Практические занятия по МикОМ для групп НОб-32зп, 33зп (5 семестр)
Практическое занятие 2 (4 часа)
Тема занятия: Типы уроков «Окружающего мира». Специфика их организации.
Цель занятия: выявить специфику организации разных типов уроков; формировать умение планировать и анализировать данные типы уроков.
Ключевые понятия: урок, структура урока, типы уроков, вводный урок, обобщающий урок, комбинированный урок, предметный урок.
План
Информационно-содержательный блок
1. Структура учебных занятий по курсу «Окружающий мир». Раскройте функциональную значимость каждого структурного компонента.
2. Традиционная типология учебных занятий по курсу «Окружающий мир».
3. Особенности содержания и структуры вводного урока в курсе «Окружающий мир». Виды вводных уроков.
4. Особенности содержания и структуры обобщающего урока в курсе «Окружающий мир».
5. Особенности содержания и структуры комбинированного урока в курсе «Окружающий мир».
6. Сущность и структура предметных уроков в курсе начального естествознания.
Методика их проведения.
7. Дидактическое оснащение предметных уроков по изучению растений и животных.
Организационно-практический блок
1. Сравните структуру обобщающего урока по теме и по курсу. Что у них общего, чем отличаются?
2. Проанализируйте разработку 1-2 учебных занятий «Окружающего мира» и ответьте на вопросы:
· Какие структурные части урока выделили составители разработок? Предложите свой вариант структурирования разработок.
· К какому типу относится урок? По каким признакам вы это определили?
· Какие способы постановки учебных задач и мотивации учебной деятельности предложены в разработке?
|
· Какие методы планируется использовать на уроке? К какой группе они относятся?
· Каково соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся?
Используемые материалы:
Разработка уроков в методических пособиях или поурочных разработках, в учебниках по «Методике преподавания естествознания»; разработки, размещенные в Интернете.
3. Определите, какие типы уроков выделяют в различных УМК. Ответы запишите в табл. 1 (если этот тип урока применяется в данной системе, то поставьте знак «+» в соответствующей графе; применяется часто – «++»; применяется чаще других «+++»).
Таблица 1
Типы уроков в вариативных курсах «окружающего мира».
Тип урока | Авторы курса «Окружающий мир» | |||
А.А. Плешаков | А.А. Вахрушев | О.Т. Поглазова | Н.Ф. Виноградова | |
Вводный | ||||
Комбинированный | ||||
Предметный | ||||
Обобщающий | ||||
Нестандартный |
4. Начните составлять методическую картотеку по проблеме «Урок окружающего мира». Подготовьте аннотации статей журнала «Начальная школа» за 2010–2017 гг. по проблеме организации комбинированных, предметных, вводных и обобщающих уроков по изучению окружающего мира с младшими школьниками.
5. Разработайте план-конспект комбинированного урока (программа и тема по выбору студента).
План-конспект урока по Окружающему миру
Пояснительная записка
1. Класс:
2. Тема урока:
3. Место темы в учебном плане:
4. Программа:
5. Ресурсы урока:
6. Цель урока:
7. Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
|
личностный результат
регулятивные УУД
познавательные УУД
коммуникативные УУД
8. Тип урока:
9. Способы оценки:
10. Материально-техническое обеспечение:
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
6. Выделите виды предметных уроков. Оцените их роль в формировании у младших школьников универсальных учебных действий. Выявите трудности в подготовке, организации и проведении предметных уроков.
7.Ознакомьтесь с организацией и проведением демонстрационных и лабораторных опытов. Сформулируйте основные требования к их подготовке и постановке.
8. Проследите по программам и учебникам А.А. Плешакова, А.А. Вахрушева, Н.В. Виноградовой, О.Т. Поглазовой (распределить программы между студентами группы) порядок и тематику проведения предметных уроков по изучению растений. Укажите страницы учебника, где проводятся практические работы и опыты с ботаническим материалом. Определите необходимое оборудование и материалы, которые используются при проведении этих уроков.
Практическое занятие 4
Тема занятия: Методика организации и проведения экскурсий.
Цель занятия:ознакомиться с методикой проведения различного типа экскурсий с детьми младшего школьного возраста; выявить специфику экскурсии как формы обучения; формировать умение планировать экскурсию, определять цели, этапы и задачи каждого этапа, составлять план-конспект с учетом возможностей детей и конкретных природных или социальных условий.
|
Ключевые понятия: экскурсия, виды экскурсий, фенологическая экскурсия, предметная экскурсия, комплексная экскурсия, социальная экскурсия, исследовательская экскурсия.
План
Информационно-содержательный блок
1. Экскурсия – одна из форм изучения окружающего мира. Значение и специфика учебных экскурсий.
2. Типология экскурсий.
3. Этапы проведения экскурсии в природу и на производство.
4. Требования к проведению и организации экскурсий.
5. Методика проведения исследовательской экскурсии при изучении окружающего мира.