Участники процесса работы над «Книгой жизни»




Руководство к работе над «Книгой жизни»

Для специалистов

Введение

«Книга жизни» – это красочная и познавательная рабочая тетрадь, с помощью которой психолог помогает ребенку реконструировать собственный жизненный опыт и сформировать целостное восприятие самого себя.

В 2015 году «Книга жизни» была напечатана тиражом 2000 экземпляров и передана в детские учреждения. Предлагаемый текст является методическим руководством для специалистов (преимущественно психологов), которые будут работать с детьми по реконструкции их личной истории.

Запрос на получение печатной версии издания можно направлять на адрес: agerasimova@detinashi.ru. В запросе просим указать нужное количество изданий и контактные данные, а также описать имеющиеся ресурсы для работы по «Книге жизни».

Цель и задачи работы над «Книгой жизни»

Цель: Осознание ребенком целостной картины своей жизни.

Задачи:

1. Реконструирование событий жизни ребенка до попадания в учреждение.

2. Помощь ребенку в осознании и принятии своего настоящего.

3. Помощь ребенку в планировании своего будущего.

3. Содействие ребенку в развитии навыков саморефлексии.

4. Психологическая поддержка и поиск внутренних ресурсов.

Методическое значение «Книгой жизни»

Подготовленная «Книга жизни» – это напечатанная в типографии рабочая тетрадь, где в стандартизированном виде представлены задания для работы с ребенком по реконструкции его личного опыта. Акцент сделан на его прошлом, но темы настоящего и будущего также представлены.

Предлагаемая «Книга жизни» призвана восполнить дефицит психологических пособий для работы с воспитанниками учреждений для детей-сирот.

Актуальность работы над «Книгой жизни»

Попадая в учреждение, ребенок фактически лишается права «легитимно» говорить о своем прошлом. Персонал учреждения нередко демонстрирует негативное отношение к родителям и кровным родственникам воспитанников. Другая крайность, когда даже психологи, щадя чувства ребенка, могут не говорить с ним о его прошлом, опасаясь вторично травмировать («разбередить старые раны»). Происходит либо очернение, либо замалчивание важных для формирования идентичности ребенка тем – семья, род, отчий дом. По мнению известного клинического и семейного психолога Екатерины Жуйковой, учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это то место, где «семейных психологов должно быть особенно много». Фактическое отсутствие рядом с детьми их родителей и родственников приводит к информационно-смысловому вакууму и повышает значимость психолога, который может стать для ребенка настоящим проводником в его личную историю.

Описание «Книги жизни»

Оформление «Книги жизни»

По своему оформлению «Книга жизни» – это книжка-раскраска. Жизнь у всех детей (как и у всех людей) разная, мы постарались отразить это и в оформлении, отказавшись от цветных иллюстраций (кроме заглавных буквиц на обложке). Побуждайте ребенка самому раскрашивать сюжетные рамочки по краям страниц, полосные иллюстрации перед началом раздела, обложку! Просим только обеспечить ребенка хорошо заточенными карандашами и уверенностью, что у него все получится.

Структура «Книги жизни»

«Книга жизни» состоит из четырех разделов: «Мое прошлое» (стр. 11), «Мое настоящее» (стр. 39), «Мое будущее» (стр. 63), а предваряет работу над этими основными разделами вводная часть (стр. 1). Начинать нужно именно с вводной части. После того как она пройдена, ребенку предлагается самостоятельно выбрать, с чем ему работать дальше. Иногда детям бывает более безопасно начать с настоящего (или даже будущего), и только когда будет установлено доверие к ситуации (и к взрослому), подойти к теме прошлого. На стр. 10 «Мой план» написана инструкция, которую можно прочитать ребенку, чтобы определиться с последовательностью работы над разделами.

Чтобы было проще ориентироваться в том, где начинается и заканчивается каждый раздел, мы сделали у разделов цветные контуры – для каждого свой цвет:

вводная часть – коричневый,

«Мое прошлое» – синий,

«Мое настоящее» – зеленый,

«Мое будущее» – красный.

В конце каждого из основных разделов («Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее») мы оставили 4 свободные страницы (2 листа), справедливо полагая, что у каждого ребенка есть что-то особенное в своем прошлом, настоящем и будущем, чего не охватить общими для всех заданиями. Над чем еще поработать здесь с ребенком и о чем поразмышлять, может стать понятным в ходе работы над другими разделами. Если вдруг так окажется, что ни у вас, ни у ребенка нет никаких предложений, то просто оставьте эти страницы свободными. Придет время, и ребенок сам напишет там то, что посчитает нужным.

Структура страницы

Одна страница раздела – это, как правило, одно задание, где ребенку предлагается о чем-то вспомнить и поразмышлять, сделав рисунок, вклеив фотографию (или ксерокопию) и записав свои мысли. У всех страниц одинаковая структура. В верхней части приводится название задания, внизу (рядом со зверьком) – сам текст задания. С внешнего края страницы предложена сюжетная рамка, которую дети могут раскрашивать. Центральная часть страницы отведена для выполнения задания.

В смысловом значении две страницы одного разворота могут работать на одну тему (с небольшими нюансами): например, разворот 16–17 («Моя семья», «Древо рода»), стр. 50–51 («То, что я люблю», «То, что я не люблю»), стр. 66–67 («Моя будущая семья», «Мой будущий дом»). Рекомендуем не разделять на два разных занятия работу с близкими по смыслу парными заданиями.

Формат работы

Работать над «Книгой жизни» предлагаем в индивидуальном порядке. От соблазна усадить всех детей за парты и раздать им «Книги жизни» стоит отказаться. У детей в учреждении слишком много всего коллективного. Они коллективно учатся, коллективно отдыхают, коллективно принимают пищу. Работа один на один со специалистом, общение один на один с заинтересованным взрослым несет в себе важный смысл и дополнительную пользу для ребенка.

Групповую работу над некоторыми заданиями «Книги жизни» мы полностью не отрицаем. Интерактивный формат работы может подойти для заданий «Древо рода» (стр. 17), «Семейная реликвия» (стр. 29), «Семейная поваренная книга» (стр. 28), «То, что дает мне силы» (стр. 52), «То, что я могу» (стр. 53) и др. Но групповым занятиям по этим темам обязательно должна предшествовать индивидуальная работа над соответствующим заданием «Книги жизни». Вот, например, как можно построить работу по заданию «Семейная поваренная книга», объединив индивидуальную и групповую ее формы. Сначала нужно выполнить задание с ребенком – узнать у него любимое блюдо, найти и записать рецепт. Проведя эту предварительную работу с несколькими детьми (в индивидуальном порядке), можно устроить общее застолье, на котором ребята смогут сами приготовить и угостить друг друга разными вкусностями. Задание «Древо рода» также не исключает групповых форм работы. Сначала нужно составить генограмму с ребенком, а потом устроить «семейный вечер», где каждый воспитанник сможет рассказать о своей семье. При планировании такого формата можно продублировать изображение получившегося «древа рода» на большой лист (ватман, флипчарт), чтобы сделать более наглядной (и, возможно, более подробной) последующую презентацию. При групповой работе над этим заданием его также можно объединять с заданием «Я и люди моего рода» (стр. 18).

Участники процесса работы над «Книгой жизни»

Формат работы над «Книгой жизни» предполагает двух основных участников: ребенка и взрослого. Внесем несколько уточнений, которые имеют отношение именно к предлагаемой версии «Книги жизни».

1. Ребенок – воспитанник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Возраст от 7 до 12 лет (в отдельных случаях, которые мы оставляем на усмотрение специалистов, возможна работа с детьми от 5 лет).

«Книга жизни» может быть использована с детьми, оставшимися без попечения родителей, перешедшими на воспитание в замещающие семьи. Но и в данном случае мы также рекомендуем, чтобы работу по данной «Книге жизни» с ребенком осуществлял квалифицированный психолог.

2. Помощник – мы рекомендуем, чтобы в качестве Помощника при создании «Книги жизни» выступал квалифицированный психолог. Работа над «Книгой жизни» связана с проработкой личного опыта ребенка, в том числе травматичного. Специалист должен знать, как правильно отреагировать на те или иные проявления ребенка. Кроме того, часть заданий «Книги жизни» основана на известных психологических методиках, которые правильно провести и глубоко интерпретировать может только квалифицированный специалист.

Мы не рекомендуем отдавать ребенку предлагаемую «Книгу жизни» для самостоятельной работы. Участие взрослого при работе над «Книгой жизни» создает ту самую «зону ближайшего развития», когда у ребенка получается сделать что-то лучше и больше, чем у него получилось бы в одиночестве. Взрослый мотивирует ребенка к работе, подбадривает, поддерживает, дает дополнительные разъяснения к заданиям. Кроме этого, работа над некоторыми заданиями «Книги жизни» предполагает предварительную работу взрослого: сбор информации, поиск фотографий, изготовление ксерокопий с документов. Эту часть работы может делать социальный педагог учреждения, который не просто собирает и готовит необходимую информацию, но и в ряде случаев может выходить на личный контакт с ребенком при выполнении того или иного задания «Книги жизни».

Отдельно хочется обратить внимание на значимость обмена личным опытом между ребенком и Помощником. Если это будет естественно и органично для Помощника, можно делиться с ребенком и своими воспоминаниями о родителях, друзьях, семейных праздниках и пр. Это сделает контакт более надежным и расширит представления ребенка о мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: