Тип ясса | Наружный диаметр корпуса, мм | Присоединительная резьба верхнего конца | Длина, мм | Общая масса, кг |
ЯУ-235 | З-171 | |||
ЯУ-215 | З-171 | |||
ЯУ-190 | З-147 | |||
ЯУ-170 | З-147 |
Примечания: 1. Диаметр канала шпинделя 75 мм, длина свободного хода ясса 2000 мм. 2. Присоединительная резьба нижнего конца ясса 3-147.
Ясс ударно-вибрационный (рис; 10.3.) состоит из корпуса и шпиндельной части. Корпус соединяется с колонной бурильных труб при спуске в скважину с помощью переводника 1 и служит для нанесения ударов ударником 9, а также для создания вибрации при вращении инструмента под натяжением с помощью наклонных кулачков ударника.
В переводнике смонтированы кольцо 2, пружина 3, муфта отбойная 4 с квадратным сечением направляющей хвостовой части. Продольное перемещение отбойной муфты ограничивается двумя упорами 5, расположенными в нижней части переводника. Переводник и ударник соединены кожухом 6.
Шпиндельная часть служит для захвата свободного конца прихваченной колонны с помощью ниппельного конца или навинченного на него инструмента (метчика, колокола, седла, калибра и т.д.) и состоит из шпинделя 8 и закрепленных на нем головки 7 и наковальни 10. Головка имеет на одном торце прямые, а на другом - наклонные кулачки.
Для исключения возможного самоотвинчивания при левом вращении инструмента головка соединяется штифтом со шпинделем. Уплотнение зазоров между корпусом и шпинделем достигается резиновыми манжетами.
Ясс спускают в скважину на бурильных трубах. При достижении яссом прихваченной части колонны его шпиндель упирается в торец колонны и при дальнейшем опускании ясс «выбирает» свой свободный ход.
|
Последующее вращение бурильной колонны вызывает под действием пружины зацепление кулачков отбойной муфты с кулачками головки, после чего· вращение колонны передается шпинделю, что способствует захвату конца прихваченной колонны. Убедившись в надежном соединении с прихваченной колонной труб (по показаниям манометра и индикатора веса), приступают к освобождению инструмента нанесением ударов ударником по наковальне. Удары создают частичным весом инструмента при расхаживании или вибрационной нагрузкой при вращении колонны под натяжением.
Характеристика ударно-вибрационных яссов приведена в табл. 10.1.4.
Таблица 10.1.4.
Тип ясса | Наружный диаметр корпуса, мм | Диаметр канала шпинделя, мм | Длина свободного хода ясса, мм | Присоединительная резьба | Длина, мм | Общая масса, кг | |
верхнего конца | нижнего конца | ||||||
ЯУВ-235 | 3-147 | 3-147 | |||||
ЯУВ-215 | 3-147 | 3-147 | |||||
ЯУВ-190 | 3-147 | 3-121 | |||||
ЯУВ-170 | 3-121 | 3-121 | |||||
ЯУВ-127 | 3-101 | 3-101 |
Устройство УЛП-190-1 конструкции ВНИИКРнефти предназначено для ликвидации прихватов нанесением по прихваченной части ударов, направленных сверху вниз или снизу вверх.
Устройство (рис. 10.4.) состоит из корпуса 4 и стержня 3, на котором находятся кулачки 3, имеющие на боковой поверхности зубчатые элементы, входящие в зацепление с ответными зубчатыми элементами на корпусе. На стержне установлен уплотнительный манжет 2, поджатый гайкой 1.
|
|
|
Для соединения с трубами или ловильным инструментом устройство снабжено резьбами 3-147 и 3-121. Сквозь стержень проходит отверстие для промывки и пропуска торпеды.
Техническая характеристика УЛП-190-1 | |
Наружный диаметр корпуса, мм | |
Длина, м | |
Статическая растягивающая нагрузка, МН | 1,5 |
Допустимая рабочая нагрузка, МН | 0,7 |
Ударная нагрузка, МН | |
Диаметр промывочного канала, мм | |
Рис. 10.4. Устройство УЛП-190-1
Принцип работы устройства основан на нанесении ударов по прихваченному инструменту и создании осевых нагрузок на него при выходе зубчатых секторов из зацепления. Удары наносятся сверху или снизу в зависимости от необходимости проведения определенных технологических операций.
Операции по ликвидации прихватов с помощью УЛП-190-1 осуществляются в соответствии со специальной инструкцией.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЯССЫ
Гидравлические яссы служат для обеспечения снятия пакера с места или при ликвидации прихвата хвостовика и фильтра. В зависимости от конструктивного исполнения яссы можно разделить на две основные группы: открытого и закрытого типов. Тормозная камера яссов открытого типа соединяется с затрубным пространством и заполнена промывочной жидкостью. Растягивающее усилие, необходимое для их включения в работу, зависит от гидростатического давления столба бурового раствора в затрубном пространстве В яссах закрытого типа тормозная камера заполняется
|
жидкостью (специальной, например, маслом МС-20) и герметично изолируется от контакта с буровым раствором
В отличие от яссов открытого типа растягивающее усилие, необходимое для включения в работу ясса закрытого типа, не зависит от величины гидростатического давления столба промывочной жидкости в затрубном пространстве, что является одним из основных его преимуществ. Принципиальная схема ясса закрытого типа изображена на рис. 10.5. При передаче сжимающего усилия подвижной шток 2 с поршнем 3 занимает граничное нижнее состояние относительно корпуса 1. Для включения ясса в работу на шток 2 через колонну бурильных труб передается растягивающее усилие. При этом шток своим выступом прижимается к седлу поршня 3 и тормозная жидкость может перетекать в подпоршневое пространство лишь по кольцевой щели малого сечения. Благодаря этому создается значительное гидравлическое сопротивление перетока жидкости, в результате чего нижняя часть бурильных труб со штоком 2 передвигается медленнее ее верхней части и колонна растягивается в пределах упругой деформации. По истечении некоторого времени поршень 3 выходит в расширенную часть корпуса 1. При этом гидравлическое сопротивление перетока жидкости мгновенно исчезает, шток 2 под воздействием усилия упругой деформации колонны бурильных труб резко перемещается в граничное
|
Рис. 10.5.
Ясс закрытого типа