1. Экономическим преобразованиям Петра I предшествовала
1) реформа А. Ордина-Нащокина
2) достройка Немецкой слободы
3) введение бессрочного сыска беглых крестьян
4) создание губных изб
2. Отметьте мероприятие внутренней политики Петра I.
1) создание коллегий
2) открытие Славяно-греко-латинского училища
3) ликвидация местничества
4) ликвидация Земского собора
3. Какой документ был издан в годы правления Петра I?
1) Синопсис 2) Домострой 3) Табель о рангах 4) Соборное уложение
4. Тайная канцелярия занималась
1) мануфактурной промышленностью
2) морским флотом
3) политическим сыском
4) поиском новых месторождений железной руды
5. Установите соответствие между историческими личностями и их
деятельностью.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЛИЧНОСТИ 1) первый губернатор Петербурга
А) П. Ягужинский 2) местоблюститель патриаршего престола
Б) А. Меншиков 3) глава Коллегии иностранных дел
В) С. Яворский 4) генерал-прокурор
6. Основная территориально-административная единица России в ходе реформы Петра I называлась
1) уездом 2) губернией 3) пятиной 4) гетманством
7. Расположите в хронологической последовательности события.
1) «Дело» царевича Алексея 2) Великое посольство
3) создание Сената 4) издание «Табеля о рангах»
8. Сословный орган, созданный Петром I для управления городами,
назывался
1) дума 2) магистрат 3) губная изба 4) совет
9. Установите соответствие между событием и датой.
СОБЫТИЕ ДАТА
А) восстание под руководством 1) 1707 г.
К. Булавина 2) 1710 г.
Б) присвоение Петру I титула «император» 3) 1714 г.
В) указ о единонаследии 4) 1721 г.
10. «Табель о рангах» была издана в
1) 1711 г. 3) 1722 г.
2) 1714 г. 4) 1724 г.
11. Расположите в хронологической последовательности события.
1) указ о единонаследии 2) создание коллегий
3) губернская реформа 4) прекращение деятельности Боярской думы
12. Все чиновники были разделены на 14 разрядов и, начиная с 8-го разряда, могли получить потомственное дворянство в соответствии
1) с указом о единонаследии 2) с «Табелью о рангах»
3) с указом о престолонаследии 4) с реформой городского самоуправления
13. Расположите в хронологической последовательности события
1) сражение у о. Гренгам 2) создание Сената 3) издание «Табеля о рангах»
14. Установите соответствие между историческими личностями и их
деятельностью.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
А) Н. Зотов
Б) А. Шеин
В) Ф. Лефорт
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) «дядька» царевича Петра
2) руководитель Великого посольства, военачальник
3) дипломат
4) командующий русской армией во втором Азовском походе
15. Расположите в хронологической последовательности события.
1) прекращение патриарших выборов
2) начало строительства Петербурга
3) взятие Азова
4) создание потешных полков
16. Прочитайте фрагмент из сочинения историка С.Ф. Платонова:
«Нравы этой эпохи и особенности окружавшей Петра среды обусловили несколько грубоватый характер веселых отдохновений Петра. Не довольствуясь семейными вечеринками в... слободе, Петр любил кутнуть в холостой компании. С этой компанией Петр устраивал иногда сумасбродные забавы (например, публично в 1694 г. отпраздновал свадьбу шута Тургенева с шутовским церемониалом). На святках с ней Петр ездил веселиться в дома своих придворных». На месте пропуска вставьте слово.
1) Немецкой
2) Стрелецкой
3) Кожевенной
4) Хамовной
17. Верны ли следующие утверждения?
А. Согласно петровскому указу о единонаследии вотчины уравнивались с поместьями.
Б. При Петре I был установлен новый порядок престолонаследия - по завещанию правящего монарха.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
18. Установите соответствие между коллегиями и их функциями.
КОЛЛЕГИЯ
1) Штатс-коллегия
2) Иностранная коллегия
3) Адмиралтейская коллегия
4) Вотчинная коллегия
ЗАНЯТИЯ
А) учет расходов казны
Б) ведение дипломатических переговоров
В) набор рекрутов
Г) контроль за поместными землями и крепостными
Д) организация флота
19. Кто из политических деятелей связан с реформами Петра1?
А. А.С. Матвеев
Б. А.Д. Меншиков
В. П.А.Толстой
Г. П.П. Шафиров
Д. В.В.Голицын
20. Кто имел право беспошлинно носить бороды при Петре1?
1) крестьянство
2) духовенство
3) старообрядцы
4) купцы
21. Установите последовательность реформ Петра I.
А) учреждение Правительствующего Сената
Б) начало взимания подушной подати
В) принятие «Духовного регламента»
Г) разделение России на губернии
22. Установите соответствие между понятиями и определениями. Полученный ответ впишите в таблицу:
ПОНЯТИЯ
1) протекционизм
2) ассамблеи
3) рекруты
4) меркантилизм
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) право государства распоряжаться определенными товарами
Б) регулярные войска
В) политика защиты внутреннего рынка страны от конкуренции иностранцев
Г) собрания-балы для аристократов
Д) превышение вывоза над ввозом товаров
23. Прочитайте фрагмент сочинения историка С.Ф. Платонова:
"Самоучкой или под случайным руководством он познакомился с военными и математическими науками, с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили и без того сильное тело. Напряженные физические и умственные работы вызывали, как реакцию, стремление отдохнуть и повеселиться». О каком правителе идет речь?
1) Федоре Алексеевиче
2) Петре Алексеевиче
3) Петре Федоровиче
4) Павле Петровиче
24. Верны ли следующие утверждения?
А. При Петре I был учрежден Правительствующий Сенат во главе с генерал-прокурором.
Б. В 1708 г. Россия была разделена на крупные административные единицы-уезды.
1} верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
25. Установите соответствие между коллегиями и их занятиями.
КОЛЛЕГИИ
1) Камер-коллегия
2) Берг-коллегия
3) Мануфактур-коллегия
4) Коммерц-коллегия
ЗАНЯТИЯ
А) производство сукна и полотна
Б) организация внутренней и внешней торговли
В) контроль за доходами казны
Г) металлургическая и военная промышленность
Д) набор рекрутов
26. Какие новые государственные органы и должности появились в России при Петре I?
А) губернаторы
Б) Синод
В) воеводы
Г) магистраты
Д) приказы
27. Историк С.Ф. Платонов писал о военной реформе Петра I:
«Петр видоизменил организацию войск. Воспользовавшись старым военным материалом, он сделал регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной организации (только малороссийские и донские казаки сохранили старое устройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять войска. Только в этом отношении он и может считаться творцом новой русской армии. Как именовалась воинская повинность, введенная Петром I?
1) стрелецкая
2) казачья
3) рекрутская
4) даточная
28. Установите последовательность важнейших реформ Петра I.
А) приписка крестьян к заводам
Б) принятие указа о единонаследии
В) учреждение Сената
Г) издание «Духовного регламента»
29. Какой основной налог с податных сословий был введен при царе Петре в 1724 г.?
1) посошное обложение
2) налог на соль
3) подушная подать
4) государево тягло
30. Когда был создан Сенат?
1) в 1697 г. 2) в 1702 г. 3) в 1711 г. 4) в 1721 г.
31. На сколько губерний была разделена Россия согласно Областной реформе?
1)на 8 2) на 15 3) на 25 4) на 50
32. Что такое протекционизм?
1) поощрение развития промышленности и торговли при соблюдении активного внешнеторгового баланса, преобладаний вывоза товаров из страны над их ввозом
2) политика государства, направленная на защиту отечественной промышленности путем введения высоких таможенных пошлин на импортируемые товары
3) защита границ государства с помощью военной силы
4) государственное регулирование мануфактурного производства
33. Церковная реформа Петра I привела к
1) повышению самостоятельности Русской православной церкви
2) подчинению церкви государству
3) слиянию православной и католической церквей на территории России
4) выборам нового патриарха на церковном Соборе
34. Прочитайте характеристику документа, принятого в правление Петра I, и укажите его название.
«Он вводил иерархическую лестницу из 14 чинов, по ступенькам которой должен был взбираться чиновник в зависимости от своих способностей, знаний и усердия. Установленный порядок продвижения по службе обеспечивал представителям неродовитого дворянства быстрое получение высоких чинов. Открывалась возможность для проникновения в ряды дворянства выходцев из "подлых сословий". Все, кто получил первый офицерский чин на военной или морской службе, становились потомственными дворянами. На гражданской службе потомственное дворянство предоставлялось с восьмого класса (коллежский асессор)».
1) Генеральный регламент 2) Табель о рангах
3) Уложение о службе 4) Указ о майорате
35. Какое событие произошло в 1705 г.?
1) введение подушной подати
2) восстание под руководством К. Булавина
3) Астраханское восстание
4) принятие Таможенного тарифа
36. Какой город к концу правления Петра I был крупнейшим торговым портом?
1) Архангельск 3) Выборг
2) Санкт-Петербург 4) Рига
37. Кто такие «посессионные крестьяне»?
1) крестьяне, направленные на строительство Санкт-Петербурга
2) общее название рабочих на промыслах и в промышленности
3) крепостные крестьяне, купленные без земли для работы на мануфактурах
4) крестьяне, принадлежащие царской семье
38. Два царя, Иван и Пётр, оказались на русском престоле
1) в результате восстания стрельцов
2) согласно завещанию Алексея Михайловича
3) по решению царя Федора Алексеевича
4) после свержения власти царевны Софьи
39. Прочитайте отрывок из обращения Сената и укажите дату, когда оно было принято.
«Всемилостивейший государь! Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству, яко самодержцу, вся [власть) принадлежит, однакож в показание и знак нашего истинного признания... помыслили мы... принесть свое прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого...»
1)1709 г. 2) 1711 г. 3) 1721 г. 4) 1724 г.
40. Когда была введена Табель о рангах?
1) в 1701 г. 2) в 1710 г. 3) в 1711 г. 4) в 1722 г.
41. Какую должность занимал П.И. Ягужинский?
1) генерал-прокурор Сената 2) обер-прокурор Синода
3) глава Адмиралтейства 4) гетман Украины
42. Кто такие фискалы?
1) чиновники, следившие за законностью действий учреждений и отдельных лиц
2) сборщики податей
3) тайные агенты спецслужбы
4) низшие офицеры на флоте
43. Что стало причиной принятия Петром I Указа о престолонаследии?
1) большое число иноземных претендентов на русский престол
2) необходимость ввести порядок наследования по прямой линии среди сыновей Петра I
3) желание царя, чтобы престол наследовался только по мужской линии
4) борьба Петра I с сыном царевичем Алексеем, вокруг которого группировалась оппозиция
44. Прочитайте характеристику исторического деятеля и укажите его имя.
«Лишенный знатных предков, он с лихорадочной поспешностью стремился восполнить пробел в своем родословии. Каких только чинов и званий он не нахватал! Утолив непомерную жажду к славе, он начал удовлетворять жажду к деньгам....Брал без зазрения совести все, что плохо лежало. Датский посол Юст Юль заметил, что он "во всем, что относится до почестей и до наживы, является ненасытнейшим из существ, когда-либо рожденных женщиною"».
1) Б.П. Шереметьев 2) П.П. Шафиров 3) П.А. Толстой 4) А.Д. Меншиков
45. Когда Петр I стал самостоятельным правителем?
1) в 1682 г. 2) в 1689 г. 3) в 1695 г. 4) в 1700 г.
46. Кто владел металлургическими и оружейными мануфактурами на Урале?
1) Строгановы 2) Пётр I 3) А.Д. Меншиков 4) Демидовы
47. Характерной чертой реформы городского управления было
1) появление выборных бурмистров и ратманов
2) предоставление всем жителям городов, независимо от имущественного положения, права выбора местного самоуправления
3) подчинение городов власти воевод и наместников
4) подчинение городского управления Юстиц-коллегии
48. Что относится к социально-экономическому развитию России в первой четверти XVIII в.?
1) быстрое развитие капиталистических отношений
2) упадок мануфактурной промышленности
3) сохранение крепостнического характера экономики
4) активные торговые отношения с Центральной Азией и Индией
49. Перепись населения 1710 г. привела к
1) введению рекрутской повинности
2) введению подушной подати
3) введению подворной подати
4) распространению налогообложения на женщин
50. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
А. Восстание горожан Астрахани
Б. Бунт стрелецких полков, массовые казни стрельцов
В. Основание Санкт-Петербурга
Г. Смерть патриарха Адриана, назначение митрополита С. Яворского местоблюстителем патриаршего престола
51. Установите соответствие между коллегиями и их функциями.
КОЛЛЕГИЯ
А. Берг-коллегия Б. Адмиралтейств-коллегия В. Камер-коллегия
ФУНКЦИИ
1) Управление казенной промышленностью
2) Осуществление казенных сборов, управление государственными доходами
3) Управление морским ведомством
4) Управление горным ведомством
52. Кто из перечисленных исторических деятелей был сподвижником Петра I?
1) Б.М, Морозов 2) Ф.Я. Лефорт 3) И.С. Мазепа
4) Б.П. Шереметьев 5) В.В. Голицын
53. Прочитайте характеристику государственного органа и напишите его название.
«Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально — 8 человек). В его состав входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Он не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом; учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, это было высшее судебное, управленческое и законосовещательное учреждение, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом».
54. Что из перечисленного вывозилось из России в качестве товара в первой четверти XVIII в.?
1) уголь 2) шёлк 3) металл 4) лён 5) лес
55. Прочитайте описание восстания и напишите имя его руководителя.
«К 1707 году поток беглых из центра настолько усилился, что правительство, получая многочисленные жалобы владельцев беглецов и донесения окраинных городов об усилении разбоев и передвижениях масс беглых, предприняло в общем-то обычную для тех времен полицейскую акцию — отправило летом 1707 года отряды "сыщика" княз Ю.В. Долгорукого, которому было предписано освидетельствовать и вывезти беглых крестьян с Дона в Россию по, конвоем. Долгорукий действовал согласно указу, но с особой жестокостью....По-видимому, действия Долгорукого имели большой общественный резонанс и стали той искрой в пороховом погребе, которая и привела к взрыву — в ночь на 9 октября <...> окружил с двумя сотнями человек место ночлега Долгорукого и перебил весь его отряд. Вскоре были уничтожены и другие отряды сыщиков, а стоящие во главе их офицеры — казнены».
56. Установите соответствие между промышленными центрами и их специализацией.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР
А. Санкт-Петербург Б.Урал В. Москва
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
1) Машиностроение 2) Металлургия
3) Текстильное и парусно-полотняное производство 4) Судостроение
57. Из записок Е.Р. Дашковой.
«Он был гениален, деятелен н стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали надето разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть... Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков... Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами,..».
С1. О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у власти?
С2. Какие качества личности правителя отмечены в тексте документа? Укажите не менее двух положительных и не менее двух отрицательных качеств.
СЗ. Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, самобытного характера предков? Приведите не менее трёх положений.
58. Из работы И.С. Аксакова.
«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык — всё было искажено, изуродовано, изувечено...»
Из сочинения С.М. Соловьева,
«Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился вождём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в каком она находилась до сей поры...»
Из исторического труда В.О. Ключевского.
«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству. «Россию поднял на дыбы»...».
С1. О каком правителе идёт речь в источниках? В чём суть позиции И.О. Аксакова?
С2. На основании текста документа раскройте отношение С.М. Соловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений.
СЗ. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трех положений.
59. Из исторического источника.
«...1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчнн и поместий, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.
2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет... То же разумеется и о дочерях».
С1. Как называется документ, отрывок из которого приведён? Когда
и кем он был принят?
С2. Приведите не менее трёх положений, раскрывающих суть документа.
СЗ. Кто из русских монархов отменил этот закон? Какие законы, принятые в то же время, тесным образом примыкали к указанному документу? Назовите не менее двух законов.