Ценности семейного воспитания в педагогическом наследии А.Н. Острогорского.




РЕФЕРАТ

По дисциплине «Технологии сотрудничества педагога с родителями»

 

Тема: «Историко-социальный аспект семейного воспитания в христианстве»

 

 

Выполнила студентка

группы ПОДб 1701-62-00

Адеева Алина Сергеевна,

____________________ /подпись/

Чернядьева Анастасия

____________________ /подпись/

Проверил:

Малова Татьяна Васильевна

Канд. пед.наук

____________________/подпись/

Киров

Содержание:

1. Введение.............................................................................................3

2. Биография............................................................................................5

3. Ценности семейного воспитания в педагогическом наследии А.Н. Острогорского.....................................................................................6

4. Размышления А.Н.Острогорсокго о родительском воспитании....8

5. Ответственность родителей за воспитание детей...........................9

6. Требования к родителям …...............................................................10

7. Отношение Острогорского к современным семьям.......................12

8. Важность в воспитании детей обоих родителей............................13

9. Труды...................................................................................................14

10. Заключение …....................................................................................16

11. Библиографический список..............................................................18


 

Введение

По мнению А.Н.Острогорского, семейная жизнь для ребёнка имеет то же значение, что общественная для взрослого. Дети развивают свои силы и возможности в условиях семейной жизни, через общение с родителями и взрослыми в системе семейных отношений. Наличие детей в семье пробуждает родительское чувство, дети суживают рамки эгоистического счастья двоих, расширяя одновременно круг забот и родительских радостей.

Актуальность: Переживает кризис современная школа, будучи своеобразным отражением существующего общественного устройства, кризис обусловлен в немалой степени трудностями в социально-экономической сфере, разрушением веками создававшихся духовно-нравственных устоев, криминализацией населения и многими другими обострившимися в последнее время явлениями. Как следствие этого, в стране неуклонно растет число малолетних пациентов психоневрологических учреждений; детская преступность, проституция, наркомания и другие негативные явления выходят на первые места в ряду массовых современных социальных патологий. Даже те учащиеся, которые относятся к разряду внешне благополучных, испытывают трудности и в интеллектуальном, и в коммуникативном, и в отношенческом планах.

Задачи:

1. Изучить опыт и наследие педагога-психолога Алексея Николаевича Острогорского (1840-1917), который в своих работах поднимал и успешно решал самые актуальные для своего времени психологические, педагогические и психопрофилактическиепроблемы.

2. Изучить его главные работы и извлечь нужное для нас.

3. Применение в жизни в нынешнее время опыта А.Н. Острогорского

Критика и обсуждение

Педагогические взгляды Острогорского на родительское воспитание полностью соотносимы с сутью антропологического подхода, последователи которого, как полагает Б. М. Бим-Бад, «стремились к синтезу всех знаний о человеке, чтобы сделать его воспитание эффективным и гуманным».

Современные исследователи (в частности, Б. М. Бим-Бад, Е. г. ильяшенко) выделяют несколько направлений, определивших развитие педагогической антропологии в России на рубеже Х1Х-ХХ веков: естественнонаучное, социологическое, опытническое, теологическое и синтетически-антропологическое.

данные течения российской педагогики, по мнению Бим-Бада, в качестве своей идейной основы использовали различные антропологические представления. «По преимуществу механическое и биологическое понимание человека лежало в основе естественнонаучного течения; “опытники” исходили из руссоистско-толстовского понимания человека; социологическое течение природу человека считало целиком производной от природы общества; теологическая педагогика провозгласила базой воспитания учение о человеке как об образе Божьем», - пишет ученый.

Наиболее оптимальным Бим-Бад определяет синтетически-антропологическое течение, последователи которого (К. К. Сент-илер, П. Ф. Капте-рев, В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, М. и. демков, М. М. Рубинштейн, П. П. Блонский, л. С. Выготский и др.) «разделяли программу создания теории воспитания, основанной на знании обо всей широте человеческой жизни, признавали силу и биологических и социальных факторов развития личности, стремились к установлению законов педагогического процесса, основанных на человекознании».

И хотя Бим-Бад не называет Острогорского в числе представителей ни одного из этих течений, на наш взгляд, педагогическая позиция ученого может быть отнесена к синтетически-антропологическому направлению. и подтверждает это суждение сопоставление взглядов Острогорского и представителей этого направления. Также, как и «педагоги-синтетисты»,

Биография

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843), после работал писцом в суде по настоянию отца. В судах Островский служил до 1851 года.

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.

Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

 

Ценности семейного воспитания в педагогическом наследии А.Н. Острогорского.

По мнению А.Н.Острогорского, семейная жизнь для ребёнка имеет то же значение, что общественная для взрослого. Дети развивают свои силы и возможности в условиях семейной жизни, через общение с родителями и взрослыми в системе семейных отношений. Наличие детей в семье пробуждает родительское чувство, дети суживают рамки эгоистического счастья двоих, расширяя одновременно круг забот и родительских радостей.

Однако, родители не должны забывать, что у детей есть не только обязанности, но и права. Основное их право – быть детьми. Самая трудная обязанность родителей – не лишать детей самого дорогого – детства. А.Н.Острогорский писал, что воспитывая других, мы воспитываем прежде всего самих себя. Детям необходимо видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение. Отсутствие нормальных взаимоотношений, ссоры, равнодушие к детям вызывают у них чувство одиночества. Они замыкаются, уходят из дома, решаются на непоправимое. Воспитание детей – чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии.

Первые впечатления дети получают в семье. Семья действует незаметно, «укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим».В семье под воздействием взрослых, их поведения, ребёнок учится любить одно и ненавидеть другое, быть безразличным к третьему, привыкает к труду или праздности, усваивает первые уроки нравственности, понятия о добре и зле, формируются навыки поведения. Необходима педагогическая культура родителей. Недопущение произвола и чрезмерной опёки, проявление уважительного отношения, не забывая о их человеческом достоинстве. Надо жить так, чтобы нечего было прятать от детей, нечего было бояться, что они осудят. В нравственном воспитании главное не в том, чтобы установить надзор за детьми, а разумно организованный быт семьи, привлечение детей как равноправных членов к активному участию в повседневной жизни. Дети должны знать прозу жизни. Прописная педагогическая истина – положительный пример взрослых. А.Н.Острогорский писал: «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова,…а прежде всего самому жить по человечески,…начать воспитание с самого себя.»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: