Развитие французской психологии




Жюльен Офре Ламетри (1709-1751). В своей теории, изложенной в труде «Человек-машина», Ламетри соединил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел. Душа действительно существует, но ее невозможно отделить от тела. Поскольку тело – машина, то и человека в целом со всеми его душевными способностями представляет собой всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат.
Существует единственная субстанция – материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения.

Источником активности человека служат его потребности. Потребности Ламетри понимает натуралистически: основными для человека являются его потребности как природного существа (в пище, в наслаждениях и т.п.). Поэтому и счастье состоит в удовлетворении органических потребностей и в телесных удовольствиях. Высшие удовольствия производны от чувственных и доступны немногим людям.

Человек и животное не есть «автоматы», только реагирующие на раздражители извне. Это активные организмы со своими потребностями, которые они должны удовлетворять, а это вызывает необходимость психической деятельности.

Развивал сенсуалистический подход в теории познания Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780).
Кондильяк доказывал ведущую роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении таких психических процессов, как память, мышление, внимание и т.д. Кондильяк выводит из одной только способности обонятельного ощущения все остальные психические процессы. Он утверждает, что способности человек не получает от природы. От природы он получает только органы, которые могут предупредить его при помощи удовольствия или страдания о том, к чему человек должен стремиться и чего избегать. Через свой опыт человек сам воспитывает себя.

Наиболее развернутое исследование процесса познания дал Дени Дидро (1713-1784). Внешний мир порождает ощущения, которые обобщает наш разум, формируя суждения и понятия. В то же время Дидро не мог не видеть, что ощущения не только субъективны, но и не совсем точны. Поэтому он настаивал на необходимости проверять данные органов чувств измерениями и опытом, который связывает наше сознание с внешним миром. Постепенно обобщая полученные при наблюдении и опытах разрозненные факты, разум создает истинные понятия о вещах.

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) в своих работах «Об уме», «О человеке» также исходил из того, что основой знаний являются ощущения. Большую роль он отводил и памяти, которую считал «длящимся, но ослабленным ощущением». Важным вопросом в теории Гельвеция стало изучение природы и развития способностей, их связью с наследственностью и воспитанием.

Гельвеций особое место отводил способностям, которые приобретаются в процессе жизни. Под способностями он понимал возможность хорошо или отлично выполнить определенную деятельность. Естественно, что при таком понимании Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения.
Такой подход убеждал его во всеобщем природном равенстве людей, индивидуальные различия которых объясняются лишь разным социальным положением и воспитанием. Воспитание, по мнению Гельвеция, самая важная причина неравенства умов.
Иначе решал проблему человеческих способностей Дидро. Он дал трактовку способностей, в которой признал их врожденность и, как следствие, природное неравенство людей, их различную природную организацию.


Жан Жак Руссо (1712-1778). Свои взгляды на психическую природу ребенка он изложил в известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Он создал первую развернутую периодизацию психического развития. Первый период – от рождения до двух лет, - с точки зрения Руссо, надо посвятить физическому развитию ребенка. Второй период – от 2 до 12 лет – необходимо посвятить сенсорному развитию детей. Развитие ощущений является основой будущего развития мышления.

Целенаправленное обучение следует осуществлять в третий период – с 12 до 15 лет, когда ребенок может адекватно воспринять и усвоить предлагаемые знания. Эти знания должны быть связаны только с естественными и точными науками, а не с гуманитарными, т.к. моральное развитие у детей происходит позже.

В четвертом периоде – от 15 лет до совершеннолетия – как раз и происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жизненного опыта. Этот период «бурь и страстей», в это время крайне необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: