Символы снега, холода, льда




СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫНАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

Русская роспись

 

Студент: ___________ Базалий В.Г._________________

(ФИО)

Группа ____________ ПОд/б 15-1-з ___________

 

Специальность ___дошкольное образование___

 

Севастополь

2020
Русская роспись


Г О Р О Д Е Ц К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: Нижегородская область (XIX в.губерния), город Городец

 

2. Материал первоосновы: деревянные донцы для прялок (дощечки, на которые садится прялица)

 

3. Способы украшения, материалы: Изначально донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее.

Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.

4. Виды продукции: сундуки, дуги, сани, сувениры, мебель, ключницы, посуда, детские игрушки и прочие предметы обихода.

5. Цветов фона

Ф О Н    

6. Цвет изображений

 

             

7. Цветовые сочетания

Ц В Е Т О В ЫЕ П Я Т Н А

 

 


8. Изображение цветов. Дать названия:

 

  Ромашка       Розан   Роза   Купавка
  Бубенчики         Ягодки    

 

9. Изображение листьев:

 

 

     
         

 

10. Изображение птиц:

 

 

       
       

11. Изображение лошади:

 

       

12. Композиция узоров:

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

- цветочная композиция;

- цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»;

- сюжетная композиция.

В цветочной композиции можно выделить наиболее распространенные типы орнамента:

- цветочная полоса;

- гирлянда;

- венок;

- ромб;

- букет.

13. Использование в ДОУ:

Возрастная группа Знакомить детей с образцами городецкой росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

þ старший возраст

þ Формы работы (конкретные названия, возр. гр.)

Знакомство с росписью: рассматривание изделий (при наличии) иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций; знакомство с элементами росписи (точки, дуги, капельки, линии, круги), цветовой гаммой.

Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками и кустиками, с городецкой купавкой, с городецким фазаном (петух), городецкой лошадкой.

В работе можно использовать различные рабочие тетради, раскраски, шаблоны.

Можно также использовать:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Дидактические игры.

4. Специально организованное обучение в форме занятий.

5. Работа с родителями.

@ Конспект одной из форм работы приложить.

Виртуальная экскурсия в музей Городецкой росписи (прилагается)

 

14. Ведущие мастера: Игнатий Андреевич Мазин, Игнатий Клементьевич Лебедев, Федор Семенович Краснояров, Иван Иванович Овешков, братья Мельниковы и Г. Поляков, И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков, Аристарх Евстафьевич Коновалов, Александра Васильевна Соколова.

15.

& Литература для чтения детям о промысле:

Маврина Т.А. "Городецкая живопись". - М.: Просвещение, 2003. - 145с.

Жегалова С.К. "Русская народная живопись". - М.: Просвещение, 2006.-54 с.

 

16.

& Методические статьи о Городецкой росписи:

 

1. Гребенкина Ирина Николаевна «Знакомимся с Городецкой росписью»

2. Соколова Ирина Юрьевна «Методика проведения уроков по городецкой росписи в начальной школе»

3. Пермякова Татьяна Евгеньевна Методическая разработка «Городецкая роспись: интересные занятия по декоративно - прикладной композиции»

4. Мария Кинешова «Методика изучения Городецкой росписи»

5. Жданова, Л. У. Методика обучения младших школьников городецкой росписи»

6. С. Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал. 2006 г.

7. Е. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса"

8. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.

9. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.

10. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2002. - 176 с.

 


Х О Х Л О М С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья. (Глибино, Шабаши, Хрящи, Безделы, Мокушино)

 

2. Материал первоосновы: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

 

3. Способы украшения, материалы: Роспись, золочение

 

4. Виды продукции: Посуда, утварь

5. Цветовая гамма (закрасить):

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь  

6. Изображение ягод:

 

Малинка Крыжовник Клубничка Брусничка
Смородинка Рябинка    

 

1. Изображение листьев:

 

2. Изображение цветов:

 

 

 

3. Изображение зооморфных мотивов:

 

 

 

4. Композиция узоров:

Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.

5. Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

Упражнение «Пианист»

Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т. е. с другой руки.

Упражнение «Новая волна»

Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

Упражнение «Скрепочка»

Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

Упражнение «Волшебные палочки»

Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

Упражнение «Ловкие шаги»

Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

Упражнение «Мельница»

Снова напрячь указательный и средний пальчики и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик. От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение. При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.

Упражнение «Шарик»

Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону.

 

6. Использование в ДОУ:

þ Возрастная группа старший дошкольный возраст

þ Формы работы (конкретные названия, возр. гр.)

· беседы о хохломской росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

· рассматривание элементов росписи;

· рисование основных элементов хохломской росписи в порядке усложнения;

· непосредственно – образовательная деятельность;

· познавательные рассказы воспитателей;

· просмотр презентаций и мультфильмов о хохломе;

· дидактические игры;

· чтение и заучивание стихотворений и загадок о хохломской росписи;

· раскрашивание плоскостных силуэтов посуды

@ Конспект одной из форм работы приложить.

«Посуда для Мишутки. Золотая хохлома»

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

Тип: итоговая, интегрированная.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

Художественное творчество:

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Познание:

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Коммуникация:

- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Организационный этап (3 мин).

(Под русские напевы дети заходят в группу).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, я очень рада Вас видеть. Приветствие. «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто пришел к нам сегодня сюда, (разводят руками)

«Здравствуйте, скажем дружно все вместе!» (Машут руками)

Мотивация деятельности.

(В группу забегает Маша). Добрый день, Маша! У тебя что-то случилось?

Маша: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я случайно, ну не совсем случайно разбила у Миши посуду.

Воспитатель: Да, Маша, Миша теперь огорчиться.

Маша: Ну так я и говорю, мне нужна ваша помощь. Помогите мне сделать новую посуду.

Воспитатель: Маша, конечно мы тебе поможем.

Маша: Только мне посуду надо красивую, ну она так еще называется (думает) хохолская, полхоская. А я лучше покажу (картинка посуды с хохломской росписью).

Воспитатель: Ребята, как называется такая посуда? (Хохломская).

2. Основной этап (24 мин)

Воспитатель: Да, ребята, натворила Маша дел. Надо ей помочь. Но прежде я хочу пригласить вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

- А вы идти со мной готовы? (Да) (Звучит тихая народная мелодия).

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Перед вами расписная деревянная посуда (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды). И чего здесь только нет:

Чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. (Дети рассматривают выставку).

Воспитатель. Ребята, чтобы помочь Маше надо побыть мастерами – умельцами? А для этого надо ответить на вопросы. Справитесь? (да)

Актуализация опорных знаний

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Радостное, весёлое и др.).

- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками! А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да). Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»- Умницы! Вы очень много знаете о Хохломе!

Открытие новых знаний

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – ни будь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Физкультминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель: Ну, вот мы и справились со всеми задания, теперь можете стать и мастерами – умельцами. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три, мастерами стали мы». (Дети проходят к своим столам и занимают свои места)

Закрепление опорных знаний.

Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

- С чего начнёте рисовать? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

- Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).

- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

- Молодцы, ребята, всё знаете!

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!(Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа).

Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Пока наши работы сохнут, можно и повеселиться. Машенька, послушай как наши дети поют веселые частушки.

3. Заключительный этап (4 минуты).

Воспитатель: А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд. (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ)

Анализ работ.

Воспитатель. Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.

Маша: Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).

Маша. Красота неописуемая! Мише обязательно понравится ваше творчество. Спасибо вам, ребята, за помощь.

Воспитатель: Ну, вот и нам пора превращаться обратно в ребят и возвращаться в группу. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три детьми снова стали мы». Вот вы опять превратились в ребят и оказались в нашей группе. Спасибо вам за помощь. Наше занятие подошло к концу.

7. Ведущие мастера:

Красильниковы – династия выдающихся хохломичей, в которой пять поколений занималось народным промыслом. А.В. Красильников написал книгу «Золотая хохлома». Георгий Матвеев – основал школу хохломской росписи в Семенове.

Степан Веселов – уже в 5 лет расписал первую ложку. Династия Гущиных, семья Лушиных.

 

8.

& Литература для чтения детям о промысле:

& Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.

& Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

& Вохринцева С. В. Гжель. Книжка-раскраска. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.

& Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. «Мозаика-Синтез», 1999.

9.

& Методические разработки по Хохломской росписи:

& Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

& Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

 



М Е З Е Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

  1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

 

  1. Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин)

 

  1. Способы украшения, материалы: Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

 

  1. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.

5. Цветовая гамма (закрасить):

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь  

 

6. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи

 

Символы засеянной земли

Символы воды, влаги

Символы снега, холода, льда

7. Изображение растительных мотивов:

 

 

 

8. Изображение зооморфных мотивов:

 

 

  1. Композиция узоров:

Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.

  1. Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

Для успешного исполнения народных росписей очень важно сразу научиться правильно держать и кисть руки и кисточку:

· Рука должна быть подвижна, как циркуль, поэтому кисточку держат не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально к поверхности.

· Средний палец лежит на железке, над ним указательный, а с другой стороны, между ними - большой палец.

· Безымянный при этом поджат, опора приходится на мизинец.

Удерживая кисточку в таком положении, попробуйте слегка прокручивать ее. Такой прием с прокручиванием используют в урало-сибирских росписях.

Поначалу с непривычки такая постановка руки может показаться неудобнй, а потом станет понятно, что по-другому традиционые приемы долго не получаются.

Кроме того, мастерами используются и варианты опор для рабочей руки:

· Планка - это рычаг, который легко переносит руку над рабочей поверхностью.

· При росписи мелких предметов удобен прием - замок - когда опорой для рисующей руки служит другая рука.

Упражнения по обучению технике свободного кистевого письма

Упражнения с массажными мячиками по методике Ермаковой И.А. я провожу перед началом занятий с детьми первого года обучения, чтобы разогреть и подготовить руки к работе, и во время занятий, чтобы снять усталость и напряжение.

  1. Использование в ДОУ:

þ Знакомить детей с образцами мезенской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

@ Конспект одной из форм работы приложить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: