Тема: «Листья и веточки. Роспись бочонка» Полхов – майдан № 1




Программное содержание: Учить рисовать элементы полхов-майданского узора. Знакомство с росписью и особенностью палитры. Закреплять знания детей о понятиях «ритм» и «узор». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование:

Наглядное: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; изделия Полхов-Майдана

Раздаточное: Силуэты бочонка, акварель, кисти, стаканчики с водой, черные фломастеры, простые карандаши, ластики.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибы.

Они не малы,

Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет.

Рисуют черным

На стеблях цветы,

И яркие краски

Сочны и просты.

- Ребята, как вы думаете, о какой росписи это стихотворение? (Ответы детей)

- Молодцы. Это Полхов-Майданская роспись.

Давайте рассмотрим изделия Полхов-Майданской росписи. (Рассматривают и отвечают на вопросы)

- Какие изделия вы видите?

· Что вы чувствуете, когда видите эти изделия?

· Что делает их красивыми?

· Какие элементы больше всего выделяются?

· Для чего нужно это изделие?

· Из чего оно сделано? Из каких материалов?

· Какие цвета присутствуют в росписи? Красиво ли сочетание цветов? Какие цвета (оттенки) самые главные?

· Какие элементы повторяются в росписи?

· Какие элементы в росписи главные? Почему?

· На какую геометрическую форму похожи элементы росписи?

· Где чаще можно увидеть это изделие?

· Ребята, я предлагаю вам сегодня стать полхов-майданскими мастерами и мастерицами, для этого я произнесу волшебные слова, а вы перед этим закройте глаза (дети выполняют):

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтоб заблестели анютины глазки.

Льется узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться.

- Теперь вы все полхов-майданские мастера и мастерицы, сегодня мы с вами украсим бумажный бочонок листьями и веточками

Работа над понятиями «узор», «ритм».

- Но сначала мы говорили об узоре. (Показывает узор.)

-Что это? (Ответы детей.)

- Верно, узор – это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.

- А кто помнит, что такое ритм? (Ответы детей.)

- Ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов.

Показ способа действия.

Делю бочонок на две равные части по горизонтали с помощью линии симметрии.

А теперь в каждой из частей нарисую одинаковые элементы – веточки листья с помощью простого карандаша. Будьте внимательны: все элементы надо расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии. Теперь сотру линию симметрии.

Теперь дорисую все элементы кистью так, как делают народные мастера Полхов – Майдана. Проработаю каждый из элементов росписи. У листочков не все буду закрашивать зеленым. Дополняю узор красной каймой и полосами.

Затем для того, чтобы узор был еще более нарядным, надо все элементы обвести черным цветом.

Рисунок закончен.

Ребята, мы с вами знаем, что Полхов-майданские игрушки-таратушки мастера везли на ярмарку, да непросто так, а с песнями и пляской

Физминутка «Поехали – поехали»

Поедем с вами весело! Поехали – поехали

В лес за орехами! (дети встают, маршируют)

Наклонились – собираем!

Потянулись вверх – срываем!

Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

Основная часть.

Дети рисуют. Воспитатель напоминает, если потребуется, о приемах рисования, об аккуратности, обращает внимание на плакат с полхов-майдановскими узорами. Индивидуальная работа.

Заключительная часть.

Воспитатель: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.

Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Дети: Полхов – Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов – Майданской росписи?

Дети: ответы

- Чтобы вы изменили в этой росписи?

Организуется выставка работ детей. Дети рассматривают бочонки, отмечают, аккуратность выполнения, схожесть орнамента с оригиналом.

Полх-майдан

Я в музее полх-майдана

Наслаждаюсь красотой.

На Руси красы не мало,

Это знаем мы с тобой.

Но лишь в Полховском Майдане

Мастера смогли понять,

Как же русский наш характер

Им в издельях предать.

В ярких красочных узорах

Щедрость, легкость, доброта.

Каждый их цветочек дорог,

В них России красота!

 

 

  1. Ведущие мастера:

П.Е.Казаков и Г.А.Авдюков.

& Литература для чтения детям о промысле:

Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001.

12. Методические разработки по Полхов-Майданской росписи:

 

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.

Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: