Русское национальное жилище




Изба – это сруб или каркас, составленный из уложенных венцами (горизонтально) брёвен. Один ряд из брёвен или брусьев – венец.

Клеть –4х–угольная основа жилища из дерева или камня, неотапливаемое помещение, использовалась для проживания летом и хранения зимой съестных припасов. Устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах (на фундаменте). Клеть соединялась с жильём сенями, которые были прихожей и служили для защиты жилой комнаты от воздействия дождя, снега и мороза. Позднее сени превратились в большое, имеющее самост. значение помещение для хранения вещей, содержания скота и даже проживания в нём человека в летнее время. Простая мужицкая изба – это 3хкамерное жилище = изба (сруб с печью) + холодные сени (светёлка) + клеть (горница, в которой жили летом) характерна для середняцких хозяйств.

Отапливаемая клеть - изба (истъба, истопка, грыдня) топилась по-чёрному: дым выходил через деревянный дымоход (дымница) или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленными прямо на земле. Окна, предназначенные для выпуска дыма, располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми: их заволакивали доской или специальной крышкой. У богатых людей избы белые – с дымоходом.

Хоромы - все строения одного двора. Ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. [Т. обр, хоромы состояли из нескольких особняков. Цари (князи) жили на верхних этажах]. Нижние этажи назывались подклеты. Жили слуги, дети, дворовые служители. Зд. размещались также погреба или скотницы – кладовая с казной, т.е. имуществом. Жилые подклеты - с волоковыми окнами и печами, нежилые - с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа. [Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей].

Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали. Хоромы состояли из жилых помещений (обычно 3 или 4 горницы: передние сени, крестовая или молельня и постельная) и нежилых помещений для торжественных собраний, приёмов, пиров, состояли из больших помещений, назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей.

Горница - над подклетом на 2-м этаже. Упоминается с 1162 г. Горенка происходит от слова горний _= высокий. Горница от избы отличалась красными окнами - большими окнами с рамами или колодами, а также печью (круглой или 4хугольной, с изразцами, наподобие голландской). Кр. о. могли сочетаться с волоковыми окнами.

Самая освещённая в жилищегорница с красн. окнами - светлица. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Окна прорубались во всех 4х стенах или в 3х. (в горнице окна устраивались в одной или 2х стенах). В светлице, в отличие от горницы, нет печи, точнее, топочной части печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелённый или раскрашенный.

Терем – (чердак, вышка) – 3-й (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом, сенями. По виду напоминает башню с покатой крышей, завершающейся к верхнему своему краю остриём, с красными окнами во всех стенах. К теремам пристраивались башенки - смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища- парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.

Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами – курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась и накрывалась тёсом и берестой. В хоромах кровля устраивалась шатром – со скатами на 4 стороны. На вершине кровли устраивалась флюгер, на князе устанавливались резные гребни.

Крестьянский дом имел до 3х ярусов: нижний – хозяйственный, средний - жилой и третий – летний, хозяйственный и жилой (находился над сенями и назывался вышкой, чердачком).

Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали, т.е. устраивали отдыхи (площадки). Почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками.

На дворе были кладовые в виде плетённого из прутьев шалаша или глиняных мазанок, или из крепко сбитых брёвен. В таких кладовых - житницах всегда были двери, запиравшиеся на ключ. Место для обмолота зерна – гумно, сначала было под открытым небом, затем сделали навес. Житница и гумно объединились в единое целое и стали называться гумно. Двор обносили забором- заплотом из тёсаных брёвен.

Ворота устанавливали на столбы или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах – в 2 щита с калиткой. Иногда устраивали тройные ворота - с 2-мя калитками. Сверху накладывалось бревно – прогон, соединявшее всю конструкцию в единое целое. Покрывались небольшой кровлей и полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома. Над воротами с наружней и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Напр, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша с иконой Спаса Нерукотворного. Величина ворот д б внушительной, чтобы пропустить телегу или сани, гружённые дровами или сеном. Связывая миры внутренний и внешний, ворота участвовали во многих обычаях и обрядах. Во время святочных обрядов девушки бросали свои башмаки. Во время свадебного обряда перед выездом из ворот дружка очерчивал по земле (по снегу) крест; при встрече молодых из церкви в доме жениха для них специально отворяли ворота. В похоронном обряде, наоборот, старались не проносить через двери и ворота; для этого специально прорубали отверстие в стене или крыше и через это отверстие выносили гроб, а затем заделывали дыру (чтобы покойник не нашёл пути обратно в дом). Почётного гостя обязательно встречали за воротами, ещё на улице и провожали до ворот или за ворота.

Окна. Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (такое окно называлось паисным) или использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До 18 в стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна - подъёмные и отворные, волоковые окна - отворные и задвижные. Для защиты от холода и ветра применялись вставни или ставни, которые обивались сукном, они могли быть глухими или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка – щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто «втулялись» или навешивались на петли и закрывались. Окон обычно 3 на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей, которые подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все 3 окна на одной стене задёргивались одной завесой.

На смену волоковому окну, которое закрывалось задвижкой- волоком, пришло косящатое. Его основой служила колода, вставленная в спец. проём в стене дома. В колоду вставлялась рама - оконница. Оконные наличники - обязательная принадлежность конструкции косящ. окна.

Внутренне убранство. ¼ занимала печь (чаще глинобитная, позже из обожжённого кирпича).

В переднем красном углу, расположенном по диагонали от печи – обеденный стол, иконы и лампада в божниц е, украшенные ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками, позже литографиями. Зд. в свадебном обряде сватание, выкуп невесты у подружек, отсюда увозили на венчание, привозили в дом жениха и вели в красный угол. Во время уборки урожая 1-й и последний сноп устанавливали в кр. углу. Совершались ежедневные молитвы. На полки рядом ставили самую красивую посуду. При закладке дома под нижний венец клали деньги, под кр.г.- самые крупные монеты. По стенам, примыкавшим к переднему углу, шили плотно прикреплённые лавки. // лавкам висели полки. До конца 19 в. преобладала неподвижная встроенная мебель.

Печной угол – где выполнялась женская работа, связанная с приготовлением пищи. Была судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшийся как кухонный стол. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус для посуды и пр. Около окна стояли ручные жернова. Печной угол читался грязным местом, поэтому отделяли от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканиной или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печ. угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Зд. женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился 2-й стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Мужчины обычно работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи.

Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу возле дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь – под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в тёплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.

Каждый член семьи знал своё место и за столом. Хозяин сидел под образами, его старший сын – по правую руку, второй сын - по левую, 3-й – рядом со старшим сыном. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Человека, нарушившего порядок, наказывали. В будние дни изба выглядела скромно: стол без скатерти, стены без украшений, в печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

Особо украшались немногие предметы крестьянского обихода: прялки, швейки, рубели.

Красный угол располагался в дальнем углу избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. Это была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. В центре икона, как аналог алтаря. «Без бога - не до порога» - православный оказывал почести прежде всего Царю небесному, а уже потом - хозяину дома. Иконы не вешалась, а размещались на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусном) в определённом порядке: Спаситель и Богородица, особо почитаем на Руси Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец). Из русских святых чаще встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Иконы в домаш. иконостасе располагались подобно церковному иконостасу: слева (по отношению к зрителю) от иконы Христа располагалась икона Богородицы, справа - святителя Николая (заменившего в рус. домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции). Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, больших по размеру иконы Спаса или Богородицы. Также рекомендовалось не размещать над образами Спаса и Борогодицы икон святых.

Красный угол располагался в южной или юго-восточной части помещения, а дверь - в северной. Под окнами избы делались лавки, прикрепляемые неподвижно, кот. иногда украшались «опушкой» (деревянные подзоры) - доской, прибитой к краю лавки наподобие оборки. Брусчатые лавки имели внушительный и массивный вид. Под лавками хранили утварь. У каждой лавки своё предназначение. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. В красный угол приглашённый мог пройти туда только по особому приглашению. Сваты проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. Долгая л - отличалась от других своей длиной, традиционно считалась женским местом (для прядения, вышивания). В похоронной обрядовости покойного клали на л., но не на любую, а расположенную вдоль половиц, и на долгую, поэтому на эти лавки в некоторых губерниях сваты не садились. В противном случае их дело могло разладиться. Короткая лавка – идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка около печи - кутная, на неё ставили вёдра с водой, горшки, чугунки. Пороговая л. шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Л вдоль печи – судная со створками или раздвижными дверцами для посуды. Широкая и короткая мужская л. около двери в виде ящика с откидной плоской крышкой – коник (боковую сторону украшала голова лошади). Это рабочее место мужчин (плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети). Место на лавке было более престижным, чем на скамье. Эпитеты массивных лавок – дубовые, брусовые.

Стол стоял в почетном красном углу, осмысливался как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное время на столе могли находиться лишь хлеб, как правило завёрнутый в скатерть, и солонка с солью. За столом происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой». Стол покрывался домотканной скатертью во время обеда, а после еды снимали или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Тяжёлая основательность стен и мебели, сработанная умелыми, но грубыми мужскими руками, смягчалась произведениями женского рукоделья: скатерть бранная, самобраная, камчатная, берчатая обычно сшивалась из 2х полотен [бранная техника ткачества = выработка ткани с двусторонним узором на лицевой и изнаночной стороне].

Спали на лавках, скамьях, печах. Кровать в русском жилище появилась сравнительно поздно. «Тесовая» = либо тесная, либо из тисового (кедрового) дерева, не подверженное повреждению насекомыми и грибками, ароматное с красноватым оттенком. На кровати лежали «пуховые» перина и подушки и «соболье» одеяло. Чистота в доме, как и количество света – показатели достатка.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: