Техническая характеристика ясов




 

Тип ясса   Наружный диа­метр корпуса, мм   Присоединитель­ная резьба верхнего конца Длина, мм   Общая масса, кг  
ЯУ-235   З-171    
ЯУ-215   З-171    
ЯУ-190   З-147    
ЯУ-170   З-147    

 

Примечания: 1. Диаметр канала шпинделя 75 мм, длина свобод­ного хода ясса 2000 мм. 2. Присоединительная резьба нижнего конца ясса 3-147.

 

Ясс ударно-вибрационный (рис; 10.3.) состоит из корпуса и шпиндельной части. Корпус соединяется с колонной бурильных труб при спуске в скважину с помощью переводника 1 и служит для нанесения ударов ударником 9, а также для создания вибрации при вращении инструмента под натяжением с помощью наклонных кулачков ударника.

В переводнике смонтированы кольцо 2, пружина 3, муфта отбойная 4 с квадратным сечением направляющей хвостовой части. Продольное перемещение отбойной муфты ограничивается двумя упорами 5, расположенными в нижней части переводника. Переводник и ударник соединены кожухом 6.

Шпиндельная часть служит для захвата свободного конца прихваченной колонны с помощью ниппельного конца или навин­ченного на него инструмента (метчика, колокола, седла, ка­либра и т.д.) и состоит из шпинделя 8 и закрепленных на нем головки 7 и наковальни 10. Головка имеет на одном торце прямые, а на другом - наклонные кулачки.

Для исключения возможного самоотвинчивания при левом вращении инструмента головка соединяется штифтом со шпин­делем. Уплотнение зазоров между корпусом и шпинделем дости­гается резиновыми манжетами.

Ясс спускают в скважину на бурильных трубах. При дости­жении яссом прихваченной части колонны его шпиндель упи­рается в торец колонны и при дальнейшем опускании ясс «вы­бирает» свой свободный ход.

Последующее вращение бурильной колонны вызывает под действием пружины зацепление кулачков отбойной муфты с ку­лачками головки, после чего· вращение колонны передается шпинделю, что способствует захвату конца прихваченной колонны. Убедившись в надежном соединении с прихваченной ко­лонной труб (по показаниям манометра и индикатора веса), приступают к освобождению инструмента нанесением ударов ударником по наковальне. Удары создают частичным весом инструмента при расхаживании или вибрационной нагрузкой при вращении колонны под натяжением.

Характеристика ударно-вибрационных яссов приведена в табл. 10.1.4.

Таблица 10.1.4.

Тип ясса   Наруж­ный диаметр корпуса, мм   Диаметр канала шпинде­ля, мм   Длина свободно­го хода ясса, мм   Присоединительная резьба   Длина, мм   Общая масса, кг  
верхнего конца   нижнего конца  
ЯУВ-235       3-147   3-147      
ЯУВ-215       3-147   3-147      
ЯУВ-190       3-147   3-121      
ЯУВ-170       3-121   3-121      
ЯУВ-127       3-101   3-101      

 

Устройство УЛП-190-1 конструкции ВНИИКРнефти предназначено для ликвидации прихватов нане­сением по прихваченной части ударов, направленных сверху вниз или снизу вверх.

Устройство (рис. 10.4.) состоит из корпуса 4 и стержня 3, на котором находятся кулачки 3, имеющие на боковой поверх­ности зубчатые элементы, входящие в зацепление с ответными зубчатыми элементами на корпусе. На стержне установлен уплотнительный манжет 2, поджатый гайкой 1.

Рис. 10.3. Ясс ударновибрационный
Рис. 10.2. Ясс ударный

 

Для соединения с трубами или ловильным инструментом устройство снабжено резьбами 3-147 и 3-121. Сквозь стержень проходит отверстие для промывки и пропуска торпеды.

 

Техническая характеристика УЛП-190-1
Наружный диаметр корпуса, мм  
Длина, м  
Статическая растягивающая нагрузка, МН 1,5
Допустимая рабочая нагрузка, МН 0,7
Ударная нагрузка, МН  
Диаметр промывочного канала, мм  
   

 

Рис. 10.4. Устройство УЛП-190-1

Принцип работы устройства основан на нанесении ударов по прихваченному инструменту и создании осевых нагрузок на него при выходе зубчатых секторов из зацепления. Удары наносятся сверху или снизу в зависимости от необходимости проведения определенных технологических операций.

Операции по ликвидации прихватов с помощью УЛП-190-1 осуществляются в соответствии со специальной инструкцией.

 

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЯССЫ

 

Гидравлические яссы служат для обеспечения снятия пакера с места или при ликвидации прихвата хвостовика и фильтра. В зависимости от конструктивного исполнения яссы можно разделить на две основные груп­пы: открытого и закрытого типов. Тормозная камера яссов открытого типа соединяется с затрубным пространством и заполнена промывочной жидко­стью. Растягивающее усилие, необходимое для их включения в работу, за­висит от гидростатического давления столба бурового раствора в затрубном пространстве В яссах закрытого типа тормозная камера заполняется

жид­костью (специальной, например, маслом МС-20) и герметично изолируется от контакта с буровым раствором

В отличие от яссов открытого типа растягивающее усилие, необходимое для включения в работу ясса закрыто­го типа, не зависит от величины гидростатического давле­ния столба промывочной жидкости в затрубном простран­стве, что является одним из основных его преимуществ. Принципиальная схема ясса закрытого типа изображена на рис. 10.5. При передаче сжимающего усилия подвижной шток 2 с поршнем 3 занимает граничное нижнее состояние относительно корпуса 1. Для включения ясса в работу на шток 2 через колонну бурильных труб передается растяги­вающее усилие. При этом шток своим выступом прижима­ется к седлу поршня 3 и тормозная жидкость может пере­текать в подпоршневое пространство лишь по кольцевой щели малого сечения. Благодаря этому создается значи­тельное гидравлическое сопротивление перетока жидкости, в результате чего нижняя часть бурильных труб со штоком 2 передвигается медленнее ее верхней части и колонна растягивается в пределах упругой деформации. По истече­нии некоторого времени поршень 3 выходит в расширен­ную часть корпуса 1. При этом гидравлическое сопротив­ление перетока жидкости мгновенно исчезает, шток 2 под воздействием усилия упругой деформации колонны бу­рильных труб резко перемещается в граничное

верхнее состояние и ударяется выступом в торец камеры. Этот удар через корпусные детали ясса передается оборудованию, расположенному ниже. Для создания повторного удара достаточно опять передать на шток 2 сжимающую нагрузку, под воздейст­вием которой он вместе с поршнем свободно вернется в граничное нижнее состояние, а затем повторить подъем колонны бурильных труб.  

Рис. 10.5.

Ясс закрытого типа

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: