Обследование состояния общей моторики.
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. | а/логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед вверх, в стороны, на пояс, б/повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного "запретного" движения | отметить качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое, 1 |
2. Исследование произвольного торможения движений. | маршировать и остановиться внезапно по сигналу, | отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу, |
3. Исследование статической координации движений. | а/ стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги, б/ стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5.секунд. | отметить: свободно удерживает позы или с напряжением раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу. |
4. Исследование динамической координации движений. | а/маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. - Хлопок производить в промежуток между шагами, б/выполнять' подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. | отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается, отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню. |
|
5. Исследование пространственной организации / по подражанию/. | а/ повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинетиз правого угла через центр по диагонали, обойти | отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения |
кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа, б/то же выполнять слева, в/по словесной инструкции проделать эти же задания. | ||
предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. |
7. Исследование ритмического чувства. | а/простучать за педагогом карандашом | отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедлен -ном по сравнение с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке: |
ритмический рисунок (I II, II III,I II II, II III II,I II III I,I II III I, III I III II), б/музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту /бубен, барабан и т. д. /, ребенок должен точно повторить услышанное | повторяет в ускоренном или замедленном по сравнение с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке |
|
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
Исследование произвольной моторики пальцев рук
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследование статической координации движений. | Все предложенные задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции | Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб напряженность, скованность движении, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); нарушение переключения от одного движения к другому; наличие синкинезии, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения |
а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в атом | ||
положении под счет о от 1 до 15 | ||
б) аналогично выполнить левой рукой | ||
в) выполнить это же задание на обеих руках одновременно | ||
г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в атом положении под счет (1-15) в такой же последовательности | ||
д) выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1-15) в той же последовательности | ||
ж) выставить второй и пятый пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз) | ||
з) сложить первый и второй пальцы в кольцо на обеих руках од повременно (5-8 раз) | ||
и) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз | ||
к) положить третьи пальцы на вторые на обеих руках (5-8 раз |
|
2. Исследование динамической координации движении | а) выполнить, под счет пальцы сжать в кулак разжать (5-8 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз | |
б) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе (ладони), другая сжата в кулак (5-8 раз) | ||
в) сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз) | ||
г) попеременно соединят все пальцы руки с большим пальцем сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно |
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫМОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК