КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В СССР: ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ, ИТОГИ.




Практическая работа №2.

Тема: Триада социалистических преобразований в СССР «Индустриализация, коллективизация, культурная революция».

Задание: Прочитайте материал, составьте таблицу:

Социалистические преобразования содержание итоги
     

ПРОВЕДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В СССР

К концу 1925 г. народное хозяйство страны было восстановлено. Важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, преодоление технической отсталости, обеспечение экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию провозгласил XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 г. Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В документах съезда обосновывалась потребность в максимальном развитии средств производства (группа "А"). Источниками средств для индустриализации являлись: доходы легкой промышленности и сельского хозяйства; прибыль государственной монополии на внешнюю торговлю, налоги с нэпманов и займы государства у населения. Важным источником ресурсов для проведения индустриализации стал трудовой энтузиазм трудящихся, который проявился в массовом "социалистическом соревновании": в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.). Индустриализация осуществлялась в годы довоенных пятилеток: первой - 1928-1932 гг., второй - 1933-1937 гг. Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина. Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы "Б". За годы первых двух пятилеток были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др. Было построено 8900 предприятий союзного значения. Среди крупнейших предприятий, введенных в строй, были: Днепрогэс (1932 г.), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.), три тракторных завода (Сталинградский - 1930 г., Харьковский - 1931 г., Челябинский - 1933 г.), заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове - на - Дону (Ростсельмаш - 1930 г.) и комбайностроения в г. Запорожье, Кузнецкий угольный бассейн, Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва - Волга и многие оборонные заводы. Рост промышленного производства в 1930-е годы в среднем составлял 15 - 18% в год. Такие высокие темпы роста были обеспечены низким стартовым уровнем и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного роста. Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США. Однако политика индустриализации мало затронула другие отрасли. Ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Не хватало подготовленных кадров во всех отраслях производства. Индустриализация обеспечивала полную занятость трудоспособного населения. К 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована, закрылась последняя биржа труда. В конце 30-х годов И. В. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В СССР: ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫПРОВЕДЕНИЯ, ИТОГИ.

Коллективизация сельского хозяйства СССР - это объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путем производственного кооперирования. Хлебозаготовительный кризис 1927 - 1928 гг. (крестьяне сдали государству в 8 раз меньше хлеба, чем в предыдущем году) поставил под угрозу планы индустриализации. XV съезд ВКП (б) (1927 г.) провозгласил коллективизацию основной задачей партии в деревне. Проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов, которым предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой. В ноябре 1929 г. была опубликована статья Сталина "Год великого перелома", означавшая отказ от принципа добровольного вступления в колхоз и переход к насильственной коллективизации. Цели коллективизации:

· увеличение вывоза зерна для обеспечения финансирования индустриализации;

· осуществление социалистических преобразований в деревне;

· обеспечение снабжения быстро растущих городов.

Темпы проведения коллективизации:

· весна 1931 г. - основные зерновые районы (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ);

· весна 1932 г. - Центральная Черноземная область, Украина, Урал, Сибирь, Казахстан;

· конец 1932 г. - остальные районы.

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств - раскулачивание. Прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы. Весной 1930 г. начались антиколхозные выступления (более 2 тыс.). В марте 1930 г. Сталин опубликовал статью "Головокружение от успехов", в которой возложил ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти. Большинство крестьян вышло из колхозов. Однако уже осенью 1930 г. власти возобновили насильственную коллективизацию. Коллективизация была завершена к середине 30-х годов: 1935 г. в колхозах - 62% хозяйств, 1937 г. - 93%. Последствия коллективизации были крайне тяжелыми:

· сокращение валового производства зерна, поголовья скота;

· рост экспорта хлеба;

· массовый голод 1932 - 1933 гг., от которого умерло свыше 5 млн. человек;

· ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства;

· отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда.

Политическое развитие в 1930-е годы. Формирование культа личности Сталина.

К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, имевший ряд общих черт с подобными режимами в других странах. Во главе тоталитарного режима стоит единоличный лидер харизматического типа, принимающий все важнейшие решения. В 1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Государство нуждалось в послушных исполнителях, поэтому поощрялась уравнительная психология. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались малоосуществимыми. Общая грамотность и квалификация тружеников были еще низки. Происходило отчуждение людей от собственности и реальной власти. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях ревозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам федерализма, независимости, суверенитета.

Культурная революция

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

Цели

· Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

· Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

· Ликвидация безграмотности

· Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

· Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

· Отказ от культурного наследия прошлого

Мероприятия

· 23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.

· Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью: Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения(государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.

· Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

· Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.

· Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: «Грамотный обучи неграмотного»»

· Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).

· Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

· Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.

· Активно привлекались к работе учёные царской России.

· Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе » (обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

· С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа»: «Академическое дело» (дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» (о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).

· С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.

· Создан Пролеткульт(работал с 1917-1932).

· В искусстве был утверждён единый метод - социалистический реализм.

Итоги

· К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.

· Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.

· Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.

· Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.

· Введено бесплатное всеобщее начальное образование

· Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет

· Унификация культурной и духовной жизни в стане

· В годы первых пятилеток(1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука, учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев – добились мирового признания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: