Диагностической работы для учащихся 6-х классов по русскому языку
Для заданий А1-А10 обведите номер правильного ответа.
А1 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.
Б) Теперь многие муравьи спаслись – побежали на песок, на сосновые иглы.
В) Я бросил в костер гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Г) Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.
(По А.И. Солженицыну)
1) | А, Г, Б, В | 2) | В, Г, А, Б | 3) | В, А, Г, Б | 4) | Г, В, А, Б |
А2 Ученик 6 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Имя существительное». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика:
«Имя существительное – это
1) самостоятельная часть речи
2) часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
3) часть речи, которая обозначает предмет
4) часть речи, которая изменяется по родам, числам и падежам»
А3 Ольга заполняет таблицу словами. Укажите, какое слово (из перечисленных) подходит для записи в пустую ячейку таблицы.
Гласный звук в слове: | ударный |
[ О ] | долгий |
[ А ] |
1) | средства | 2) | диалог | 3) | банты | 4) | алфавит |
А4 Ребята приводили примеры слов одного и того же лексико-грамматического разряда имен прилагательных (качественных, относительных или притяжательных). Учитель совершенно справедливо не согласился с некоторыми примерами. В каком ряду содержатся подобные неправильные примеры?
1) светлый, вежливого, аккуратен, редкая
2) сухим, деревянной, ананасовую, синего
3) лисий, тётина, муравьиного, отцовыми
4) деревенское, московской, песчаным, стеклянные
|
А5 Укажите сложное предложение с тремя грамматическими основами.
1) | В одном сказочном городе жили коротышки, все называли их так, потому что они были очень маленькие. |
2) | Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. |
3) | Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами. |
4) | Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и несут по кусочкам домой. |
А6 Укажите слово, форма родительного падежа множественного числа которого образована неправильно.
1) | помидоров | 2) | носок | 3) | чулок | 4) | килограммов |
А7 Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква И.
1) | пр…думать, пр…сесть, пр...красный |
2) | пр…дорожный, пр…града, пр…клеить |
3) | пр…сутствовать, пр…крыть (дверь), пр…лечь |
4) | пр…вет, пр…мудрый, пр...бежать |
А8 Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.
1) | со…ый, румя…ый, искре…ий |
2) | гуси…ый, исти…ый, ветре…ый |
3) | оловя…ый, песча…ый, сви…ой |
4) | лошади…ый, нефтя…ой, си…ий |
А9 В каком слове НЕ пишется слитно?
1) | ничуть (не) гордый |
2) | (не) друг, а враг |
3) | (не) вежественный |
4) | (не) чувство |
А10 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания.
1) | «Слово – это поступок», - утверждал Лев Толстой. |
2) | Философ Аристотель писал: «Хочешь узнать человека – заговори с ним». |
3) | «Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу» - сказала первая дочь. |
4) | Учитель не раз говорил: «А.С. Пушкин – наш национальный гений». |
|
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1) Долго стою на опушке рядом с елью. (2) Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана. (3) Смотрю, как просыпается небо от ночного тумана.
(4) Солнце лениво ощупывает макушки берез, светится в сучьях лиственниц, что высоко стоят над лесом. (5) Паутина серебрится узорным пятном.
(6) Не желая разрушать волшебное творение, обхожу его стороной, но всё-таки волшебные паутинки садятся на лицо и прилипают к одежде. (7) Надо мне выбраться к березовой роще. (8) Там ловлю я птиц, смотрю, как живет лес, пишу свои заметки.
(9) На светло-голубом сентябрьском небе березы пленяют светлой и солнечной окраской вершин, белой корой стройных стволов. (10) Даже отсюда видно, как сухо и тепло в березовой роще, словно горит она спокойным желтым пламенем, жаль, что скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез, угаснет игра тёплых тонов. (11) Ведь облетев, березы растворяются в лесу, будто говорят: «Вот, мы всё отдали».
(По Н. Никонову)
В1 Определите стиль речи.
Ответ: ___________________________.
В2 В предложении 8 найдите слово, образованное суффиксальным способом, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В3 В одном из этимологических словарей Вы можете прочитать следующее: «Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch. И это не простое совпадение; все эти принадлежащие к разным языкам слова восходят к одному общему индоевропейскому корню «bhereg», означавшему "светлый"», «белый». Этот корень стал основой для рождения общеславянского слова «berza».
|
Выпишите из текста Н. Никонова слово, которое в русском языке является родственным для тех, о которых вы узнали из этимологического словаря.
Ответ: ___________________________.
В4 Определите, какие из приведенных словосочетаний не относятся к именным (с главным словом, представленным существительным, прилагательным и т.д.). В ответе укажите только цифры, под которыми они указаны.
1) | в березовой роще |
2) | горит пламенем |
3) | скоро сникнут |
4) | костры берез |
Ответ: ___________________________.
В5 Из предложения 8 выпишите второстепенный член предложения определение.
Ответ: ___________________________.
С1 Напишите о том, как Вы понимаете смысл высказывания: «Вот, мы всё отдали». При ответе опирайтесь на текст автора. Объем Вашего текста должен быть не менее 50 слов.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________