Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ




ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Тренинг 166. Вставьте там, где это необходимо, Ь.

Ру(с, сс)кая печ_, очевидная лож_, снег падал с крыш_, вер­ный товарищ_, острый меч_, стереч_, волнуеш_ся, пострич_ся, отреж_те, поднапряч_ся, пять тысяч_, успех впечатляющ_, пирог хорош_, материал линюч_, во_дух свеж_, цветок пахуч_, восем_сот, настеж_, напроч_, выйти замуж_, (на) отмаш_, ему (не) втерпёж_, двенадцат_, пять тысяч_, лиш_ я это знаю, оркестр играл туш_, вкусный овощ_, уж_ полноч_.

Тренинг 167. Задание: вставьте, где это необходимо, Ь, раскройте скоб­ки.

Пустош_, блестящ_, назнач_те, настеж_, пр_небреч_, из (за) дач_, плющ_, пламя пожарищ_, обналич_те, пр_небреч_, фалып_, дремуч_, (не) опрокин_те, плащ_ макинтош_, выйти замуж_, проб_ёш_ бреш_, вызывающ_, спряч_ся, б_ёш_ (на) отмаш_, силач_ могуч_, муж_ неуклюж_, ведёшь_ репортаж_, слышиш_ плач_, подготов_тесь, силач_ широкоплеч_, лиш_ семь тысяч_, точ_ (в) точ_, ёж_ колюч_.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Общее задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Тренинг 168

Он учит_сяучит_ся, упадёш_ навзнич_, гореч_ неудач_, плащ_ горюч_, даёш_ мелоч_, ребёнок пригож_, откроеш_ окно настеж_,намаж_те хлеб маслом, взялся за гуж_ - не говори, что не дюж_; с_еш_те калач_; уж_ замуж_ ей, видиш_ ли, (не) втерпёж_; заточиш_ меч_- и забота с плеч_; встан_те завтра поран_ше, туш_ сплош_ залила чертёж_, луч_ солнца пробился из (за) туч_, в зелени чащ_ глуш_ итиш_, с барж_ сгрузиш_ кирпич_, врач_ торопит_ся оказать помощ_, сдаш_ в багаж_ партию лыж_, не любиш_ фальш_ и лож_.

Тренинг 169

Реп_ртаж_ хорош_, не тревож_тесь за молодёж_, лиш_ дич_ успела испеч_ся, ландыш_ свеж_ и пахуч_, спряч_ся в камыш_, ро_кош_ жилищ_, силач_ могуч_ и широкоплеч_, гореч_ (не) удач_, (не) жажд_ш_ этих встреч_, пр_возмоч_ гореч_ пор_жений, с барж_ сгружали кирпич_, врач_ оказал помощ_, распахнёш_ в (пол) ноч_ окно настеж_, окажеш_ помощ_ в решени_ тысяч_ задач_, он точ_ (в) точ_ похож_ на меня, уж_ уполз врож_, этот вид впечатляющ_ лиш_ с крыш_ дач_, этот врач_ вездесущ_ и всезнающ_, хорош_ блеск партера и лож_.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 170. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом.

1) Обожжёш_ся на молоке дуеш_ на воду. 2) (Матушка) рож_ кормит всех сплош_ а (матушка) пш_ница по выбору. 3) (Хлеб) соль еш_ а правду реж_. 4) Что посееш_ то и пожнёш_. 5) Не тот хорош_ кто лицом пригож_ а тот хорош_ кто на дело гож_. 6) Каж­дый зряч_ но не каждый врач_. 7) Тощ_ как хвощ_. 8) Взялся за гуж_ не говори что (не) дюж_. 9) Под гору (в) скач_ а (на) гору хоть плач_. 10) Не натопиш_ печ_ не погрееш_ся. 11) Еш_ пока рот свеж_ а завянеш_ (н_) (на) что (не) взглянеш_. 12) Лес сеч_ — не жалеть плеч_. 13) Счастье не лошадь его не запр_жёш_. 14) Море п_ском (н_) засыплеш_. 15) В воде рыбы много всей (н_) выловиш_. 16) Жгуча кр_пивародит_ся да в щах пр_годит_ся. 17) Счастье без ума — дырявая сума; где найдёш_ там и сгубиш_. 18) У кого счастье пов_дёт_ся у того и петух несёт_ся. 19) Идти на рать так бердыш_ брать. 20) Где кто родит_ся там и пр_годит_ся. (Русские народные пословицы)

Тренинг 171. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

1)...Но, боже мой, какая скука / С больным сидеть и день и ноч_, / Не отходя (н_) шагу проч_. 2) Прошу мою послушатьреч_: / Я вас хочу пр_достереч_. 3) Но, шумом бала ут_мле(н, нн)ый / И утро в (пол) ноч_ обратя, / Сп_койно спит в тени блаже(н, нн)ой / Забав и роск_ши дитя. 4) Он из (Г, г)ермани_ тума(н, нн)ой /Пр_вёзуч_ности плоды: / (Вольно)любивые мечты, / Дух пылкий и д_вольностра(н, нн)ый, / Всегда возвыш_(н, нн)уюреч_ / И кудри ч_рные до плеч_. 5)...Я вышла (за) муж_. Вы д_лжны, /Я вас прошу, меня оставить. 6) Хоть толку мало вообще / Он в письмах вид_л не вотще, / Но, знать, сердечное стр_данье / Уже пр_шло ему (не) вмоч_. / Вот вам письмо его (точ_) в (точ_). 7) Когда (нибудь) / Заед_м к ним; ты их обяжеш_; / А то, мой друг, суди ты сам: / Два раза загл_нул, а там / Уж_ к ним и носу (н_) покажеш_. 8) В чертах у Ольги жизн_ нет. / (Точ_) в (точ_) в ВандиковойМадо(н, нн)е.... 9) Я это потому пишу, / Что сам давно уж_ не грешу. 10)...Кто в двадцат_ лет был франт иль хват, / А в тридцат_ выгодно ж_нат; / Кто в пят_десятосв_бодился / От час_ных и других долгов. 11) Вот крупной солью свет_ской злости / Стал оживлят_ся разговор. 12) Но полно. Мне пора занят_ся / Письмом красав_цы моей; / Я слово дал, и что ж? ей (ей), / Теперь готов уж_ отказат_ся. 13) Он так привык терят_ся в этом, / Что чуть с ума (н_) св_ротил / Или не (з, с)делался поэтом. / Пр_знат_ся: (то) то б од_лжил. 14) И, чтоб её ра(с, сс)е_ть горе, / Разумный муж_ уехал (в)скоре / Всвою д_ревню...(А. С. Пушкин.Евгений Онегин)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 172.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения текста. Выделенные полужирным курсивом слова раз­берите по составу.

Когда случалось проспать охоту лиш_ тогда отдых был хорош_ и пр_ятен. Проснёш_ся и долго лежиш_ в постел_. Потом (не) спеша оден_ш_сяоткроеш_ (на) стеж_ окна поброд_ш_ по саду найдёш_ в опавш_й листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко и почему (то) оно покажет_сяособен_овкус_ным. Затем прим_ш_ся за книги и невольно увлечёш_ся невольно начинаеш_ волноват_ся читая чью (то) наивную лож_. А уж_ потом наткнёш_ся на «сатирические и филосо_скиесоч_нения господина Вольтера» и долго упиваеш_ся милым и манерным слогом пере­вода. И (по) немногувсер_ценач_наетзакрад_ват_ся сладкая и странная тоска...(82 слова) (По И.А. Бунину)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 173. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Лечиш_ свищ_, туш_ для рисования, чу_ствуеш_ фалып_, это чуш_, уча_тник кровавых сеч_, озеро Сиваш_, рыба-меч_, волно­вался не хочет_ся, оркестр играл туш_, о чём биш_ ты говориш_, писательница Войнич_, это лиш_ гуаш_, вышла (за) муж_, видиш_ рубеж_, соберёш_ ветош_, с_бака породы мордаш_, врач_ Иванова, город Керч_, продает_ся лещ_, примеш_ душ_; сдаш_ в багаж_ патронташ_, саквояж_, гуаш_ и пейзаж_.

Тренинг 174. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Проигрыш_ десяти тысяч_, отправит_сякупат_ся не удаст_ся, картеч_ рвёт_ся на фоне пожарищ_, этот фарш_ стоит лиш_ один грош_, повал ш_ся (на) взнич_ и (на)проч_ потерять ощу­щение врем_ни, (рыба) лещ_, из (за) шифера крыш_ загородных дач_ видна зелень окрес_ных рощ_ и чащ_; ребёнок хорош_, при- гож_, но (н_) (на) что (не) гож_; упадёш_ (на) взнич_; откроеш_ окна (на) стеж_, был он всеведущ_ и всезнающ_, не тревож_тесь из-за этих пяти тысяч_, лещ_ да ёрш_ в ухе хорош_; ландыш_ пахуч_, а сит_ц линюч_.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 175. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчерк­ните глаголы, стоящие в неопределенной форме.

1) Семь раз отмерь, один раз отреж_. 2) Не плюй в колод_ц: пр_годит_ся воды напит_ся. 3) (Н_) натоп_ш_ — (н_) согрееш_ся. 3) Острым топ_ром камня (н_) переруб__ш_, лиш_ топор иступ_ш_. 4) Что в сер_цеварит_ся, на лице (н_) утаит_ся. 6) Не играй с огнём — мож_ш_ обжечься. 7) Рубашка износ_т_ся, а доброе дело (н_) забуд_т_ся. 8) Как постел_ш_, так и высп_ш_ся. 9) Как аукн_т__ся, так и откликн_т_ся. 10) Игра стоит свеч_. 11) Умел ошибит__ся, умей и и_правит_ся. 12) День да ноч_ — сутки проч_. 13) Люди (с, сс)ор_т_ся, а воеводы корм_т_ся.14) Грам_те учит_­ся — (в) перёд пр_годит_ся. 15) Снег глубок — год хорош_. 16) Цар­ство разделит_ся, скоро разорит_ся. 17) Неволя, неволя — боярский двор: ходя — наеш_ся, стоя — высп_ш_ся. 18) Перед Богом ставь свеч_ку, а перед судьёй — меш_к. 19) Шилом моря (н_) нагрееш_, и от бурлач_ства (н_) разб_ гатееш_.(Русские народные пословицы и поговорки)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 176. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте полный синтаксический разбор первых двух предложений и начертите их схемы. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом. К каким частям речи относятся выделенные курсивом слова?

Стоит (на) проч_ забыть о насущных делах и пойти в лес как сразуже забываеш_ про городскую суету и десяткитысяч_ неот­ложных дел. Идёш_ в глубину берёзовых рощ_ и сосновых чащ_ дышиш_ во_духом который пахуч_и свеж_. А если совсем уж_ (не) (в) терпёж_ от июльской жары окунёш_ся в огненно (холод­ную) воду лесной реч_нки. В первую с_кундупокажет ся что не можеш_ дышать. Но скоро придёш_ в себя и поплывёш_ зад_вая руками за илистое реч_ное дно. Потом оденеш_сяотдохнёш_ пару минут на поросш_м осокой берегу и пойдёш_ искать подб_рёзовикимох_викил_сички все те чудесные дары леса о которых так м_чталось холодной и снежной зимой. А дома растоп_ш_ сушн_компеч_ ибуд_ш_ слушать как сч_тает чьи (то) годы лесная кукушка.(112 слов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: