Пояснительная записка
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Материаловедение» предназначены для студентов по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1 Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Материаловедение» студенты должны:
Уметь
- определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их;
- определять твердость материалов;
- определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
- подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей
Знать
- виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
- виды прокладочных и уплотнительных материалов;
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;
|
- классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
- методы измерения параметров и определения свойств материалов;
- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
- основные свойства полимеров и их использование;
- особенности строения металлов и сплавов;
- свойства смазочных и абразивных материалов;
- способы получения композиционных материалов;
- сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в Таблице 1
Таблица 1
№ темы | Кол-во часов | Вид самостоятельной работы | Форма контроля |
1.1 | Подготовка к лабораторным работам | Сдать отчет | |
1.2 | Подготовка к практическим занятиям | Сдать отчет | |
1.3 | Подготовка к лабораторным работам | Сдать отчет | |
2.1 | Подготовка к лабораторным работам | Сдать отчет | |
2.2 | Подготовка к контрольной работе | Сдать отчет | |
2.3 | Составление конспекта | Сдать отчет | |
2.4 | Составление конспекта | Сдать отчет | |
2.5 | Подготовка к лабораторным работам | Сдать отчет |
Сроки выполнения самостоятельных работ указаны в таблице 2
|
Таблица 2
3 семестр | |
1 неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 1 |
1 неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 2 |
2 неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 3 |
2неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 4 |
3 неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 5 |
3 неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 6 |
4 неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 7 |
4 неделя | Внеаудиторная самостоятельная работа№ 8 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Тема: Ознакомление с методикой измерения твердости по Роквеллу и Бринеллю.
Цель: Подготовиться к выполнению предстоящей лабораторной работы;
Задание: Подготовка к лабораторным работам
Теоретические основания:
Подготовка к лабораторным работам включает в себя изучение конспекта занятий и методических указаний к выполнению лабораторных работ.
Конспект – систематическая, логически связная, запись. Это одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу.
Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения.
Ценность конспекта:
Конспект нужен для того, чтобы перевести информацию из кратковременной в долговременную память, где она хранится очень долгое время. А ведь для этого мы и учимся – чтобы приобрести знания... Чтобы перевести знания в долговременную память, их нужно осмыслить. Конспект как раз помогает это сделать.
Конспект – это краткое изложение темы. Краткость хороша тем, что в конспекте представлена только основная информация. Считается, что конспект должен быть по объему как минимум втрое меньше оригинала.
При помощи конспектирования легко готовиться к экзамену. Если студенту приходится самому писать конспект, он тщательно работает с материалам, то есть сам отделяет главное от второстепенного, осмысливая информацию. В конечном счете конспектирование – это форма подготовки к экзамену или зачету.
По конспекту легко повторять. Самый быстрый способ освежить тему в голове – это почитать конспект. Тут и ключевые термины, и опорные слова, и самые важные принципы, правила, нормы.
Дидактический материал темы:
Кристаллическая решетка, объемно-центрированная кубическая решетка, гранецентрированная кубическая решетка, зерно, область раздела фаз.
Требования к выполнению и оформлению:
- задание выполняется в тетради для ВСР (рукописный вариант) или на листах формата А4 (печатный вариант);
- конспект должен содержать: название, тему, цель задания, план; описание выбранного процесса; перечень используемой литературы
- внимательно прочитайте сделанное вами описание и проверьте, соблюдена логическая последовательность в выполненной работе.
Критерии оценивания внеаудиторной самостоятельной работы:
«5» (отлично) - полностью выполненная работа в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению;
«4» (хорошо) - полностью выполнена работа, но допущены две незначительные ошибки;
«3» (удовлетворительно) - полностью выполнена работа, но допущены три незначительных ошибки, или одна грубая ошибка;
«2» (неудовлетворительно) - если студент не приступал к работе или работа выполнена на 50%.
Форма контроля:
- сдать отчет по ВСР.
Список литературы
1. Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования/А.М. Адаскин, В.М. Зуев.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2009.-288с.