Оденем куклу на прогулку»




Дидактические игры по обучению детей связной речи.

1. Роль дидактических игр в развитии связной речи.

2. Структура дидактической игры.

3. Виды дидактических игр.

4. Примеры игр.

 

Роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2) дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры

1) предметные игры – это игры с народной игрушкой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т.д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

- домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных учреждениях имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым воспитатель в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Использование дидактических игр:

· Побуждает детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.

· Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью.

· Совершенствует разговорную речь.

· Обогащает словарь.

· Формирует грамматический строй языка.

Примеры дидактических игр на развитие связной речи:

Собери картинку»

Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Ход игры: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку

2.«Расскажи»

Цель игры: развивать речь детей, учить составлять описательные рассказы о предметах с помощью схем, развивать внимание, мышление, память.

Ход игры: пользуясь схемой составлять описательный рассказ о предмете, соблюдая последовательность.

3.«Расскажи, какая?»

Цель игры: учить детей логично составлять рассказ, состоящий из двух – трёх предложений.

Наглядный материал: дидактическая игрушка.

Ход игры: детям предлагается рассказать об игрушке, то есть составить рассказ об игрушке из двух – трёх предложений.

Кто больше скажет»

Цель игры: учить детей называть и видеть характерные качества признаки предмета, учить связно излагать свои мысли.

Наглядный материал: дидактическая игрушка, фишки, картинка.

Ход игры: дети должны назвать характерные качества и признаки предмета, причём кто больше назовёт, тот получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются.

Оденем куклу на прогулку»

Цель игры: учить детей рассказывать об одежде для кукол, составлять рассказ из четырёх – пяти предложений.

Наглядный материал: дидактические куклы, картинки.

Ход игры: воспитатель показывает детям куклу и обращает внимание на то, что куклы не полностью одеты для прогулки. Предлагает одеть куклу на прогулку. Вызванный ребёнок выбирает одежду для кукол и описывает во что он одевает куклу, а затем составляет рассказ.

Две сестрёнки»

Цель игры: учить детей описывать внешность, одежду, используя в своих рассказах сравнения.

Наглядный материал: две дидактические игрушки в разной одежде, иллюстрации двух игрушек в разной одежде.

Ход игры: воспитатель предлагает детям познакомиться с двумя сестрёнками. Рассказывает сначала сама про них, а затем предлагает детям рассказать про сестрёнок, используя в своих рассказах сравнения.

Чудесный мешочек»

Цель игры: упражнять детей в чёткости называния предмета и его харак-

терных признаков.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающих

детёнышей животных.

Ход игры: все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать её всем и громко назвать. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку и составили по ней небольшой рассказ.

Клоуны»

Цель игры: учит детей находить сходство и различие между игрушкам, учить правильно составлять сложноподчинённые предложения.

Наглядный материал: два клоуна, картинка.

Ход игры: дети должны найти сходство и различие между клоунами и

составить про них рассказ, состоящий из сложноподчинённых предложений.

За покупками в магазин»

Цель игры: упражнять детей в выборе предмета путём исключения

названных педагогом признаком; учит использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Наглядный материал: полотно с тремя-четырьмя полосками, предмет-

ные картинки.

Ход игры: воспитатель вывешивает перед детьми карточку с

изображением предметов и предлагает им рассказать о каждом предмете – место расположения, форму, цвет.

Зрительный диктант»

Цель игры: упражнять детей в запоминании предметов, находящихся в

разном расположении, учить детей составлять связный рассказ по картинке, употребляя предлоги: справа, слева, снизу, сверху, в центре.

Наглядный материал: карточка с изображением предметов.

Ход игры: воспитатель показывает детям карточку с изображением

предметов и предлагает им рассказать о каждом предмете – место расположения, форму, цвет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: