Внешними причинами называются те, на которые организация не может влиять или это влияние может быть незначительным. К внешним причинам неплатежеспособности организации могут быть отнесены:
- общая экономическая ситуация в стране,
- система налогообложения,
- общий дефицит денежных средств,
- низкий уровень платежеспособного спроса,
- отсутствие отработанной процедуры банкротства.
а именно:
· международные факторы (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, стабильность международной торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений приграничная торговля, таможенные тарифы и пошлины, международная конкуренция);
· национальные (факторы политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера).
Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики, к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.
Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках — платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика.
|
Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.
Факторы культурного характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.
Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые организацией для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться на прибыльности организации, в том числе и вследствие неудач при внедрении новых технологий.
Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции организации вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты.
Внутренние причины неплатежеспособности.
Внутренние – это причины, проявляющиеся в зависимости от деятельности самой организации.
Внутренние причины неплатежеспособности организации могут быть как объективные, так и субъективные:
непрофессиональный менеджмент,
изношенное оборудование,
падение спроса на выпускаемую продукцию,
убытки,
несоразмерный фонд потребления,
отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения,
|
неправильный выбор форм безналичных расчетов,
большая кредиторская и дебиторская задолженность;
отсутствие авансирования;
наличие незавершенного производства;
недофинансирование из бюджета;
наличие сверхнормативного остатка товарно-материальных ценностей и многое другое.
Иными словами, организация попадает в кризисное состояние следствием совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления.
Конструкторско-технологические причины объясняются технической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия рынков для зарубежных фирм-конкурентов.
Но сегодня, когда цены поднялись и сравнялись с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятия из-за высокой себестоимости и убытков, так как цены производителя стали выше рыночных. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя.
Экономические причины: высокая себестоимость постепенно оставила предприятия без прибыли, а затем и вовсе остановила производство из-за отсутствия выручки и оборотных средств.
Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы.
Кроме того, низкая конкурентоспособности и неумение продвинуть свою продукцию на рынки привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции на реализацию с отложенной на длительный срок оплатой.
|
К финансовым причинам можно также добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи с отсутствием сберегающих технологий и состоянии, когда долгов больше, чем имущества.
Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса.
Многие внутренние причины являются типичными для большинства предприятий и возникают вследствие неэффективного управления.
Отдельные причины неплатежеспособности связаны с политикой собственников или руководителей предприятий, преследующих определенную цель - извлечение выгоды в результате банкротства и ликвидации предприятия.
Заключение
Всякая организация, осуществляющая коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у организации возникают обязательства, которые могут привести к тому, что она станет должником. Такая организация обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д. При условии, если такая организация испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, то она может быть признана неплатежеспособной.
Неплатежеспособность может быть случайной, временной, длительной и хронической. Длительная и хроническая неплатежеспособность представляет угрозу банкротства, т.к. приводит к разрушению экономических отношений организации на всех уровнях.
Причины неплатежеспособности целесообразно классифицировать как общие, внешние и внутренние.
В общем причинами неплатежеспособности могут быть следующими:
· снижение или недостаточный рост выручки (затоваривание, сужение рынка, невозврат платежей);
· опережающий прирост обязательств (неэффективные финансовые вложения, избыточные запасы, наращивание средств в расчетах);
· отставание от запросов рынка;
К внешним причинам (т.е. те, на которые организация не может влиять) устойчивой неплатежеспособности могут быть отнесены: общая экономическая ситуация в стране, система налогообложения, общий дефицит денежных средств, низкий уровень платежеспособного спроса, отсутствие отработанной процедуры банкротства.
В составе внутренних причин (проявляющиеся в зависимости от деятельности самой организации) следует назвать нерациональную политику управления активами, сбои в механизме движения денежных потоков, низкую конкурентоспособность продукции, дефицит собственных оборотных средств, отсутствие финансового планирования и прогнозирования. Как показывает опыт, многие внутренние причины являются типичными для большинства российских предприятий и возникают вследствие неэффективного управления.
Отдельные причины неплатежеспособности связаны с политикой собственников или руководителей предприятий, преследующих определенную цель - извлечение выгоды в результате банкротства и ликвидации предприятия. Решения о банкротстве предприятий принимаются по заключению арбитражного суда на основании поданных заявлений конкурсным кредитором, уполномоченным органом или самим должником.
Список литературы
1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 31.12.2004 N 220-ФЗ.
2. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 432 с.
3. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие / Ответственный редактор Г.А. Александров. - М.: Издательство БЕК, 2007. - 544 с.
4. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.
5. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2006. – 672 с.
6. Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/под ред. Н.Н. Кожевникова. – 2-е изд. – М.: Изд-ий центр. «Академия», 2007 – 496 с.
7. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р.А. Попов. - М.: Высшая школа, 2006. - 429 с.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.: Учеб.пособие. - 4-е изд., перераб.и допол. - Минск: Новое знание, 2002. - 265 с.
9. Теория и практика антикризисного управления / под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 511 с.
10. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Тандем, ЭКМОС, 2000.