Тема занятия: «Народное творчество – Мезенская роспись».




Цель: расширить представление детей о народном творчестве. Закрепить знание характерных особенностей Мезенской росписи. Приобщить детей к национальной культуре. Развивать чувство прекрасного, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с многообразием образов Мезенской росписи,

Развивающая:

- развитие композиционного мышления, воображения, способности фантазировать.

Воспитательная:

- расширить кругозор детей, приобщить их к народному искусству России, национальным особенностям, способствовать появлению интереса к прикладному искусству.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование:

. Ноутбук. Кисти беличье № 1, 2, 3

. Проектор. Простой карандаш

. Книги о Мезенской росписи. Стаканы с водой

. Альбомные листы А4. Тряпочки вытирать кисти

. Краска гуашь

Ход занятия

Вступительная часть.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие и познакомимся с новой росписью, которая называется – Мезенская.

- Давайте вместе, посмотрим что же это за волшебная роспись!

- Показ слайдов с изображением прялок, досок, туесков расписанных Мезенской росписью.

- Понравились вам расписанные доски и прялки?

- Скажите, какие цвета вы увидели в этой росписи?

- Кого художники изображали на досках?

Объяснение нового материала.

- Дети мы сейчас посмотрели изделия расписанные Мезенской росписью. Эта роспись получила своё название по имени местности, а точнее - реки. Река Мезень самая длинная из рек впадающих в Белое море, край этот северный, суровый.Здесь проживают народы Севера: коми-зыряне, оленеводы-самоеды, выходцы из новгородских и псковских земель – называющие себя – поморами.

Когда-то на Мезени, было немало богатых торговых сел, в которые съезжались на ярмарки многие жители тундры. На этих-то ярмарках и были представлены знаменитые прялки из села Палащелье, что на Мезени. От туда и берёт своё начало Мезенская роспись.

Мезенские земли – суровые, таёжные, сильно заболоченные. Это сейчас от Архангельска до города Мезени можно добраться на самолёте или поезде, а когда-то единственным путём сюда был санный

Прялки в России были предметом особого искусства, очень разнообразные, нарядные, расписные. Лен в северных краях родился лучше других земледельческих культур и неутомимые пряхи работали и дома и на посиделках в компании.

Так пели в старинной народной песне. На посиделки старались принести самые красивые расписные прялки, чтобы похвалиться друг перед другом.

Производством прялок и коробов в 19 начале20 веков занималось всё мужское население. Мальчиков уже с малых лет приучали к росписи. Прялку вытесанную топором осматривали, не грунтовали, а «красили» прямо по древесине. «Работали на две краски» которые делали сами. Красную – терракотовую, красно-оранжевую, получали из мергеля – береговой глины, разведённой на смоле лиственницы. А черную, делали также, только домешивали сажу. Смеси упаривали, и краска становилась прочной.

Кисточка – тиска – часто делалась из беличьего ворса, для контура использовали перо тетерева или глухаря. По окончании работы прялку протирали олифой.

Мезенская роспись – это орнаментальная роспись, поэтому в ней больше, чем в сюжетной росписи, запечатлено символического.

Крест – свет, ориентир, единство.

Круг – символ небесного начала, изображение солнца.

Квадрат – символ земли, поля вспаханные, засеянные с проросшими семенами.

Треугольник – энергия огня, «Мировая гора», условный центр мироздания.

Зигзаг – символ воды, волны.

Звери и птицы, а не человек – главные Мезенские герои. Даже у самих мезенских мастеров человечки получались хуже птиц лошадок и оленей.

Мезенские деревянные заготовки называют «бельё», чаще всего для заготовок выбирают дерево липу или берёзу реже ель да сосну. Перед росписью, деревянное изделие грунтуют и тонируют. До сих пор известны старинные рецепты грунтовки – картофельный крахмал или яичный белок.

-Дети, скажите как называется эта роспись?

-Какими красками нарисованы узоры?

-Какие животные чаще всего изображают в Мезенской росписи?

-Чем раньше рисовали рисунки?

-Какие символы вы запомнили?

Практическая часть.

Сегодня мы с вами нарисуем краской гуашь на бумаге доску по мотивам мезенской росписи с изображением коня. Для этого нам понадобиться красная и чёрная краска, средние и тонкие кисточки, тряпочки протирать кисти и простой карандаш.

Дети, сейчас я каждому раздам литок бумаги с изображением контура доски. Мы, проведём простым карандашом две горизонтальные линии для орнамента сверху доски и внизу.

Посмотрите, как это сделаю я. Теперь попробуйте повторить, старайтесь, чтобы линии были ровными. Нижний орнамент – бордюр мы будем украшать символами земли, а верхний линиями, зигзагами и крестиками.

- Как вы думаете, что в Мезенской росписи обозначает волнистая линия?

- А что обозначает кружок или точка?

- Посмотрите на таблицу, это элементы Мезенской росписи: звёздочки, пёрышки, крестики, капельки, ромбики. Из этих Элементов мы сейчас и составим орнаменты.

- Давайте повторим, что такое орнамент? Это повторение каких-либо элементов. Например, мы можем разделить нижний бордюр на квадраты, каждый квадрат это поле, а теперь нарисуем в каждом поле зернышко или семечко, а можно нарисовать росточек или корешок. Выберите, самостоятельно, кому что больше нравиться.

- Для украшения верхнего бордюра давайте возьмём элемент зигзаг или волна со спиралькой, украсим орнамент крестиками или кружочками. А может кто-то украсит капельками или ромбиками?

Проявляйте фантазию, используя элементы росписи, придумайте свой орнамент!

-Итак, простой карандаш можно отложить, сейчас мы с вами, как настоящие художники, будем расписывать нашу доску. Открываем чёрную и красную краски, берём среднюю кисть. Конь у нас будет красного цвета. Нарисуем его в центре нашей доски. Посмотрите внимательно, как это сделаю я.

- Сначала, красной краской, прямой линией рисуем живот, ровно по середине доски, затем, намечаем линию груди, пририсовываем холку, подрисовываем морду «топориком», закрашиваем туловище нашего коня красным цветом. Обратите внимание я не использую простой карандаш!

- Теперь наберите на кисть красную краску и еще раз вместе со мной рисуем нашего коня сразу краской. Смелее!

-Какие вы молодцы! Среднюю кисть можно отложить, берём тонкую кисточку, набираем чёрную краску и тонкой кистью добавляем графическую оживку, ноги, хвостик, гриву.

-Посмотрите на таблицу, лошадок можно рисовать по разному, у одних грива короткая, у других длинная, хвостик можно нарисовать прямыми линиями или волнистыми. Даже на коне можно сделать узоры. Только ножки у Мезенских лошадок тонкие, длинные.

- Попробуйте самостоятельно нарисовать вашему коню ножки, гриву и хвостик.

-Рядом с конём можно дорисовать ёлочку или цветок.

-Теперь осталось выполнить краской наши орнаменты.

Контрольный этап.

Пока дети дорисовывают орнамент, можно проконтролировать все ли успели прорисовать коня, правильно ли рисуют орнамент, вовремя подсказать, как можно исправить или улучшить работу.

Заключительная часть.

-Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вместе с вами посмотрим на ваши работы. Получились замечательные расписные кони, разные по характеру. У одних, серьёзные, у других весёлые, у кого-то худые, у кого-то упитанные, но главное очень нарядные праздничные! Какие доски вам понравились больше всего, у кого самый красивый орнамент? У кого самый красивый конь? (Педагог оценивает работы вместе с детьми стараясь найти в каждой что-то хорошее)

- Встаньте за своими стульчиками проведём физкультминутку. Давайте поскачем как наши лошадки, а теперь помашем крылышками как птицы. Молодцы!

-Пока наши работы подсыхают, уберём рабочее место. Кисти моем и вытираем о тряпочку, краски закрываем, выливаем грязную водичку, моем руки.

-До свидания ребята!

  1. Ведущие мастера: Семьи палащельских мастеров: Аксёновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы.

& Литература для чтения детям о промысле:

Величко. Н. Мезенская роспись. — АСТ-Пресс, 2014.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Малыш, 1988.

Маленькие чудеса. Под ред. Колпаковой Н.П. СПб. Детская литература,1981г.

& Методические разработки по Мезенской росписи:

Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.

Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.

Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе ДОУ. Нижний Новгород, 1995.


Русская роспись


П О Л Х О В-М А Й Д А Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

 

1. Место нахождения промысла: в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области

2. Материал первоосновы: при росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись.

3. Способы украшения, материалы: В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

4. Виды продукции: Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

5. Цвет фона

Ф О Н    

6. Цвет изображений

 

             

  1. Цветовые сочетания

Ц В Е Т О В ЫЕ П Я Т Н А

 

 


  1. Изображение листьев, веточек, ягод, бутонов, цветов.

 

 

 

  1. Изображение храмов, мельниц и домов:

 

 

 

  1. Изображение птиц:

  1. Изображение майданской розы:

 

 

  1. Композиция узоров:

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

 

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

 

В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

 

 

13. Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

 

Рис. Упражнения по методике Ермаковой И.А.

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами хохломской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

 

 

  1. Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами городецкой росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

@ Конспект одной из форм работы приложить.

Подготовил воспитатель: Михальчук Оксана Леонидовна

Программное содержание:

Образовательные:

- познакомить детей с росписью Полхов — Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: лепить, рисовать,играть, делать аппликации…

Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия,по мокрой бумаге, кляксография)

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети: «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит».

«Хорошая работа два века живет».

Воспитатель: Какие замечательные поговорки,а как вы их понимаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Посчитайте пожалуйста сколько слов в поговорке «Хорошая работа два века живет».

Дети: считают и отвечают (5 слов)

Воспитатель: Молодцы. правильно справились с заданием!

В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов.(Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).

Дети: Собирают картинки - пазлы.

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?

Дети: ответы (Филимоновские, Дымковские и Городецкие мастера росписывали изделия).

Воспитатель: Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Дети: ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,

Гжельская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья,лошади птицы).

Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

Фея Кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Использование ИКТ:

Королева кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Слайд №2:

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских.. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки.

Слайд№3

С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

Слайд№4

В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»

Слайд№5

Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

Слайд№6

С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Слайд№7

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.

Слайд№8,9

А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

Слайд№10

Рассмотрим основные элементы росписи:

Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

Ягоды: шиповник, черника.

Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.

Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

Физкультминутка.

Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?

Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?

Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать грибок- капилочку, и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.

Начинаем роспись с верхней части гриба.

-Берем кисть и красную краску Верхнюю часть шляпки отделяем дугой и закрашиваем.

-Подводим низ шляпки тонкой красной линией.

-Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.

-Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.

-Переходим к ножке гриба.- ватной палочкой рисуем слева овальную ягодку шиповника в верху ставим овальную точечку.

-Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.

-Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.

-Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.

-Кисточкой подводим красной линией низ гриба.

Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

Сейчас кисточкой вращаю.

В мастеров-художников вас превращаю!

Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои грибочки и кладем на стол в мастерскую.

Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!

Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)

Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

Кисточкой я поверчу,

В деток снова превращу!

Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? (Полхов- Майданской)

Вам понравилось быть мастерами?

А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.

Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!

  1. Ведущие мастера: П.Е.Казаков и Г.А.Авдюков.

 

& Литература для чтения детям о промысле:

Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001.

Альбом для раскрашивания. Под ред. Поливанова Ю., Москва, Малыш, 1986

 

17. Методические разработки по Полхов-Майданской росписи:

Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — С. 173. — 199 с.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.

Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: