Тема: Юриспруденция как общественная наука
Цели урока: объяснить понятия и термины: «право как система общеобязательных норм», «основные признаки права», «мораль», «система права», «норма права», «отрасль права», «институт права», познакомить с системным строением права выделить особенности взаимосвязи социальных норм и права;
развивать у студентов умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук: участвовать в дискуссии, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
способствовать выработки гражданской позиции студентов.
Основные понятия: социальные нормы,право, признаки права, система права, отрасль права, институт права, публичное и частное право, юриспруденция
Х О Д З А Н Я Т И Я
I. Организационный момент. / 3 мин./
Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с системой прав в данной стране. Но право – довольно сложное понятие.
- С чего начать? На что обратить внимание?
В этом помогут наши уроки по обществознанию. Раздел «Право»
Тема: Юриспруденция как общественная наука.
II. Изучение нового материала. /75 мин./
Вопросы для изучения.
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1.Что такое право, его основные признаки.
2.Право и мораль.
3.Система права, отрасли права
|
4.Институт права
5.Частное и публичное право.
Актуализация опорных знаний.
* Что такое социальные нормы?
* Какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь?
Задание. Составить схему.
Социальные нормы:
Эстетические нормы
Религиозные нормы
Моральные нормы
Экономические нормы
Обычаи
Политические нормы
Традиции
Правовые нормы
Какие функции выполняют социальные нормы?
Задание.
Как бы вы поступили в данных ситуациях? Каковы последствия нарушений предписываемых правил? Чем они различаются? О каких социальных нормах идёт речь?
Ситуация 1.
Игорь воспитывался в очень бедной семье. Тяга к роскошной жизни, дорогим машинам, шикарным домам появилась лет в 13, когда мальчик впервые познакомился с неким Володей – богатым и удачливым, как казалось Игорю, бизнесменом. Тогда Игорь и не думал, каким образом компания Володи получает деньги. Через несколько лет дружки Володи стали доверять Игорю некоторые секреты своей подпольной деятельности: банда занималась рэкетом, убийствами. Их невозможно было остановить. Сходив пару раз «на дело», Игорь понял, что власть денег преображает его, но лишает жизни людей. Дорога из криминального мира обратно была закрыта. Игорь знал, что в случае его отхода «от дела» - его убьют друзья Володи, а со стороны общества – он преступник, его осудят, быть может, это ещё хуже! Он решается на отчаянный шаг – сам расстреливает бандитов и, подделывая документы, живёт под чужим именем.
Ситуация 2. Олег с Татьяной дружили не так давно. Они познакомились в живописном парке, и в этот вечер решили вновь погулять там, прокатившись на лодке. Был будний день, стояла пасмурная погода, а потому в парке было безлюдно. Совершенно неожиданно лодка перевернулась, и ребята оказались в воде. Олег плохо плавал, и ему было страшно признаться в этом Татьяне. Девушка звала на помощь. Сумев с большим трудом добраться до берега, Олег крикнул, что он спасет Татьяну, и действительно побежал за помощью. Но вокруг никого не было. Добежав до выхода из парка, Олег понял, что его могут заподозрить в убийстве. О подобных ситуациях ему приходилось читать. Не лучше ли убежать совсем? Такое решение он принял окончательно, когда не увидел никого даже за пределами парка. Вечером ему позвонила мать девушки, которая ещё не знала, где Таня. Олег пояснил, что он уезжал, приехал недавно, а потому сам не знает, где может находиться его подруга. Труп девушки обнаружили через три дня. Если бы Олег оказал ей помощь, она была бы жива.
|
Ситуация 3.
Вероника была очень богата. Но врачи обнаружили у нее страшную болезнь. Почувствовав, что долго не проживет, девушка написала завещание своей подруге, которая всю жизнь за ней ухаживала. У Вероники не было никого из родственников. Но девушка не удостоверила документ у нотариуса, а потому он не обладал юридической силой. После её смерти документ обнаружили. И нотариус, дабы помочь подруге умершей, удостоверил документ задним числом. Получив наследство, подруга на радостях рассказала обо всём знакомой. Та от зависти решила проучить девушку. Она обратилась в милицию и суд с требованием наказать «аферистов».
Большинство жизненных ситуаций регулируется правом.
|
Общественные отношения
то, что регулируется только правом; мораль+право+другие социальные нормы; мораль+другие социальные нормы.
1. Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясняем черты какое место занимает право в системе социальных норм.
Слово «право» многозначно. Обычно оно используется в следующих значениях:
ПРАВО, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством;
В широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.
В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);
Регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.
Различают право
Публичное (субъекты не равны в правоотношениях, хотя бы один наделенвластью)
Частное (участники - равные деловые партнеры, затрагиваются их частные интересы)
Право -это
Возможность поступать определенным образом
Юридические нормы, выраженные в источниках права.
Между тем есть различные подходы к определению права.
Откройте учебник на стр.273 (Важенин с.279) прочитайте пункт № 1, выявите основные подходы к понятию права.
нормативно-правовой (нормативисткий) – право определяется как исходящая от государстве система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства
естественно-правовой – высоко ценится роль позитивного права, естественное право возникло объективно, из самой природы человека, общества. естественное право служит источником идей гуманизма, Свободы и справедливости.
интегративный – выражается в стремлении синтезировать разные подходы к праву и его определению. Однако выработка такого понятия, по мнению ученых, это дело будущего.
Поэтому нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «права» в современной науке является ключевым, мы будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать право в целом и его отдельные стороны как совокупность взаимосвязанных элементов
2.- 5.
Итак, мы рассматриваем право как целостную систему.
Система означает «целое», «составное из частей», «совокупность».
Приведите пример какого-либо объекта реального мира, который можно рассматривать как систему (Часы).
Сложной и открытой системой является право. Наша задача проанализировать его сточки зрения системного подхода.
Групповая работа
Для успешной работы разделимся на четыре творческие группы. каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем, представит результат своей работы.
Группа 1 работает с п. 2 параграфа 25 «Основные признаки права».
Группа 2 работает с п. 3 параграфа 25 «Право и мораль».
Группа 3 работает с п. 4,6 параграфа 25 «Система права, отрасль права»
Группа 4 работает с п. 5,7 параграфа 25 «Норма права, институт права»
Вопросы и задания для группы 1
Назовите важнейшие признаки права
Дайте характеристики признакам права.
Вопросы и задания для группы 2
Есть ли единство у исследователей относительно того, что первостепенно право или мораль?
Чем отличаются мораль от права?
Вопросы и задания для группы 3
Почему ученые относят право к саморазвивающейся системе?
Приведите примеры из истории, подтверждающие данное утверждение.
Чем отличается система права от отрасли права?
Вопросы и задания для группы 4
В чем сущность понятий норма права и институт права?
Какую роль они играют в праве как в системе? Ответ обоснуйте.
Презентация результатов работы групп.