На заготовке древесины при сплошных рубках главного пользования возможно применение валочных, валочно-пактирующих, валочно-трелевочных, валочно-сучкорезно-раскряжевочных машин и т.п. В условиях республики наибольшую перспективу широкого внедрения имеют валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины (харвестеры). Это связано с тем, что в Беларуси есть возможность разработки и производства этих машин внутри республики. Необходимость увеличения объемов сортиментной заготовки привлекает все большее внимание к данным машинам со стороны лесозаготовителей. Рассмотрим два способа разработки лесосек с применением харвестеров.
Необходимые подготовительные работы выполняются перед началом основных лесосечных работ. Опасные деревья на лесосеке спиливаются в процессе ее разработки.
Разработка лесосек по схеме, представленной на рисунке 12.12, осуществляется челночными движениями многооперационной машины в направлениях, перпендикулярных магистральным волокам. Машина, двигаясь по насаждению, валит и обрабатывает деревья на ленте, ширина которой равна двойному вылету стрелы манипулятора. Дойдя до конца ленты, машина производит холостой ход для разворота в обратном направлении и разработки прилегающей ленты и т.д.
Направление движения харвестера показано на схеме стрелками.
Сучья, срезаемые машиной, ложатся на волок (условный), которым является след машины, что улучшает проходимость техники при валке деревьев и вывозке сортиментов.
Рисунок 12.12 – Схема разработки лесосек многооперационными
машинами челночными ходами
Отпиливание сортиментов производится на свободные от сучьев места в кучи, складируемые по ходу машины.
Деревья с большим диаметром, валка которых машиной невозможна, валят и обрабатывают с помощью бензомоторной пилы.
Эффективное применение данной схемы возможно на лесосеках, где полная загрузка погрузочно-транспортной машины (форвардера) происходит при движении в одну сторону.
Безопасное расстояние между харвестером и форвардером должно составлять не менее 50 м и достигается соответствующим заделом разделанной на сортименты древесины. Подвозка сортиментов при этом производится по магистральным волокам, расположенным в конце лент или по существующим лесным дорогам до погрузочного пункта.
Складирование древесины на погрузочном пункте выполняется с учетом породной или размерно-качественной характеристики сортиментов.
Достоинством данного способа разработки лесосеки является минимальное количество холостых переездов харвестера, а к недостаткам можно отнести определенное время ожидания начала работы форвардера пока харвестер отдалится на безопасное расстояние.
Рабочие движения многооперационной машины при разработке лесосек по схеме, показанной на рисунке 12.13, можно условно назвать «круговыми». При работе по данной схеме каждый рабочий ход машины завершается холостым переездом на ленту с противоположного конца лесосеки. Ширина ленты равна двойному вылету стрелы манипулятора. Применение данной схемы целесообразно на лесосеках небольшой длины.
Рисунок 12.13 – Схема разработки лесосек многооперационными
машинами «круговыми» ходами
Достоинством данного способа разработки лесосеки является возможность работы форвардера сразу после переезда харвестера на противоположный конец лесосеки, а к недостаткам можно отнести много холостых переездов харвестера, что снижает его производительность.