстепенного, вам вряд ли стоит рассчитывать на высокую оценку.

2. Каждая глава должна быть посвящена решению той или иной задачи, сформулированной во введении. Следите за тем, чтобы главы располагались в логической последовательности, а не бессистемно, как Бог на душу положит: по самой структуре вашей работы должно быть видно как методично, шаг за шагом вы идете к решению поставленной проблемы. Для того, чтобы избежать обвинений со стороны руководителя или рецензента в халтурном отношении к работе, запомните еще два правила:

· Никогда не пишите в разных пунктах и подпунктах об одном и том же.

· Никогда не обещайте в названии главы того, чего там не окажется.

3. Главы не могут называться так же, как ваша работа - ведь тема исследования должна быть шире, чем каждая из глав. Заглавия глав и параграфов необходимо согласовывать друг с другом. В названии пунктов и подпунктов не должно быть ничего лишнего: краткие и точные формулировки не только украсят работу, но и оставят приятное впечатление об интеллектуальных способностях автора.

4. Глава должна завершаться выводом, который представляет собой краткое, тезисное изложение основных идей, в ней рассмотренных. За выводом обычно помещают несколько предложений, которые должны обозначить переход к следующей главе.

Основная часть исследования считается хорошо написанной, если:

· в ней раскрыты основные понятия, предмет исследования, решены поставленные задачи;

· содержание материала логично и грамотно структурировано;

· имеется авторская оценка анализируемых теорий, концепций, существующих подходов к решению проблемы.

Заключение

Заключение – это демонстрация тех результатов, которых вы достигли при написании своей работы. По своей сути оно представляет собой перечень наиболее интересных и важных выводов вашего исследования.

Структура заключения может выглядеть следующим образом:

· Изложение в сжатой форме выводов по исследованию. Их можно представить как в свободной форме, так и в форме пронумерованных тезисов. Поскольку ваши выводы должны свидетельствовать о достижении поставленной цели и решении задач, то и формулировать их лучше в соответствии с прописанными во введении задачами. Все полученные результаты формулируются в конкретных суждениях, утвердительно, без неопределенности.

· Краткое изложение предложений и рекомендаций по использованию результатов работы.

· Описание перспектив дальнейшего исследования проблемы.

Заключение должно подчеркивать достоинство вашей работы и сглаживать недостатки.

 

Список литературы

В списке литературы все источники располагаются в алфавитном порядке.

Правила оформления списка литературы:

1. Список литературы оформляется на отдельном листе после заключения.

2. Ни в коем случае при оформлении списка литературы не ставятся кавычки в названии издания.

3. Если в списке использованы издания разных авторов-однофамильцев, то они располагаются в алфавитном порядке их инициалов (сначала Стругацкий А., затем Стругацкий В. И т. д.).

4. Если в списке использованы разные работы одного автора, то они располагаются в алфавитном порядке названий (неважно, книги или статьи, и написанные в соавторстве с другими авторами).

5. Если у издания два автора, то перечисляют всех, если три и более, то указывают фамилию и инициалы первого автора и добавляют «и другие».

Приложения

Приложение является вспомогательной частью исследовательской работы, однако наличие приложения необходимо для более полного освещения темы. В приложении могут содержаться:

· материал, не вошедший в основную часть работы и раскрывающий побочные вопросы, связанные с вашей темой;

· схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.;

· фотографии, карты и проч.

Приложения располагаются в самом конце работы, после списка литературы. Перед первым приложением необходимо вставить чистый лист с заголовком посреди страницы «Приложения», а затем располагать все приложения по порядку.

Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и его номера (арабскими цифрами без знака №). Например: Приложение 1.

В случае, если одно приложение располагается на нескольких листах, на всех листах этого приложения, кроме первого, проставляется в верхнем правом углу слово Приложение и его порядковый номер, в скобках указывается «продолжение». Например: Приложение 2 (продолжение).

Каждое приложение должно иметь тематический заголовок.

На все приложения должны быть ссылки в тексте работы.

НАПИСАНИЕ ТЕКСТА

 

О чем нужно помнить, создавая текст исследовательской работы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: