Крестовоздвиженская церковь




С красотой этого устремленного в небеса своими золочеными куполами Крестовоздвиженского собора познакомился еще года четыре тому назад, когда перешел работать в Президентскую академию. Факультет социальных технологий расположился на Тамбовской улице, до которого удобнее всего было проехать от станции метро «Обводный канал».

К стыду своему, прожив в Санкт-Петербурге двадцать пять лет, я в принципе никогда не интересовался архитектурными строениями. Да, ходил по городу, да, смотрел на красивые здания, восхищался архитектурными достопримечательностями и довольствовался этими визуальными контактами с городом. А тут, выйдя однажды из метро, так и замер перед парящим над всем Лиговским проспектом собором с золотыми куполами.

Первое впечатление — оно всегда самое сильное. В деталях, конечно, мне не воспроизвести все нюансы той первой встречи, но я помню только то, что буквально замер на выходе из метро и просто стоял на выходе из подземки, любуясь величавой красотой этого нарядного и праздничного собора. Первое впечатление от встречи с этим святым местом у меня было ощущение бесконечного праздника жизни. Теперь, спустя четыре года, попытаюсь разобраться в этом особом духовном состоянии, которое испытываю перед встречей с Крестовоздвиженским собором.

Ощущение праздника и торжества жизни возникает у меня не случайно. Ведь за сотни лет своего существования собор не раз подвергался не только разрушению времени, но и рук человеческих. И, тем не менее, его первозданная красота дошла и до наших дней.

«История собора давняя и славнаяона восходит к первым годам существования Санкт-Петербурга. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями. По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи» ( https://krest-sobor.ru/istoriya_sobora).

Но история церкви не столь радужна. Первая напасть, которая настигла ее, — это пожар.

«В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена часовня, купленная и привезённая с охтинских заводов. 25 февраля 1731 г. протопоп Петропавловского собора Петр Григорьев освятил престол, и часовня стала церковью. Через три года в ней появился Никольский придел, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк» (там же).

Но и в этом состоянии церковь просуществовала недолго.

«Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали. В 1740 году причт и прихожане Иоаннопредтеченской церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня,понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается “» (там же).

Вот на этом заканчивается «деревянный этап» в жизни этой церкви и начинается ее каменная история.

«Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый)во имя св. Иоанна Предтечи » (там же).

В строительстве новой каменной церкви все было тщательно продумано. И каждая сторона этого здания имела свое символическое значение. Рождение церкви как рождение нового человека. Только во имя воспевания имя Христа. Строилось она с любовью и с участием не только профессиональных архитекторов и строителей, но и простого люда, который помогал денежными средствами не только материальному, но и духовному росту храма. Возможно, именно поэтому подобного рода святые места так привлекательны и обворожительны, потому что это не просто здания, а творения рук человеческих, одухотворенных высшими духовными устремлениями. Если только представить, на каком пустыре, на пересечении многих дорог, среди густого леса, была построена эта церковь, то становится понятно и то, сколько сил и любви было вложено в это храмовое строение. И замечательно то, что, несмотря на все гонения на православную церковь в советские времена, эти храмы сохранились до наших дней.

Далее началось строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина. Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма (там же).

Купцы того времени, по всей видимости, были не только очень состоятельными, но и глубоко верующими людьми. Они делали такие крупные денежные пожертвования и ради укрепления своей веры, и в знак благодарности Божьей милости, и ради прощения своих грехов. Возможно, были и другие причины, но имена тех, кто внес значительный вклад в строительство православных церквей, навсегда занесены в историю. Среди современных бизнесменов тоже находятся люди, которые стремятся вложить свои деньги в реконструкцию или строительство новых церквей. Хорошо бы описать и такие истории.

И вот, наконец, « в 1804 году архитектором Постниковым (17661830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла» (там же).

В прошлом году во время Пасхи я был на этой колокольне вместе с одним юношей-паломником из Белоруссии. По каменным лестницам мы забирались на третий ярус, чтобы позвонить в колокола, возвещая миру о Воскресении Иисуса Христа. Когда я оказался в самом сердце этой колокольни, меня не покидало ощущение великой радости от приобщения к чему-то великому и значительному. Я беспорядочно, без соблюдения всякого ритма, звонил в колокола, радуясь, как ребенок, тому, что меня беспрепятственно допустили до звонниц. Это было так необычно и странно — стоять на колокольне, дергать за веревочки разные колокольчики, пытаясь на ходу придумать какую-то более или менее внятную мелодию. Но мне ничего не удавалось. Только тогда я понял, что быть звонарем — особое призвание.

В тот раз я заглянул в церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Весной прошлого года с коллегой по работе проводили научно-практическую конференцию «Кирилло-Мефодиевские чтения». Поэтому с особым интересом зашел туда, чтобы приобщиться уже не только к религиозным, но и литературным истокам русской культуры.

Наиболее тяжкие времена для данного собора начались в советский период.

«В феврале 1932 года Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу; с 40‑х годов в ее помещении располагались производственные мастерские радиотехнического техникума № 2. С 1924 года по июль 1938 года собор относился к Патриаршей Церкви.

Существовал „Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва“ о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения „Союзкинопрокат“ ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937—1938 гг. были расстреляны пятеро из священнослужителей Крестовоздвиженского храма.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери закрыта 22 апреля 1932 года, передана под школу.
Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия закрыта в 1938 году.

Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. В суровую зиму 1941—1942 гг. в храм свозили умерших блокадников, лишь весной они были захоронены на Волковском кладбище» (там же).

Уже в наши времена собор стал восстанавливаться.

«Весной 1999 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил главный придел церкви. В 2001 году был освящен южный приделво имя свв. Царственных Страстотерпцев. Это первый в городе престол, посвященный ЦарюМученику Николаю и его Семье. В 2005 году северный придел был освящен во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. С 2008 года за счёт средств городского бюджета идёт реставрация архитектурного комплекса собора: отреставрирована колокольня собора, позолочены купола, в 2014 году начались работы по реставрации кровли собора» (там же).

Прошлой осенью факультет с Тамбовской улицы переселили на Днепропетровскую. Окна моего кабинета теперь выходят прямо на Крстовоздвиженскую колокольню. О таком соседстве я мог только мечтать. Теперь, когда обыденность заедает, мне достаточно встать со своего письменного стола и обратить свой взор в сторону храма. И всегда, когда я смотрю на золоченные купола этого собора, настроение меняется в лучшую сторону. Возникает ощущение праздника жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: