Семейная педагогика как наука




 

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объект семейной педагогики – состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предметсемейной педагогики – сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

Семейная педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.

Цель воспитания ребенка в семье и в детском саду – всестороннее развитие личности.
В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, занятие или уроки. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

Семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. Стихийные воздействия – это неосознанные, неконтролируемые воздействия, например, манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день.

В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.

Ведущими в формировании личности ребенка являются: нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Особую роль играет семья в воспитании ребенка-дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность.

Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. Семья для дошкольника – «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят исследования, посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье и детском доме. Так, в семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях; он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Ребенок, воспитываемый в детском доме, лишен возможности усваивать первичные представления о будущих семейных обязанностях и функциях, ролевом поведении в семье.

Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования.

Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Педагоги говорят о такой парадоксальной ситуации, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей, и наоборот, в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким уровнем образования воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.

 

Таким образом, конфликтная атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Статистически доказано, что лишь 12% аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта, 88% отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. Если в семье постоянно царит напряжение, повторяются ссоры, ребенок чувствует себя несчастным

Основа семейного воспитания – эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Особо ярко проявляется привязанность матери к своему малышу. Вначале она как бы обусловлена биологически (кровное родство), но постепенно все более и более окрашивается социально значимыми чувствами. Любовь малыша к матери не дана ему от рождения, однако постоянное близкое общение с нею вызывает ответную любовь, которая сохраняется на всю жизнь. Ребенок ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радость и удовольствия исходят от родных. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности, то есть замедлению усвоения норм, правил, привычек социального поведения и даже к формированию асоциального поведения.

Особенности семейного воспитания – постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.

Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, не имеет начала и конца, осуществляемый постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Этот процесс форм организованности и четкости, свойственных учреждениям общественного воспитания.

Установлено, что чем выше образование и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образо-ванной матери, которая проводит с ребенком хотя и меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения количества времени для общения родителей и детей не дает положительных результатов, не обогатит общения в случае духовной неподготовленности взрослых устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются объективные возможности для естественного включения ребенка в ее бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезную деятельность (во дворе дома, в детском саду), опосредованное приобщение ребенка к труду родителей. В исследованиях Д.О. Дзинтере, Т.А. Марковой, Л.В. Загик отмечается: если ребенок-дошкольник, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Трудовое воспитание детей в семье оказывает положительное влияние на семейные взаимоотношения родителей и детей.

Родители, уважающие личность ребенка, считаются с его мнением, потребностями, интересами, стремятся понять смысл его поступков, посмотреть на ситуацию его глазами. В.А. Сухомлинский писал о своей твердой убежденности в том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникать в духовный мир ребенка. Беду многих учителей он видел в том, что они забывают: ученик – прежде всего живой человек, вступивший в мир человеческих взаимоотношений. Эти мысли известного педагога относятся и к родителям.

Исследователями семьи выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания. К ним относятся:

– отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;

– однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

– неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткость к ребенку сочетают с попустительством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: