РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КИТАЯ.




Тема 3: Культура Древнего Китая.

Введение. Китай – самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизаций. Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постепенно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. Самобытность, высокая художественная и нравственная ценность культуры говорят о творческой одаренности и глубоких духовных корнях китайского народа.

РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КИТАЯ.

В древности Китай был изолирован в географическом отношении, от остального мира морем, горами, пустынями и степями Центральной Азии. Насколько известно у Китая не было прямых контактов с западными странами вплоть до 2 века до н.э. Поэтому его развитие шло во многом иначе, чем развитие других культур древности. Найденные археологами остатки поселений древнейших людей датируется 30 тыс. до н.э.

Первые земледельческие общины появились в долине реки Хуанхэ около 5 тыс.н.э. Эта культура получила название культуры Яншао. Земледельцы выращивали просо, фрукты, овощи, держали свиней и собак. С 4 тыс. до н.э. земледелие развивалось в долине реки Янцзы, где уже выращивали рис, разводили крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов.

В 3 в. до н.э. при Цинь Ши-хуанди произошло объединение Китая в одном государстве. Он стал первым императором династии Цинь. Император добился больших успехов не только в объединении Китая, но и в совершенствовании законодательной и административной систем, а также ввел единую денежную систему.

 

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУЧНЫЕ знания.

Подобно жителям Междуречья и Египта, китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более 3 тыс. лет назад, следовательно, китайское письмо одно из древнейших в мире, хотя и моложе египетского. Китайское письмо возникло из рисунков. Постепенно начертание большинства иероглифов изменилось, и они перестали походить на изображаемый предмет. Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иероглифов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличивалось.

Самые древние надписи, найденные при раскопках, процарапаны на костях животных. Это лопатки и черепашьи щиты. Писать на костях неудобно. Более 3 тыс. лет назад китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали, в тушь, которую делали из угля и сажи. На длинных, узких дощечках писать можно только столбиком. Привыкнув к этому, китайцы, вплоть до последнего времени писали не горизонтально, а узкими вертикальными строчками. Наряду с бамбуком стали использовать шелк. Книга из шелка представляла собой широкую ленту, прикрепленную к деревянной палочке. Готовую книгу наворачивали на эту палочку в виде свитка. Шелковые книги было удобно читать и хранить, они легки и красивы, но очень дороги.

Сотни лет китайцы использовали для письма эти материалы; бумага изобретенная китайцами более 2 тыс. лет назад, была новым, созданным специально для письма, материалом.

В Китае, как и в других странах, научные знания зародились из потребностей людей. Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в 1 тыс. до н.э. (5 в. до н.э.) древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. В 1 в. до н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.

Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения – магнитный прибор, прародитель компаса, водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.

Активно развивалась астрономия. Китайские астрономы сделали много ценных наблюдений: они изучали движение Солнца, Луны и пяти планет по отношению к неподвижным звездам, составили карту звездного неба, отметив на ней 2500 звезд, дали название 28 созвездиям, знали, что Луна сама не излучает свет, а светит отраженным солнечным светом. Уже во 2 тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц – на четыре недели. В 28 г. до н.э. впервые в истории человечества описали пятна на Солнце.

Значительных успехов достигла медицина. Она имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано сочинение под названием «Фармакология». Врачи прекрасно разбирались в лекарственных травах и обратили внимание на то, что если в организм человека ввести сок некоторых растений, то он не так сильно чувствует боль. Обезболивающие средства использовались при хирургических операциях. Китайские врачи открыли в древности новый способ лечения больных – иглоукалывание. Врач колол тело больного специальными металлическими иглами, выбор места укола зависел от недуга, которым страдал больной. Современные врачи используют иглоукалывание и считают, что этим способом можно лечить многие болезни, плохо поддающиеся лечению обычными лекарствами.

В Китае развивалась историческая наука.. «Отцом китайской истории» по праву считается Сыма Цянь, создатель «Исторических записок». Сыма Цянь не боялся писать правду о властителях современного ему Китая. Он был безукоризненно честным человеком и добросовестным ученым. Китайский историк осуждал жестокие законы своего времени, послушных царю чиновников и самого царя – «сына неба» - единовластно правящего огромной страной. Сохранилось предание: царь прочитав книгу Сыма Цяня, пришел в ярость, он приказал уничтожить те главы в которых говорилось о нем самом, а знаменитого ученого бросить в тюрьму, где тот и умер.

В целом достижения китайской науки сыграли очень большую роль в развитии мировой научной мысли.

 

3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

О жизни китайского народа в древности мы многое узнаем из созданных им произведений искусства. Уже в 3 тыс. до н.э. в Китае высокого уровня достигают гончарные изделия – вазы, чаши, кувшины. Они украшались сложными геометрическими рисунками (ромбами, кругами, зигзагами), а также зооморфными изображениями. Во 2 тыс. до н.э. китайцы изобрели технику бронзового и серебряного литья. Изделия из бронзы свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифологических представлений китайцев. Ручки, крышки и углы бронзовых сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаще всего выступают тигр, баран, дракон. В пластике часто встречается образ богини плодородия, которая традиционно изображалась молодой прекрасной женщиной несущей плоды.

К началу 1тыс.до н.э. относятся памятники древне – китайской литературы – «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов и «Книга перемен». На конец 1 тыс. до н.э. приходится расцвет живописи и ваяния. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге и шелке, а также искусство фресок. Развивались прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, резьба по кости и нефриту, совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства фарфора. Великолепны были разнообразные лаковые изделия.

Огромное значение для китайского искусства играла природа. Она наполняла китайскую поэзию символами. Поэты и художники черпали вдохновение в образах вестников весны: цветах сливы; в хризантеме, не боящейся холодов; в одиноком облаке, проплывающем на недосягаемой высоте; в грациозных извивах одинокой сосны и т.д. Вместе с тем в песнях и стихах труженики Китая выразили свое отношение к разделению людей на классы и к эксплуатации человека человеком.

 

4.АРХИТЕКТУРА.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в 1 тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в 2-3 и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такой тип сооружений назывался – пагода.

В 3 в. до н.э. было построено более 700 императорских дворцов, один из которых, Уфан, был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Китайские зодчие приобрели славу двум своеобразными памятниками. Во-первых, это Великий канал, который строился на протяжении многих веков и представлял собой сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды.

Во-вторых, это Великая Китайская стена. Воинственные племена гуннов кочевали к северу от Китая и нападали на китайские города и села. Цари нескольких государств строили стены вдоль северных границ, но стены стояли далеко друг от друга. Цинь Ши-хуанди приказал соединить все ранее выстроенные укрепления одной длинной стеной. На строительство было собрано множество крестьян, рабов, воинов, осужденных. Тысячами гибли люди на постройке.

Землекопы рыли глубокие рвы для фундамента в твердой каменистой почве. Из больших гранитных глыб каменщики складывали фундамент, а затем из кирпича, камня и земли выкладывали стену, которая стоит до сих пор, ее длина около 3000 км. Через каждые 100-120 м. расположены сторожевые башни. Великая Китайская стена является и памятником архитектуры Древнего Китая и памятником жестокой царской власти. Постройка ее была возможна только при огромном напряжении сил всей страны. Это единственное творение человеческих рук, которое можно увидеть из космоса.

 

5.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ.

Ученых Китая, страны, чья музыкальная культура уходит своими корнями в глубокую древность всегда волновали вопросы о музыке. Старинные письменные источники изобилуют сведениями о высоком уровне музыкального искусства. Уже во 2 тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др. В 1 тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная служба в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. И все же лишь в 1978 году было сделано открытие, которое дало возможность ответить на многие вопросы истории музыки, позволило воссоздать картину музыкальной жизни Древнего Китая, даже воспроизвести живое звучание музыки того времени.

В мае 1978 г. во время строительства обнаружили захоронение. В гробнице был обнаружен скелет мужчины умершего в возрасте 45 лет; из надписи на погребальных предметах выяснилось, что его звали И, и что он был правителем царства Цзэн, существовавшего в 475-221 гг. до н.э. В боковых камерах были найдены скелеты 21 молодой женщины в возрасте от 13 до 25 лет. Специалисты считают, что это были певицы и танцовщицы, захороненные вместе с хозяином. Захоронение датировано 433 г. до н.э.

В могиле найдено около 7 тыс. предметов: сосуды, оружие, украшения, драгоценности, ткани, керамика. Но главное, за всю археологию Китая, не было найдено такого количества музыкальных инструментов, ни по количеству, ни по древности, ни по сохранности. Ученые даже не предполагали увидеть древние струнные и духовые инструменты из дерева и бамбука, пролежавшие под землей более 2 тыс. лет и сохранившиеся так хорошо, что из них можно было даже извлечь звуки. Всего их – 124, в том числе 32 циня (каменные колокола) и 27 инструментов разных видов: барабаны, цитры, шэны (духовые язычковые инструменты), пайсяо, чи (разновидности флейты). Однако наиболее значительной находкой оказались бронзовые колокола – бяньчжун. Не только потому, что они, естественно лучше сохранились. И раньше находили бронзовые колокола – от 3 до 20, но в могиле правителя И было 65 колоколов искусной работы. Общий вес колоколов – 2,5 тонны. Большой интерес представляют и надписи на колоколах – 2800 иероглифов, содержащих свод сведений по теории музыки и музыкальные тексты.

Находка эта имеет не только чисто историческую, музейную ценность. Уже в 1979 г. лучшими мастерами были созданы точные копии всех инструментов, найденных в гробнице правителя царства Цзэн и из них образован ансамбль «Бяньчжун». И зазвучал оркестр, игравший некогда во дворце китайского правителя.

 

6.ЛИТЕРАТУРА И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Древний Восток, создавший древнейшие виды письма, стал родиной литературы, закрепившей в народной памяти мифы и легенды, сказки и песни, пословицы и поговорки в совершенной художественной форме.

СКАЗКА «БЕЗУПРЕЧНЫЙ ШУНЬ»

Образ Шуня на протяжении многих веков его разработки китайскими поэтами и философами испытал сильные изменения. Первоначально это герой охотник на слонов, которых ему удалось приручить. Впоследствии слон становится младшим братом Шуня. Борьба между охотником и слоном превращается в соперничество двух братьев, в котором победу одерживает Шунь. Сюда же прибавляется сюжет о злобной мачехе ненавидящей пасынка. И наконец, вмешательство в разработку сказки философов-конфуцианцев привело к тому, что Шунь превращается в добродетельного сына и идеального правителя.

МИФОЛОГИЯ.

Со словом «Китай» связаны такие понятия как Великая Китайская стена, рис, чай, шелк, бумага, компас. Понятие «миф» в обыденном сознании с Китаем не ассоциируется. Однако китайцы обладают не менее богатым мифологическим наследием, чем греки. Оно нам просто менее известно. С китайскими мифами европейцы познакомились в 18 веке. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать с Китая. Это мнение опиралось на представление о том, что Китай – родина самых древних философов. Однако это мнение ошибочно: китайские философы не древнее греческих и много моложе египетских.

Китайские мифы не рассказывались, а пелись, сопровождаемые ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Песни-мифы, на основании которых философами создавалась фиктивная история, частично сохранились в сборниках «Шицзин» («Книга песен») и «Шуцзин» («Книга истории). Китайский историк Сыма Цянь так сказал об отборе песен: «В древности песен (ши) было более 3000. Конфуций отбросил негодные и взял то, что соответствует правилам и должному.» Поскольку дошедших до нас песен-мифов 305, ясно, что негодными признано девять десятых мифологического наследия древних китайцев. Что касается принципов отбора, то они определялись задачами воспитания народа в духе конфуцианства с его идеализацией старины, почитанием предков, верность нормам государства.

Китайцы, как и другие народы, почитали животных – змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных родов и племен. Со временем одна из таких покровительниц, змея, приняла в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея - дракона, которому было приписано господство над метеорологическими явлениями и небесными телами, водной стихией и особое покровительство царям. Таким же образом почитаемые реальные птицы превратились в фантастическую птицу Фэнхуан, ставшую символом царицы. Облик дракона был придан также богиням и богам, которым приписали создание мира и сотворение человека.

Китайцы, обитавшие на равнинах, почитали спасительные горы. Одна из них Куньлунь мыслилась стоящей в центре мира в виде опорного столпа для неба. Считалось, что на вершине этой горы находится резиденция верховного бога и небесного императора Шан-ди. Само небо мыслилось высшим существом, руководящим всем, что происходит на земле.

Главные герои китайской мифологии – прародители, представленные в виде реальных правителей и царей, создателей культурных благ: огня, земледелия, медицины, календаря, музыки, письменности. Китайские культурные герои выступают одновременно как открыватели мира, путешественники, проникающие в самые отдаленные уголки земли.

 

ВЫВОД. Китайская культура, является одной из древнейших. Ее самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких духовных корнях китайского народа. По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: