III. Усвоение новых знаний.




Тема: «Завершение коренного перелома в войне. Курская битва».

Тип: Урок усвоения новых знаний

Цели:

Образовательная: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определить значение Курской битвы.

Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ.

 

Задачи:

Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа в ходе Великой Отечественной войны; на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

-понимания значения выражений «начало коренного перелома» и «коренного перелома» в ходе войны;

-определение влияния роли победы на Курской дуге на весь последующий ход войны.

Личностные:

–сформированность уважения к истории своей Родины, и понимание ценности человека, как двигателя истории.

Метапредметные:

–умение выделять причинно-следственные связи и формировать собственную законченную систему взглядов.

УУД (универсальные учебные действия), формируемые у студентов в ходе урока:

Личностные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- устанавливать связь между целью деятельностью и ее результатом.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах (карты, таблица);

- проводить анализ учебного материала, на основе обобщения знаний делать выводы;

- умение перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя полученные знания.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных и учебных ситуаций;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: Индивидуальная, фронтальная.

 

Основные понятия:

-коренной перелом

-стратегическая инициатива

-котел

-плацдарм

-форсирование

 

Оборудование:

- рабочие тетради.

- компьютер, проектор, экран.

- презентации «Курская битва», фото-видео приложения.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие студентов

Проверка готовности студентов к уроку

II. Актуализация знаний студентов

Преподаватель:

Откройте тетради, запишите дату.

Студенты:

Открывают тетради, записывают дату

 

Преподаватель организует формулировку темы урока c мотивирующим приёмом (приём «актуальности»), постановку цели урока студентами.

Организует планирование совместной деятельности.

 

Преподаватель: Итак, с начала войны фашисты потерпели поражение в великой Московской битве. Им нанесли сокрушительный удар у города Сталинград. После поражения в Сталинградской битве фашисты откатились на многие километры на запад. В результате боевых действий 1942 года и начала 1943 года в районе Курска образовался большой выступ, очень соблазнительная для немцев позиция – окружить и разгромить значительную группировку наших войск. (Показываем на карте).

 

Эвристическое задание студентам.

Попробуйте с помощью карты определить, где могли начать наступление немцы, где более предпочтительно главное наступление 1943 года, на которое поставлено так много в судьбе войны.

(Студенты анализируют карту, и определяют, что наибольшее стратегическое значение имел участок Советской Армии у Курска, который далеко вдавался в расположение немецких войск).

Вопрос: Что надеялись получить немцы? На что рассчитывали?

Ответ: - укрепить дух немецкого народа; прибавить немецкому солдату веру в победу; взять реванш за проигрыш под Сталинградом.

 

Преподаватель. Ответьте на вопросы, заполняя таблицу (в течение урока). Вопросы написаны на доске.

1. Какую цель ставили немцы при планировании операции?

2. Какие шаги предпринимало немецкое командование для подготовки наступления?

3. Какая новая техника появилась у Германии и Советского союза?

4. Назовите основное сражение Курской битвы?

5. Итоги.

6. Значение Курской битвы.

Проверка заполнения таблицы.

 

  Курская битва
Дата  
Название операции  
Цель  
Подготовленность  
Используемая техника  
Основное сражение  
Значение  

III. Усвоение новых знаний.

Преподаватель: В результате боевых действий 1942 года и начала 1943 года в районе Курска образовался большой выступ, очень соблазнительная для немцев позиция – окружить и разгромить значительную группировку наших войск. (Показываем на карте). Так родился замысел наступательной операции, которую Гитлер назвал «Цитадель». Для осуществления своих замыслов, фашисты сосредоточили здесь свои отборные силы – 50 дивизий (1 дивизия 12-24 тыс. человек = 1000000 человек).

Гитлер перед началом операции «Цитадель» говорил: «С сегодняшнего дня вы становитесь участниками крупных наступательных боев, исход которых может решить войну. Мощный удар, который будет нанесен Советской Армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от успеха этого сражения зависит все». Замысел операции состоял в том, чтобы двумя ударами из района Белгорода и Орла окружить и уничтожить Советские войска в Курском выступе.

Операция «Цитадель» немцами готовилась в строжайшей тайне. Но советское командование своевременно разгадало замысел врага. Уже с весны 1943 года началась подготовка оборонительных сооружений. Удалось затем установить точно до минут время перехода немецких войск в наступление. К Курску было направлено огромное количество боевой техники и солдат. С апреля по июль в районе Курского выступа соорудили восемь линий оборонительных рубежей. Главная полоса обороны представляла собой гигантскую дугу. С севера Курский выступ защищали войска Центрального фронта, которыми командовал генерал К. К. Рокоссовский. С юга Курский выступ защищали войска Воронежского фронта генерала Н. Ф. Ватутина.

Предложение Георгия Константинович Жукова – активная оборона, изматывание противника и переход в наступление. Предложение Константина Константиновича Рокоссовского – упреждающий удар.

Началась битва. Пошла в атаку новая боевая техника фашистов. Во время Курской битвы у них появились сразу два новых танка. Один из них фашисты назвали “тигр”, второй – “пантера”. Была у врагов и еще одна новинка – самоходное очень мощное орудие “Фердинанд”.

Советская разведка донесла, что немцы перейдут в атаку под Курском на рассвете 5 июля. Штабами Центрального (командующий – К.К. Рокоссовский) и Воронежского (командующий – Н.Ф.Ватутин) фронтов было принято решение произвести в ночь на 5 июля артиллерийскую контрподготовку, которая не нанесла большого ущерба противнику, но задержала начало его удара. Немецкие войска перешли в наступление около 6 часов утра. Броня немецких танков помогла им на некоторых участках пробить советскую оборону и вклиниться в боевые порядки частей Красной Армии. Передовые советские подразделения, которые не могли сдержать натиск «Тигров», не складывали оружия. Они продолжали сражаться, уничтожая пехоту противника.

Потерпев неудачу выйти к Курску с юга по кратчайшему пути, немецко-фашистское командование перенесло удар на Прохоровку. 12 июля 1943 года вблизи Прохоровки произошло небывалое танковое сражение, поддерживаемое большим количеством авиации и артиллерии. Одновременно с обеих сторон в нем участвовало более 1500 танков.

Бой под Прохоровкой сыграл роль поворотного момента в наступлении гитлеровских войск. Отныне инициатива окончательно перешла к советским войскам.

Самым страшным последствием любой войны является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: