Обучение учащихся младших классов разговорной речи в связи с различными видами деятельности.




БИЛЕТ № 14

На первых порах обучения детей с общим недоразвитием речи основное внимание уделяется развитию навыков разговорной речи. Виды развития активной речи детей:

·развитие разговорной речи в связи с учебно-познавательной деятельностью;

·развитие речи детей в связи с трудовой деятельностью;

·развитие речи детей в игровой деятельности.

В каждом виде деятельности можно выделить основные направления: 1) пополнение, систематизация знаний об окр мире;2) расширение понимания разговорной речи;3) развитие активной речи: овладение лексикой, навыками сочетания и изменения слов при построении предложений, участие в диалоге.

В процессе обучения разговорной речи используются разнообразные методы: беседы, наблюдения, экскурсии, показы и объяснения, работа с книгой.

На начальном этапе работы над диалогом общение развертывается между учителем и учеником (учитель спрашивает, ученик отвечает). Затем дети задают поочередно друг другу вопросы. Учитель постоянно помогает детям преодолевать трудности языкового и логического характера. Он держит в поле зрения весь класс, побуждает детей задавать уточняющие вопросы, обращать внимание на ошибки. Построение первых диалогов определяется примерно таким кругом вопросов: кто? что делает? куда? откуда? сколько? почему? Начинать работу рекомендуется с очень коротких бесед, связанных с непосредственными восприятиями и впечатлениями детей: Что делал дворник? Зачем посыпал дорожку песком?

Начальные этапы развития навыков диалога требуют широкого использования игровых занятий. Например, играя в лото дети учатся задавать вопросы и отвечать на них:- У кого собака?- У меня собака.

Усвоение примерной структуры диалогов является необходимым условием овладения связной описательно-повествовательной речью. Работа над диалогом является как бы подготовкой к построению рассказов. Например, беседа на тему «Книжный шкаф» проводится с целью выработки умения ставить вопрос и строить ответ в разговоре о предмете. Специальное внимание уделяется вопросам типа: Из чего сделан? В процессе беседы расширяются и обобщаются сведения о предмете. В конце урока ученики могут рассказать все о шкафе. Беседы проводятся о выходном дне, каникулах, об увиденном в кино.

Пример, иллюстрирующий методику развития речи в связи с познавательной деятельностью, на материале темы «Овощи и фрукты»: Ученики учатся различать овощи и фрукты по внешнему виду, вкусу, запаху, форме, величине, способу употребления. Дети усваивают названия овощей и фруктов и признаков, свойственных им; действий, которые можно производить с этими овощами и фруктами (чистить, мыть, резать, варить и др.). В связи с этой темой формируются родовые понятия «овощи», «фрукты.У учащихся развиваются навыки употребления в речи прилагательных и сравнения сопоставляемых качеств (морковь продолговатая, огурцы зеленые, морковь оранжевая). Попутно дифференцируются понятия «предмет», «действие предмета», «признак предмета». Дети усваивают согласование прилагательного с существительным, формы ед и мн числа

Развитие общения в процессе трудовой деятельности происходит на занятиях ручным трудом, по самообслуживанию, во время работы на участке, во время общественно полезного труда. Отрабатываются поручения, вопросы, ответы, просьбы, сообщения о выполненной работе и др

В обучении разговорной речи широко используются игры. Так как игры строятся на естественном интересе детей к разным видам деятельности, то они являются ценными для формирования речевого общения. Можно использовать ролевые, настольные, подвижные, спортивные игры.

Важно начать работать над интонацией с первых занятий. Обязательно показывать учащимся смысловую значимость логического ударения, следить за речевым дыханием, слитностью, произношением слов и словосочетаний!

2. Методика классного чтения. Воспитательное и образовательное значение уроков чтения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Задачи и содержание уроков классного чтения. Трудности учащихся в формировании навыка чтения.

Задачи, стоящие на уроках чтения в специальной школе V вида, заключаются в следующем:

1. Образовательные: совершенствовать навык чтения, приобретенный в период обучения грамоте (обучение сознательному, правильному, беглому, выразительному чтению); расширять сведения о природе, общественной и трудовой жизни людей; формировать научное мировоззрение; дать элементарные литературоведческие знания.

2. Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, внимание, память учащихся; осуществлять коррекцию нарушений устной и письменной речи.

3. Воспитательные: воспитывать, прививать интерес к чтению, осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание.

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2—6-м классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности позволяет педагогу к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы.

Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.

Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.

Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего класса можно добиться того, чтобы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:

§ медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), когда учащиеся имеют возможность следить по книге, используя закладку или водя по строке пальцем. Педагог в любой момент может проверить учеников и поощрить, выдав игровую фишку;

§ комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение;

§ сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором. Это чтение должно быть слаженным, чтобы затем учитель мог свободно подключаться к нему;

§ контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок. Каждый ребенок должен читать не более одного-двух предложений, так как в противном случае дети забывают действительные ошибки и начинают придумывать их, чтобы получить поощрение учителя.

С некоторыми учениками педагогу приходится проводить специальные занятия, а на уроке применять к ним индивидуальный подход. Например, следует учитывать, что правильность чтения у детей с нарушением работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом зависит от обстановки, в которой оно протекает, от интереса ученика к тому, что он читает. Поэтому на индивидуальных занятиях с такими детьми и в процессе урока следует создавать игровую ситуацию, привлекать их внимание побуждающими средствами («Будем считать, сколько слов и предложений ты прочитал верно. За каждое правильно прочитанное слово или предложение ты получишь кубик», «Сравним, сколько кубиков у тебя было вчера, а сколько сегодня» и т.п.).

Подбор текстов должен осуществляться с учетом нескольких требований:

§ доступность содержания;

§ простота структуры слов и предложений, входящих в текст;

§ относительная занимательность сюжета;

§ объем, соответствующий возможностям ученика.

В начале урока может проводиться «разминка». Это помогает сохранению нужного настроя при чтении основного текста.

Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:

1. Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.

2. Одного—трех учеников вызывают для чтения их текстов вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос — либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью «светофоров», например зеленый цвет — «5», желтый — «4», красный — «3»), комментируя свое суждение. Наиболее часто встречающаяся и аргументированная оценка выставляется в журнал.

Слабым чтецам предлагаются еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: