Урок на тему «Абсентеизм, его причины и опасность
Цель урока – формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом.
Задачи: приобщать учащихся к систематической самостоятельной и коллективной работе творческого характера; способствовать развитию навыков публичного выступления, умения отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях; формировать чувство личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор.
Творческое домашнее задание:
1 группа получила задание снять видеофрагмент «Выборы и их необходимость»;
2 группа - провести социологический опрос в Интернете;
3 группа - проанализировать активность участия граждан Кемеровской области в выборах президента РФ (2012г) и депутатов ГД РФ (2011г);
4 группа – снять видеоролик «Ты сам отвечаешь за всё».
Ход урока:
Организационный момент (1 минута)
Целеполагание (4 минуты)
Учитель: Притча о Конфуции и плачущей женщине (Приложение 1).
Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами. За право выбирать люди боролись в течение двух последних столетий. Мы всегда стоим перед выбором: как поступить, что сделать? Сегодня по федеральному закону №225 от 5.12.06 г. отменен «порог явки избирателей» на избирательные участки. Трудно сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее, когда от вашего выбора зависит судьба государства. Вы будущие избиратели, а значит, будете решать, каким путем оно будет развиваться в дальнейшем.
|
Учитель: У вас на столах лежат карточки, на которых написано “Выборы нужны...”. Выберите приемлемый для вас вариант завершения предложения.
“ .” - уверен(а) в необходимости выборов;
“ ?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
“ ...,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске. К ним учитель ещё вернётся в конце урока.
Публичная защита творческого домашнего задания (10 минут)
А) 1 группа представляет видеофрагмент «Выборы и их необходимость», анализирует результаты интервьюирования жителей Кедровки:
1. Когда состоятся выборы мэра города Кемерово?
2. Планируете ли Вы участвовать в выборах?
3. Избирательное право - это обязанность или демократическое достижение?
Б) 2 группа анализирует результаты социологического опроса в сети ИНТЕРНЕТ (Приложение 2)
В) 3 группа представляет результаты работы по теме «Активность участия граждан Самарской области в выборах президента РФ (2012г) и депутатов ГД РФ (2011г)
Постановка проблемы (2 мин)
Учитель: Почему граждане не всегда участвуют в выборах? ( Ответы детей).
Давайте проанализируем причины и последствия отказа избирателей от участия в выборах для личности, общества и государства.
5. Работа в группах над проблемой: (презентация). (12 минут)
Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест против существующей формы правления, политического режима, проявления безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.
|
Работа проводится в два этапа:
I. Обсуждение причин абсентеизма: 1 и 2 группы обсуждают и письменно фиксируют свое видение проблемы, затем результаты группируются на доске, и в рамках коллективного обсуждения делаются общие выводы.
Предполагаемые ответы:
1. Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.
2. Отсутствие доверия к политикам.
3. Неверие в проведение честных и справедливых выборов.
4. Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.
II. Обсуждение опасности абсентеизма (результаты работы 3 и 4 группы)
Предполагаемые ответы:
1. Экономический ущерб при организации повторных выборов.
2. Фальсификация избирательных бюллетеней.
3. К власти придут политические деятели, не выражающие преобладающего настроения в обществе.
Поиск решения проблемы: как поднять активность избирателей на выборах? (6 минут)
Учитель (презентация): Проблема абсентеизма – это не только российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.
Например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.
В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений. Одинаковый возраст указывается и для избирателей и для кандидатов: в Швейцарии, например, 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года.
|
Пассивное избирательное право еще более ограничено, чем активное. Например, в высшие палаты законодательных органов могут быть избраны люди, достигшие 30 лет – в США, Индии, Японии; 35 лет – в Бразилии, на Цейлоне и во Франции; 40 лет – в Бельгии, Ливии и Турции.
Депутаты Госдумы от «Справедливой России» подготовили изменения в избирательное законодательство. Депутат от «Справедливой России» отметил в интервью: « Необходимо сделать обязательным участие граждан России в выборах. За уклонение от исполнения гражданского долга думцы хотят штрафовать на сумму до 3 тысяч рублей. Эта мера позволит резко повысить число голосующих».
Учитель: Как вы думаете, поможет ли ужесточение избирательного права решить проблему неявки избирателей на голосование? ( Ответы детей).
Чтобы решить проблему, нужно разобраться с причинами, которые ее вызывают (возвращаемся к причинам, записанным на интерактивной доске.)