Размышления А.Н.Острогорсокго о родительском воспитании




 

Размышляя над значением родительского воспитания детей, Острогорский подчеркивает его определяющее влияние на всю последующую жизнь человека, так как «семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей» в детстве, когда ребенок «наиболее восприимчив», поэтому родительское воспитание и вся атмосфера семьи есть «самая ранняя и самая влиятельная пища, которой питается дух человеческий». При этом наиболее важным периодом воспитания ученый справедливо называет ранее детство, полагая, что родители в этом возрасте «сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юности и начала зрелости».

Понимание ученым сущности родительского воспитания исходит из обоснованного им тезиса, согласно которому становление личности человека -это, в первую очередь, ее саморазвитие, начинающееся еще в утробе матери и продолжающееся в течение всей жизни. Так, Острогорский полагает, что «в натуре ребенка лежат силы, благодаря действию которых он растет не только физически, но и духовно. <...> Воспитывается он сам, своими силами, воспитывается неизбежно, шаг за шагом приобретая и копя содержание своего «я»».

 

 

Ответственность родителей за воспитание детей.

Однако родители также несут огромную ответственность за развитие своего ребенка, за то, какие примеры он увидит перед собой, что узнает от отца и матери. Но родителях лежит очень ответственное дело -дело «воспитания живой души», когда «из маленького эгоиста, каким рождается ребенок, он силой обстоятельств, своей беспомощности, ухода за ним, удовлетворения его любознательности и рождающихся духовных потребностей вырастает в любящего и по-детски уважающего тех, кто пестовал его и согревал его детство»

Наблюдая современные ему семьи, Острогорский разделяет воспитание детей в них на «естественное» и «искусственное». и если первое печется о бережном сопровождении естественного хода развития ребенка, «когда семья сильна своим естественным влиянием, когда она хорошо настроена и живет разумной, сердечной жизнью», дети окружены «и заботой, и контролем» любящих родителей, соединяющих «в своих сердцах и любовь, и нравственную требовательность», то второе - стремится (особенно, если приобретает крайний «боевой» характер) «к борьбе с натурой ребенка», к необходимости его «дрессировки», подведения к определенному образцу, который бы хотели видеть родители «в силу стремления склонить или заставить ребенка поступать так, а не иначе, усвоить известные привычки и воззрения».

 

Требования к родителям

Одно из главных требований к родителям - знать об особенностях возрастных этапов развития ребенка, его физических и душевных свойствах и руководствоваться этими знаниями в процессе воспитания. Поэтому Острогорский неоднократно повторяет совет о необходимости в родительском воспитании «доверять натуре» ребенка и, «наблюдая, изучая ее, помогать естественному росту ее сил».

Еще одним важным требованием к процессу осуществления «естественного» родительского воспитания ученый называет высокий уровень нравственности членов семьи, и особенно матери и отца. «Твердые нравственные убеждения в родителях весьма желательны», - пишет он, - «нравственно убежденный человек оставляет и ребенку право быть самим собой, но своим словом побуждает вносить в свои решения еще лишний мотив оценки своих душевных движений».

Очень важен для детей положительный пример жизни родителей, поэтому и отцу, и матери стоит помнить о том, что «воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески». Поэтому Острогорский дает родителям такой совет: «кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя».

Более того, как подчеркивает ученый, «в детях и юношах сказывается весьма сильная потребность видеть родителей существами нравственно чистыми». Поэтому так опасны для детей семейные раздоры родителей.

Острогорский делает вывод о том, что для ребенка приоритетное значение имеют не материальные, а духовные ценности семьи, ее внутренний строй и атмосфера. При этом «нравственная связь семьи» поддерживается, как правило, общими интересами будничной жизни: трудом отца и матери, заботой членом семьи друг о друге, совместными делами в домашнем кругу.

Важным критерием родительского воспитания детей является, по мнению Острогорского, понимание родителями нормы взаимоотношений людей в семье. Такое «нормальное воспитание может быть только в нормально сложившейся и живущей семье» [6, с. 171]. ученый характеризует «нормальную семью» как союз мужа, жены и детей, в котором «царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразде-лимость радостей и горестей <...> совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: