склонение, выбор с карты, приведение к году плавания. Магнитный курс – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна;
Магнитный пеленг–угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
Обратный магнитный пеленг–угол, отличающийся от МПна180.
Принято считать, что магнитные силовые линии выходят из южного магнитного полюса и сходятся в северном образуя замкнутые кривые. Вертикальная плоскость, проходящая через такую магнитную стрелку, называется плоскостью магнитного меридиана. Угол, на который магнитный меридиан отклонен от истинного меридиана, называется магнитным склонением, или склонением компаса. Магнитное поле – пространство, в котором действуют магнитные силы Земли. Угол РАН – будет магнитным склонением (d). Угол NMAF, образуемый вектором AF с плоскостью истинного горизонта NиАН, называют магнитным наклонением Θ (тэта). Величины d, H, Z, Θ, определяющие магнитное поле Земли в данной точке, называют элементами земного магнетизма. Распределение элементов магнетизма по поверхности Земли принято изображать в виде кривых линий, соединяющих точки с одинаковым значением того или иного элемента. Такие линии называют изолиниями. Кривые равного магнитного склонения изогоны наносятся на карты изогон, кривые, соединяющие точки с равным магнитным напряжением, называют изодинами или изодинамами. Кривые, соединяющие точки с ровным магнитным наклонением – изоклины, наносятся на карты изоклин. Магнитное склонение явл. наиболее важным элементом для судовождения, поэтому оно, указывается на навигационных морских картах, на которых записывается, например так: «Скл. к. 16,5 W» Обычно выборку магнитного склонения производят с морской навигационной карты, на которой ведут прокладку пути судна. Для этого в различных местах карты помещают данные о магнитном склонении в виде сокращенных надписей, например «магн. скл. 4,5° 0е», что означает: склонение компаса 4,5° остовое; «магн. скл. 2,7° We»— склонение компаса 2,7° вестовое. Иногда эти данные помещают в середине нанесенных на карту изображений картушек компаса. В общем случае данные о склонении на карте приводятся так, чтобы, интерполируя значения между ними, можно было получить величину склонения в любой промежуточной точке. Если карта охватывает небольшой участок водной поверхности, в пределах которого магнитное склонение практически не меняется, все данные о нем дают в заголовке карты. Чтобы получить магнитное склонение для данного "года d2, нужно к обозначенному на карте склонению dt прибавить или от него отнять годовое изменение склонения1"^, помноженное на число лет, прошедших от года, для которого указаны данные о склонении, т. е. d2 = dx ± nbd, Приведение – годовое увеличение или уменьшение * на разницу в годах получаем ∆d, прибавляем d-карты и получаем d-плавание.
7. Магнитные компасы, устройство, установка, использование? Магнитный компас - компас, в котором используется свойство прямого постоянного магнита (магнитной стрелки) или катушки с током при взаимодействии с магнитным полем Земли располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении север-юг.
В показания магнитного компаса необходимость вносить поправки на несовпадение магнитного и географического меридианов, а также поправки на девиацию.
Вблизи магнитных полюсов Земли и крупных магнитных аномалий точность показаний магнитного компаса резко снижается. Магнитный курс – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна; Магнитный пеленг угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
8. Системы деления горизонта, переход от одной системы к другой. Как уже отмечалось линии N—S и Ost —W указывают направления в плоскости горизонта, которые принимают за главные. Однако знания лишь четырех указанных направлений для точной ориентировки наблюдателя недостаточно. Поэтому каждую четверть горизонта делят еще на восемь частей, а весь горизонт, таким образом, на32 части, которые называются румбами. Отсюда угловая величина 360° 1 румба -gg- = И Такая система деления горизонта называется румбовой. В начале двадцатого столетия появилась очень простая и удобная круговая система деления горизонта, которая в настоящее время является общепризнанной и основной. В этой системе весь горизонт разбит на 360° и счет направлений ведется от 0°, совпадающего с N-й частью истинного меридиана, по часовой стрелке до 360° (см. рис. 13). Учитывая, что точке N соответствует 0 или 360°, а точке S — 180°, нетрудно переходить от четвертной системы счета к круговой и обратно. Продолжением и развитием румбовой системы явилась четвертная система деления горизонта. В этой системе четверти горизонта стали делить на 90°,т.е.весь горизонт был поделен на 360 направлений, названных градусами. Принцип же счета направлений сохранился прежний: от N. или S — (0°) к Ost или W — (90°) с добавлением наименования четверти, например: N0 56°, SO 70° и т. д. Четвертной системой пользуются при рассмотрении некоторых теоретических вопросов, а также при определении места астрономическими способами и в некоторых других случаях.
9.Судовой магнетизм, девиация магнитного компаса, таб. девиаций? Стальной набор судна, его обшивка приобретают магнитные свойства с момента постройки и сохраняется годами. На компас оказывают влияние магнитные силы твердого и мягкого в магнитном отношении железа, причем действие их различно. Кроме того на компас влияют силы, возникающие от магнитного поля, работающих судовых агрегатов. Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между магнитным и компасными меридианами называют девиацией магнитного компаса (δ). δ = МК-d = МК-КК = МП-КП. Этот угол отсчитывается от нордовой части магнитного меридиана к Оst или к W от 0 до 180. По характеру возникновения различают полукруговую, четвертную и креновую девиации. Полукруговая – создается твердым в магнитном отношении железом, четвертная – мягким, креновая возникает во время качки. Компасный меридиан – воображаемая линия пересечения плоскости истинного горизонта наблюдателя с плоскостью компасного меридиан, проходящей через данную точку на судне. Компасный курс – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360. Компасный пеленг – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления на предмет от 0 до 360. Обратный компасный пеленг – угол отличающийся от КП на 180. Для обеспечения надежной работы компаса, производят уничтожение девиации. Принцип уничтожения – в компенсации магнитного поля судна вблизи компаса (вблизи компаса устанавливают магниты – уничтожители и бруски мягкого железа). Уничтожить ее полностью невозможно, поэтому после проведения работ определяют остаточную девиацию и составляют таблицу ее значений.
10. Поправка магнитного компаса и гирокомпаса, соотношение между ними. Расчет, определение? Теоретически поправка МК представляет собой угол, на который плоскость компасного меридиана отклонена от плоскости истинного меридиана. Вертикальная плоскость, проходящая через ось картушки ГК называется плоскостью гирокомпасного меридиана.
d+δ=∆МК+КК=ИК–d=МК–δ=КК; ОКП+∆МК=ОИП+\-180=ИП; ГКК + ∆ГК = ИК; ГКП + ∆ГК = ИП; КК = (ГКК +∆ГК) - ∆МК;
11. Исправление курсов и пеленгов? Пеленги и курсы прокладывают на морской карте для определения места судна и направления его движения относительно берегов, надводных и подводных опасностей. На карте можно откладывать только истинные курсы и пеленги. Для этого служат нанесенные на нее линии истинных меридианов, верхние концы которых указывают на Na. По компасу же получают компасные курсы и пеленги, которые отличаются от истинных на величину, равную поправке компаса.Следовательно, прежде чем проложить на карте направления, полученные по компасу, необходимо исправить их поправкой компаса и получить истинные направления. Действия, связанные с переходом от компасных курсов и пеленгов к истинным, называют исправлением курсов и пеленгов, или исправлением направлений. Исправление направлений, полученных по магнитному компасу, производится по формулам ИК=КК+ДМК; ОИП «ОКП + Д МК;ИП=ОИП±180°.
12. Перевод курсов и пеленгов? Переводом курсов и пеленгов, или переводом направлений, называются действия, связанные с переходом от истинных, проложенных на карте курсов или пеленгов, к компасным. Иногда требуется от обратного истинного пеленга, проложенного на карте, перейти к обратному компасному или гирокомпасному пеленгу (например, на какой отсчет ОКП (ГКП) нужно установить пеленгатор, чтобы по нему заметить приход судна на заданный ИП. Как видно из сказанного, перевод истинных направлений в компасные является задачей, обратной исправлению компасных направлений в истинные. Следовательно, действия по переводу направлений должны выполняться в обратном порядке, а формулы (21) и (23) применяться в следующем виде: КК=ИК-∆МК, ОКП=ОИП-∆МК } ГКК=ИК-∆ГК, ГКП=ИП-∆ГК} т. е. компасное направление равно алгебраической разности истинного направления и поправки компаса.
Перевод курсов для магнитного компаса осуществляется не с помощью поправки компаса, а иным путем. Из формул следует, что КК= ИК — d — b.
13. Створы, назначения, виды, чувствительность створа, определение девиации по створам?Створ — система двух или нескольких соответственно расположенных на местности ориентиров, предназначенная для обозначения определенного направления в плоскости истинного горизонта наблюдателя. Створ обычно состоит из двух знаков (рис. 50) Л и В, расстояние между которыми d называется разносом знаков. Знаки располагаются таким образом, чтобы продолжение линии, соединяющей их, проходило в море по безопасной для плавания зоне. Эта линия на том ее продолжении, которое доступно для судоходства, называется ходовой частью створа, или осью створа, и на картах обозначается сплошной линией; неходовая часть створа обозначается пунктиром. Направление створа пишется на оси в градусах и обозначается двумя числами, первое из которых означает истинный пеленг створа, считаемый от берега в море, второе — с моря на берег, т. е. обратный истинный пеленг.
14. Мерная линия, требования к ней, определение и поправка лага? Мерная линия, мерная миля, участок акватории, предназначенный для проведения ходовых испытаний судов. Длина М. л. 3—5 морских миль (5,5—9 км); её отдельные участки обозначают береговыми створными знаками. Акватория мерной линии должна отвечать следующим требованиям.
1.Глубины в районе мерной линии должны быть достаточными, чтобы исключить влияние мелководья на определяемую скорость. Наименьшая глубина, допустимая для данного судна, определяется следующим соотношением: ~ ^ 6, где h — глубина моря; Т — осадка судна.2-Район мерной линии должен быть в достаточной степени защищен от ветра и волнения, которые могут оказать значительное влияние на точность определения скорости.
3Течение в районе должно либо вообще отсутствовать, либо быть слабым и постоянным, совпадающим по возможности с линией пробега. Длина пробега для скоростей до 18 уз должна быть 1 — 2 мили, а для скоростей больше 18 уз — 2—3 мили. При увеличении пробега возможно появление дополнительных ошибок за счет изменившихся во времени внешних условий (направление и скорость ветра, течение и т. д.). Оптимальные величины пробега для различных скоростей судна определятся из соотношения. Скоростные испытания проводят специально проинструктированные наблюдатели:
наблюдатели на мостике (не менее трех) должны иметь бинокли и секундомеры, они следят за пересечением судном секущих створов и замечают моменты по секундомеру, при этом каждый наблюдатель, находясь постоянно на одном и том же месте, наблюдает и записывает моменты пересечения створов самостоятельно;
наблюдателя в штурманской рубке назначают для записей показаний счетчика пройденного расстояния лага в моменты пересечения судном секущих створов;
наблюдатель в машинном отделении записывает показания суммарного счетчика оборотов гребных винтов или показания тахометра.
До начала наблюдений судно должно развить назначенную скорость (работу на мерной линии рекомендуется начинать с полного хода) и по возможности точно удерживать ее в течение всего пробега.
С выходом судна на линию пробега руководитель работ подает команду: «Приготовиться к работе на первом пробеге». По этой команде все наблюдатели занимают свои места и окончательно готовятся к производству наблюдений.
При подходе к первому створу подается предварительная команда «Товсь!», по которой наблюдатели на мостике начинают внимательно следить за створом, наблюдатель в штурманской рубке — за счетчиком лага, наблюдатель в машинном отделении — за суммарным счетчиком оборотов гребных винтов или за показаниями тахометра.
В момент пересечения первого секущего створа руководитель подает команду «Ноль!» и запускает секундомер.
Наблюдатель в рубке по этой команде записывает отсчет лага олх и судовое время (отсчеты лага, если это возможно, берут с точностью до 0,01). Наблюдатель в машинном отделении записывает показания суммарного счетчика оборотов гребных винтов (если число оборотов гребных винтов измеряется по тахометру, то снимает отсчеты тахометра через каждую минуту). Наблюдатели на мостике самостоятельно замечают момент пересечения судном секущего створа и запускают свои секундомеры.
При подходе ко второму секущему створу опять подается команда «Товсь!» и в момент пересечения створа — «Ноль!».
По этой команде наблюдатель в рубке записывает отсчет лага ол2 и судовое время, а наблюдатель в машинном отделении — показания суммарного счетчика оборотов. Наблюдатели j на мостике замечают пересечение второго секущего створа^самостоятельно стопорят секундомеры.
15. Поправка лага, коэф. лага, зависимость между ними, их учет при счислении?