Тема: Современная поэзия.




Учебная группа: КДБ-3.

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

E-mail: tichom57gmail.com

Тема: Современная поэзия.

 

Современная поэзия – многостилевое и разнополярное явление, представленное творческими поисками, разными в жанровых, стилевых (реалистический, неоромантический, модернистский, постмодернистский) и тематических аспектах.

Виктор Александрович Соснора дебютировал как поэт в 1960 году, после выхода первой книги стихов «Январский ливень» (1962) стал профессиональным литератором. Большинство произведений В.Сосноры не печатались на родине как по политическим мотивам, так и ввиду их чрезвычайной поэтической сложности. За границей же поэт был давно известен, издал более 20 книг. Только в 1990-е годы в Санкт-Петербурге вышло несколько книг, где многие произведения автора были опубликованы впервые.

Каждая из книг В.Сосноры обладает своим внутренним сюжетом: например, «Ямбы, темы, вариации» - интертекстуальные переклички с А.Пушкиным, М.Лермонтовым, О.Уайльдом, Б.Пастернаком, В.Маяковским; «Хроника - 67» - цикл сюрреалистических поэм о действительности, написанных свободным стихом и проникнутых сарказмом; «Верховный глас» - роман в стихах о трагической любви.

Опираясь на опыт русского поэтического авангарда, В.Соснора разработал оригинальную художественную систему, сочетающую свободу самовыражения со сверхличным ощущением трагизма бытия, раскованность языковых экспериментов со строгим чувством гармонии.

Последние, итоговые книги В.Сосноры – «Флейта и прозаизмы» (2000), «Двери закрываются» (2001), «Стихотворения» (2006), в которых большинство произведений написано верлибром, а часто и белым стихом.

Александр Семенович Кушнер – автор многочисленных книг. Поэт наследует принципы, заложенные акмеистами, – образность в описании и вескость художественных деталей.

Поэт чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству.

Поэзия для А.Кушнера движима одной из серьезных социальных идей – скрытым конфликтом между личностью и государством. Поэт открыто заявляет о своих гражданских тревогах:

Мы жили в решающий год, завершающий год,

Какой-то еще тоже ающий, прущий,

Всех опережающий, нас выводящий вперед

И к нам придвигающий пышные райские кущи.

Основными темами сборника «В новом веке» являются темы веры («Верю я в Бога или не верю в бога…»), экологии природы и экологии души человека («За землетрясенье отвечает…»), осмысления вечных философских категорий («Люди, кем-то замечено, делятся также на тех…», «Иисус к рыбакам Галилеи…»), рассуждения о современной жизни и искусстве («Современники», «Прощание с веком»).

Люди, кем-то замечено, делятся также на тех,

Кто кидается мяч, перепрыгнувший через ограду,

Игрокам перебросить за прутья, сквозь пихтовый мех,

Нетерпение их разделяя вполне и досаду,

И на тех, кто не станет за вещью бросаться чужой:

За перчаткой, упавшей из рук незнакомца, за шляпой…

Я не знаю, кто лучше, второй ли, с закрытой душой,

Погруженной в себя, или первый, готовый с растяпой

Разделить его промах: у первого, может быть, нет

Настоятельных мыслей, к себе приковавших вниманье,

Между тем как второй… Впрочем, кто его знает… На свет

Не рассмотришь ни ум, ни тоску, ни изъян в воспитанье.

 

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) – поэт сложной судьбы, автор книг «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Заметки папоротника» (1990), «На околицах Атлантиды» (1992). В 1964 году против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве, его приговорили к ссылке в Архангельскую область, где он пробыл полтора года. В 1965 году И.Бродский возвращается в Ленинград. Тогда же были опубликованы его четыре поэмы, однако большинство поэтических произведений поэта публиковались на Западе («Стихотворения и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1970)). С 1972 года – период эмиграции. В это время И.Бродский пишет стихи, прозу на двух языках, преподает в университете в США, переводит на русский язык произведения английских поэтов. В 1987 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью».

Стихотворения И.Бродского насыщены философской глубиной, рефлексивностью, метафоричностью и вместе с тем отличаются конкретностью

образов.

Для творчества И.Бродского характерны следующие признаки: использование сквозных символов (Время, Смерть, Слово); преобладание философичности в лирике, медитативность, рефлексивность в лирике; увлеченность библейской и античной тематикой.

 

Литература

 

Русская литература: учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений

/Н.И.Мищенчук [и др.]; под ред. Н.И.Мищенчук, Т.Ф.Мушинской. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 336 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: