ММАУ
«Центр технического проектирования»
Городской конкурс НТТМ
«Инженерная лига - 2021»
Номинация «Теория решения изобретательских задач»
Возрастная категория 14-17 лет
Лет
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Традиции и интерпретации. Вышивка по дереву»
Выполнили:
Бутенко Анастасия Дмитриевна,
Ступина Алина Романовна,
студентка 2и 3 курсов Красноярского техникума промышленного сервиса; профессия «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»
Руководитель:
Коротких Светлана Николаевна,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
высшей квалификационной категории.
Член РА ТРИЗ
Г. Красноярск 2020
Аннотация
Актуальность заключается в том, что в настоящее время новые техники и технологии в работе с деревом являются очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства среди людей, увлеченных творчеством на профессиональном и бытовом уровнях.
Цель работы:
1. Исследовать эволюцию декоративно-прикладного искусства по дереву (материалов и технологий), в контексте с методами ТРИЗ.
2. Привлечь внимание и интерес к методам развития творческого воображения (РТВ).
3. Углубить знания в моей профессиональной сфере.
Объект исследования: материалы, технологии и тенденции декоративно-прикладного искусства по дереву от начала развития до наших дней.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме «Виды психологической инерции».
2. Исследовать многообразие материалов, технологий, а также тенденции в декоративно-прикладном искусстве по дереву.
3. Исследовать традиционные и инновационные техники и технологии в декоративно-прикладном искусстве по дереву.
|
4. Классифицировать примеры, подтверждающие создание новых материалов и технологий в области декоративно-прикладного искусства по дереву, по принципу ухода от психологической инерции.
5. Продумать варианты создания новой техники декоративно-прикладного творчества.
6. Выполнить изделие, выполненное в авторской технике.
7. Продолжить исследовательскую деятельность по направлению «Исследования в ТРИЗ» на примере «Стеклоделие. Художественная обработка стекла».
Гипотеза: в основе создания всех новых техник и технологий в области декоративно-прикладного искусства по дереву положен принцип исключения разных видов психологической инерции.
Методы исследования:
1. Методы и приемы ТРИЗ- технологии.
2. Изучение и анализ.
3. Использование справочной и учебной литературы, Интернет-ресурсов.
Картотека преодоления разных видовпсихологической инерции мышления на примере темы
«Декоративно-прикладное искусство по дереву»
Инерция из контакта с объектом | ||||||||||||||||||||
Психологическая инерция привычного состава компонентов Много тысячелетий люди занимались декоративно-прикладным творчеством по дереву. Главные компоненты системы (древесина, краски, металл и т.д.) долгое время сохраняли сильную психологическую инерцию. | Состав компонентов (материалов) в декоративно-прикладном творчестве по дереву
Приведенные примеры показывают, что главные элементы системы –приведенные в таблице варианты сочетания материалов, традиционны, но в творчестве возможны и иные, совершенно неожиданные варианты.
Показаны примеры ухода от психологической инерции привычного состава компонентов. Можно предположить и другие варианты материалов, а также, что особенно важно, попробовать поэкспериментировать с новыми материалами (те, что появились относительно недавно). | |||||||||||||||||||
Психологическая инерция привычных свойств, состояний, параметров 1) Использования привычной части дерева Мы привыкли оценивать древесину по таким характеристикам как порода, сорт, техническая зрелость и т.д. и на вопрос: «Какая самая ценная часть дерева?» У нас есть единственный ответ: «Самая ценная часть дерева- ствол». И мы ведем себя соответственно. Порой, даже не обращаем внимания на другие части дерева и не задумываемся о том, а может ли быть иначе...? 2) Привычной значимости, ценности древесины 3) Привычной неизменности объекта Мы привыкли и ценим новые вещи и предметы. Мало кто из нас готов покупать старые вещи, разве что коллекционеры… Но все же появился спрос на изделия, выполненные из нового материала и затем искусственно состаренные, либо отреставрированные изделия. | Примеры изделий с использованием характеристик объекта, исключающих психологическую инерцию
Приведенные примеры показывают дизайнерские изделия, созданные по принципу исключения психологической инерции привычной значимости объекта- удачное и беспроигрышное использование всех частей дерева, а не только ценных частей и пород; а также использование пороков и дефектов древесины для усиления выразительности форм, композиции, цвета и т.д.
У объекта (или его элемента) исключается свойство, которое мы привыкли считать ценным; действие, которое мы привыкли считать самым главным и важным. В приведенных примерах исключено свойство новизны. Примеры демонстрируют модные в наши дни изделия, искусственно состаренные по технологиям браширования, патинирования, клакелирования, а также существуют аналогичные им технологии старения. Оказалось, что в декоративно-прикладном творчестве сложилась совсем иная шкала ценностей. | |||||||||||||||||||
Инерция из надсистемы | ||||||||||||||||||||
Инерция специальных (профессиональных) терминов За каждым понятием достаточно жестко закрепляются свойства, функции, форма и т.д. Это создает психологическую инерцию мышления. Трудно «увидеть» под привычным термином другую информацию, которая отсутствует в его содержании. Несуществующего запрета Анализируя результаты своих действий, мы постепенно отрабатываем зоны допустимой свободы в принятии решений и в своей деятельности. Появляется большое количество «табу», «нельзя» и т.п. Они-то и выступают носителями-возбудителями психологической инерции, устанавливая негласные (часто несуществующие) запреты. Инерция монообъекта Сильная инерция «сидит» в том, что если мы работаем в одной из техник декоративно-прикладного искусства, то мы и воспринимаем его в единственном числе. Не всегда мы готовы применить две техники, три техники (не нарушив при этом эстетичность и выразительность), настолько мы задавлены психологической инерцией. Привычного измерения Взаимодействие всегда протекает в некотором пространстве. Именно в этом пространстве совершается полезное действие одного компонента на другой и возникает вредное (нежелательное) действие между ними. Следовательно, наша задача связана с изменением пространства взаимодействия. |
Приведены примеры профессиональных терминов, понятных только специалисту в области деревообработки, и изделия, созданные из модифицированной древесины по принципу исключения психологической инерции специальных (профессиональных) терминов. Иными словами, уйдя от психологической инерции мышления и воспользовавшись возможностями технологиями модификации древесины, можно добиться глубокого проникновения красителей в древесину на клеточном уровне, добившись тем самым необыкновенных цветовых эффектов и выразительности изделий.
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |